Исследование мира своего «я».
Свои полевые исследования я начал с перечисления ответов, которые я получил на вопрос «Кто вы?». В этих ответах, которые начинались со слов «Я - ...», сразу же появился определенный шаблон. Во-первых, подобное определение идентичности часто начиналось со слов «Я есть.» или «Я как.» или «Я думаю, что я.». Люди часто выдавали сразу несколько предложений, одно за одним, как в приведенном ниже примере.
Лукас: Анита, можете сказать мне, кто вы?
Анита. О Боже...я... (долгое молчание). Как это выразить словами? (снова молчание). Это чувство! (молчание). Это просто. я была собой задолго до того, как я поняла, что я личность или девочка. Да, я все еще вижу себя девочкой... Сейчас я секретарь... и я думаю, что я верная жена (смеется). Это еще и образ. думаю, я элегантная и привлекательная. и я настойчивая. Я Анита (смеется). Но в первую очередь я - это я. Знаете, просто я! Такая, какой была всегда! (удовлетворенно смеется).
Ответы на этот вопрос люди дают в одной из нескольких типичных форм:
Я Х (Х - синоним «я», то есть Я - это я)
Я Y (Y - имя, т.е. Я - Питер)
Я Z (Z- метафора, т.е. Я - ночной тигр)
Я U (U - качество, т.е. Я гибкий)
Я Е (Е - эмоциональное состояние, т.е. Я счастливый)
Я - существительное V (V - социальная категория, т.е. Я - учитель)
Я - прилагательное V (ценность в рамках социальной категории, т.е. Я - плохой учитель)
Я думаю, я W (W - любая разновидность идентификации, т.е. «Я думаю, я плохой», «Я думаю, я Бог Ра»).
Наряду со всеми этими определениями идентичности мы можем столкнуться и с ответами, которые относятся к сенсорному восприятию и не являются конкретными. Другими словами, ответ ссылается на чувство, образ, звук, запах или вкус. Как в примере «Я.ээ.. мм.. это чувство».
Мы можем часто услышать и выражения вида «это просто.», «это просто идея», «это просто что- то, что вы знаете», «это естественно», «это очевидно», «это чувство внутри». Все они указывают на бессознательную природу самосознания. Подобные выражения используются, когда человек сталкивается с подсознательными ментальными конструкциями, на которых ему не удается сфокусироваться сознательно, даже хотя он абсолютно уверен, что ему известно их содержание.
В работах Бэндлера и Гриндера и их коллег (Деркс и Холландер, 1996а) много внимания уделяется структуре сенсорного восприятия. Как Фоконье (1997) и Гроув (1998), они полагают, что любые понятия приобретают форму трехмерных сенсорных ментальных конструкций. Наряду со словами, которые люди используют для описания своего самосознания, они постулируют свое существование набором сенсорных восприятий, которые проецируются в пространстве и обычно ускользают от признания их сознанием. Самооценка, следовательно - это в первую очередь то, что человек подсознательно ощущает, видит, слышит, обоняет или чувствует на вкус внутри и вокруг себя.
Подобно тому, как мы описали персонификации в Главе 1, нам необходимо рассмотреть самосознание в рамках самого базового человеческого опыта. Если мыслить логически, оно должно базироваться на универсальном первичном опыте «Я здесь». Это, однако, довольно большой шаг, ведь сначала нужно вывести заключение, что подобная вещь вообще существует - а затем исследовать ее у живых существ («Откуда вы знаете, что вы здесь?»)
Идеи Фоконье (1997) предполагают, что слова «я» и «я сам» помогают активировать (как по клику мыши) подсознательные ментальные конструкции. Предполагая, что «конструкция себя» тем или иным образом воспринимается в рамках сенсорных характеристик в ментальном пространстве, я был готов к следующим экспериментам со своими клиентами. Я начал со следующих вопросов:
1. Можете сфокусировать свое внимание на себе - на своем «я»? Скажите себе «я» или «я сам». Ощутили?
2. Что вы чувствуете? Где вы это ощущаете?
3. Что вы видите? Где вы это видите?
4. Вы что-то слышите? Где вы это слышите?
5. Можете почувствовать запах или вкус?
Сразу проявились несколько шаблонов. Прежде всего, удалось довольно успешно заставить людей сфокусировать внимание на их восприятии себя. Во-вторых, им не всегда было легко облечь это восприятие в слова, хотя сопутствующий язык тела был исполнен смысла. В частности, очень часто о точном местоположении ощущений сигнализировали руки, указывая, где человек что-то ощущал, видел или слышал. Я получал полезную информацию, либо (если оно находилось в нескольких метрах от клиента) когда доходил до указанного места, либо (если оно находилось ближе к клиенту) когда просил его указать пальцами точное место.
Паттерны в осознании себя.
В работе со многими клиентами было логичным в процессе исследования их концепции себя поэкспериментировать с ее изменением. Предложения об изменениях повышают степень осознания аспектов восприятия себя. Изменения позволяют прояснить образ и утвердить чувства. Другими словами, в то время как обычный поиск ощущения «себя» позволяет получить лишь довольно смутную идею, как только мы что-то меняем, следует момент более интенсивной осознанности (как реакция ориентации), которая позволяет прояснить и старую, и новую ситуацию.
В целях краткости в этой книге паттерны, обнаруженные мною в ходе терапевтической и исследовательской работы, я представлю обобщенно. Связь между чувствами, образами и звуками себя рассматривается по мере их появления.