Техника 8. Восприятие проблемной персонификации в образе младенца
Показания: улучшение длительных проблемных отношений
Где находится проблемный человек в вашей Социальной панораме?
Оцените свои отношения с проблемной персонификацией по шкале от (1) - нейтральные до (10) - интенсивная ненависть:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.
1. Спросите себя: «Каких глубинных психологических качеств не хватает этой проблемной персонификации, из-за чего он или она так плохо себя ведет?». Запишите свои ответы:
Проблемной персонификации не хватает:
(а) качества __________________,
(б) качества __________________,
(в) качества __________________.
2. Подумайте о недостающем качестве (а) и спросите себя: «Когда я в полной мере обладал этим качеством?»
3. Найдите воспоминания о подобной ситуации. Пусть это будет ситуация, происходящая в определенном месте и определенном времени.
4. Переживите обладание этим качеством (а) как можно более интенсивно, воспринимая при этом время, место, образы, звуки и запахи. Сконцентрируйтесь на полном обладании качеством (а). Что вы делаете? Что вы себе говорите? Что вы замечаете?
5. Удерживая в уме качество (а), выберите цвет, который ему соответствует. Окружите себя облаком этого цвета, в то же время усиливая ощущение использования этого качества.
6. Представьте себе проблемную персонификацию в образе младенца. Наблюдайте, как он или она лежит в колыбели. Пошлите ему/ей недостающее качество (а) в виде луча окрашенного лазерного цвета. Продолжайте посылать до тех пор, пока не увидите, что этого качества у младенца достаточно до конца его жизни. Повторите то же самое с другими недостающими качествами.
7. Представьте себе, как этот младенец растет, обладая всеми этими качествами. Смотрите, какое влияние это оказывает на личность, которой он станет.
8. Проверьте себя, представив встречу с проблемной личностью. Какое влияние это оказывает на ваше отношение к ней?
Где в вашей Социальной панораме теперь находится проблемная личность?
Снова оцените свои отношения с проблемной персонификацией по шкале от нейтральных (1) до интенсивной ненависти (10).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.
Заключительные выводы.
Помогать людям улучшить социальную жизнь с помощью техник, описанных в этой Главе - это замечательный способ узнать о бессознательном социальном познании. Всем академическим читателям я бы порекомендовал сразу же протестировать то, о чем вы прочитали. (37). Именно такие эксперименты и вызвали к жизни модель Социальной панорамы. Информация, изложенная в двух последующих главах, также в значительной степени является результатом пути проб и ошибок в терапевтической практике.
Глава 3. Самосознание.
Я - центр социального мира.
В Главе 1 мы представили самосознание как один из девяти основных факторов персонификации. Считается, что суть восприятия себя - это ощущение себя, или «кинестетическое я». Эта точка тела функционирует как ядро социальной солнечной системы человека - кинестетическое «я» формирует центр Социальной панорамы большинства людей. Это то место в ментальном пространстве, в котором отношениям придается форма.
В норме самосознание человека сопровождает ощущение себя как спутник - воображаемое облачко, которое находится впереди человека. Это можно представить себе следующим образом: если бы ваше тело было проектором, оно проецировало бы ваши образы себя в пространстве перед собой. Эти спроецированные образы себя - это обобщенные схематические картинки, которые обычно настолько неясны, что сознание их не воспринимает. Но какими бы смутными они ни были, образы себя оказывают огромное влияние на социальную жизнь, так как они диктуют нашу позицию и нашу роль.
В этой главе мы рассмотрим динамику самосознания в контексте бессознательного социального познания. Как только мы установим правила восприятия себя в контексте социальной жизни, мы сможем взглянуть на терапевтическое применение этих знаний. Их можно применять во всех сферах, где у людей возникает проблема с уверенностью в себе, социальными ролями, комплексами неполноценности или превосходства, негативным образом себя, авторитетом, идентичностью или слабым эго.