Персонификации, которые сложно обнаружить.

Если человек неспособен ответить на вопрос «Где вы видите Джона?», тому может быть несколько причин. Самая распространенная - это бессознательная природа социального познания. Одни персонификации позволяют нам встретиться с бессознательным, другие - нет. Персонификации могут подавляться, сдерживаться или блокироваться. Еще в 1892 году Фрейд писал о «контрэволюции», которая позже стала известна как «подавление». Благодаря Сингеру (1990) этот феномен занял достойное место в когнитивной психологии.

Если я не могу определить местоположение своего «сварливого приемного родителя», то нужно принять во внимание: возможно, эта персонификация подавляется. Подобную проблему часто помогают решить различные вариации Техники 6.

Билокация.

Довольно часто встречающейся формой социальной репрезентации является так называемая билокация, которая подразумевает, что один и тот же человек репрезентируется сразу в двух местах Социальной панорамы. Подобная двойная репрезентация затрудняет для клиента ответ на вопрос, «где» находится персонификация. Первичные сигналы этого, на которые стоит обратить внимание - это затруднение и задержка ответа. Когда человек затрудняется с ответом, исследователь может предложить ему возможность того, что эта персонификация может иметь больше одного местоположения.

Билокация является результатом внутренних конфликтов. Клиент сомневается по поводу истинной природы или социальной роли данного человека. Во время изучения Социальной панорамы многие ролевые конфликты становятся хорошо заметны.

Возраст и время.

Как уже говорилось, каждой стадии развития человека соответствует собственная Социальная панорама. Применяя гипнотическую возрастную регрессию, можно дать человеку возможность исследовать ее очень ранние версии. Так как глубоко укоренившиеся виды социального поведения возникают на основе того, каким образом карта социального мира была составлена в детстве, в Главе 6 мы применим этот инструмент для их изменения.

Практикующий, который применяет технологию Социальной панорамы, всегда будет принимать во внимание возраст. К примеру, когда мы говорим о местоположении персонификации, нам нужно знать, до какого возраста регрессировал клиент. Регрессия может происходить и естественным образом, безо всяких дополнительных инструкций. Когда клиент говорит о событии из детства, и мы задаем ему вопрос о местонахождении персонификации в этих рамках, мы, возможно, получим ответ из истории жизни. Когда клиент вновь переживает свой прошлый опыт, автоматически реактивируется Социальная панорама соответствующего возраста.

Ассоциация/диссоциация.

В целом люди могут рассматривать свою Социальную панораму двумя разными способами. Человек может либо представлять себя в ее центре, либо видеть себя на расстоянии. Это классическое (Бэндлер и Гриндер, 1979) различие между визуально-кинестетической ассоциацией и визуально-кинестетической диссоциацией. Эти термины определяют, будет ли человек думать о чем-то, играя роль наблюдателя, или он может думать об этом, приняв на себя роль главного героя и на самом деле ощущая соответствующие чувства.

Являясь наблюдателем, человек сможет избежать проживания неприятных чувств. Но с другой стороны, «находясь в роли», он получает возможность полностью воспринимать чувства и эмоции. «Я могу видеть себя в толпе всех остальных людей» - это выражение позиции наблюдателя. При таком способе мышления социальные эмоции сводятся до оценок.

Если человек наблюдает свою Социальную панораму со стороны, это значит, что он отделяет себя от всего человечества точно так же, как люди отделяют себя от групп - к примеру, от семьи, команды или нации. Если они проделывают это постоянно, они почувствуют, что не принадлежат к этой группе: «Я аутсайдер». В этой главе мы также рассмотрим диссоциацию кинестетического «Я», результатом которого является утрата ощущения себя.

Расстояние.

Расстояние исключительно важно для восприятия и объективизации, и персонификации. Мы можем спросить человека: «Когда ты ощущаешь себя окруженным всем человечеством, где ощущаются самые близкие? А кто находится ближе всего к тебе?»

Социальные панорамы некоторых людей начинаются очень далеко. Я говорю «очень далеко», когда самая близкая персонификация располагается на расстоянии более трех ментальных метров, отмеренных от кинестетического «я». Для многих людей с подобными Социальными панорамами ключевым словом является «одиночество». Другие люди видят самую близкую репрезентацию довольно близко - на поверхности кожи или даже полностью внутри тела. Они часто жалуются на зависимость, проблемы с индивидуальностью и страх манипулирования. Многие подобные проблемы клиентов решаются, как только все отодвигается подальше от них. Персонификации, которые находятся в теле, сложно наблюдать и контролировать. Традиционный термин для подобных состояний - «одержимость». Эти персонификации чаще всего являются кинестетическими по природе - но многие из них становятся видимыми, когда перемещаются наружу, и их можно контролировать.

Вопрос «Кто находится ближе всех к вам?» имеет в терапии огромную диагностическую ценность. Представьте себе, что будет означать, если самой близкой персонификацией является насильник, убийца, умерший предок или тайный любовник?

Общий принцип заключается в следующем: интенсивность социальной эмоции возрастает по мере того, как персонификация, которая за нее отвечает, приближается. Всем нам присущ ментальный навык - способность с помощью кинестетических образов ощущать присутствие другого человека, даже когда он не находится радом. «Даже когда ты находишься на расстоянии многих миль, я все равно ощущаю, что ты рядом», - это клише из многочисленных песен о любви, и большинство людей легко это понимают. Очень часто визуальные репрезентации этих людей сопровождаются кинестетическими образами - но не обязательно. Может быть верным и противоположное: «Я чувствую тебя, но я тебя не вижу»: «Даже когда мы целуемся, я тебя не чувствую» (подпевайте: «Далеко, ты так далеко!»).

Индивидуальная личная «шкала близости» (Холл, 1966), без сомнения, имеет огромное влияние. Некоторые люди воспринимают весь социальный мир в коробочке, в то время как другим нужен кафедральный собор, чтобы разместить в нем свой самый близкий круг.

То, как человек использует расстояние, отвечает за его общие социальные чувства, к примеру, социальное давление и одиночество. Как можно чувствовать себя одиноким, если человек ощущает и видит, что все, кого он знает, находятся очень близко к нему? Нельзя. Не получится ни у кого. «Техника» ощущения одиночества требует, чтобы остальные люди были репрезентированы настолько далеко, что их присутствие и теплота совершенно не ощущаются. Аналогично мы можем наблюдать, что боязнь толпы возникает тогда, когда человек ощущает и видит людей настолько близко к себе, что между ним и окружающими вообще не остается места - настолько близко, что толпа давит ему прямо на кожу и не дает дышать.

Спереди-сзади.

Вы можете встретить людей, у которых персонификации расположены только впереди. Скорее всего, это связано с большим интересом к поведению остальных, а иногда с недоверием: «Я не хочу никого за своей спиной, так как среди них могут оказаться вампиры», - так сказала мне одна леди. Другие люди отлично себя чувствуют, когда у них за спиной стоят несколько человек - возможно потому, что в этом случае они ощущают социальную поддержку от коллег, семьи или друзей.

Впереди.

Место впереди человека, «на двенадцать часов» - это очень важная точка. Кто там находится? В Главах 3 и 8 мы увидим, что в этом месте обычно находится образ самого себя. Любые другие персонификации в этой позиции могут затенять четкий образ того, кем вы являетесь.

Персонификации, которые находятся прямо впереди - это, как правило, любимые люди, когда они находятся в самом близком кругу (в пределах досягаемости руки), а также конкуренты, если они располагаются дальше. Иногда встречаются и люди, которые помещают вещи, которых они не хотят, прямо перед собой, иногда в нескольких метрах от себя и немного выше себя. Подобные персонификации ведут к контр-идентификации (см. Глава 8) со всеми соответствующими драматическими симптомами.

Вертикаль.

Персонификации, которые находятся выше уровня глаз, оказывают на человека большое влияние. Уровень глаз - это уровень, по которому измеряется высота персонификации. «Этот человек находится выше или ниже вашего уровня глаз? Вам приходится смотреть на него снизу вверх или сверху вниз?». На больших расстояниях с этой же целью мы можем использовать линию горизонта. Любые персонификации, чьи глаза находятся выше уровня горизонта, воспринимаются как более высокие, чем сам человек. Вертикальное измерение очень важно: всего несколько сантиметров выше или ниже могут иметь существенную разницу. Статус, социальная власть, авторитет и доминирование - все они связаны с вертикальным измерением. Об этом мы поговорим в Главе 4.

Помимо статуса, в вертикальном измерении может быть закодирована разница между персонификациями живых и умерших - небо и земля. Это будет рассматриваться в Главе 7.

Мы можем оценивать не только уровень одной персонификации - мы можем также обратить внимание на уровень глаз всего человечества в целом. Социальная панорама, в которой человечество находится очень низко, означает совершенно другое, чем панорама, где оно расположено выше самого человека. Второе является четким указанием на низкую самооценку: мы даже можем сказать, что самооценка определяется общими тенденциями вертикального измерения.

Горизонталь.

Измерение «лево-право» часто используется для выражения разницы между хорошими и плохими или между приятными и отвратительными персонификациями, причем левая сторона часто рассматривается как негативная. Но это не столь универсально, как то, что мы замечаем на горизонтальном уровне. Сравните свое интуитивное понимание следующих предложений: (1) «Джон мне близок», (2) «Джон возвышается надо мной» и (3) «Джон находится слева». Значение первого и второго предложения довольно ясно, но третье предложение открывает простор для споров. Однако не для каждого. На острове Бали, к примеру, большинство людей находят третье утверждение настолько же ясным, как и первые два. В индуизме, который исповедуют на Бали, зло находится слева, а добро - справа.

Самые близкие места слева и справа человек часто оставляет для любимых людей. Многие супруги репрезентируются на расстоянии руки с одной или с другой стороны. Некоторые терапевты (Хеллингер, 1995) утверждают, что здесь имеют место типичные гендерные различия: женщины находятся справа от мужчин и наоборот. Аналогично считается, что и положение родителей привязано к определенной стороне: отец слева, а мать справа. Я бы не стал обобщать подобным образом, так как видел множество противоположных примеров.

Тьма и свет.

Кодировка «слева-справа» часто сопровождается и кодировкой «свет-тьма». Более темные и светлые персонификации могут являться выражением оценочных категорий. Группа, которая не нравится, может быть темной, а группа, которой человек восхищается, часто выглядит светлой.

В Главе 5 мы рассмотрим социальные отношения и такой феномен категории «в группе/вне группы», как расизм. Цвет очень часто идет в комбинации с размером, расстоянием и температурой.

Светлый и сияющий образ себя означает позитивное отношение к себе. В Главе 3 мы воспользуемся этим фактом, когда захотим поднять уверенность человека в себе.

Температура.

Позитивные и негативные социальные отношения очень часто характеризуются с помощью температуры. Многие люди могут различать теплые и холодные области панорамы, если их об этом спросить. Подавленные персонификации часто имеют вокруг себя холодную ауру. В Главе 7 мы еще встретимся с холодными злыми духами и привидениями, когда будем говорить о духовном измерении модели Социальной панорамы.

Движение.

Настоящие люди движутся, стоят, поворачиваются, жестикулируют, дышат, сидят, мигают, поворачивают голову, кивают, моргают, исчезают и возвращаются. Когда люди сохраняют полную неподвижность, они либо в коме, либо мертвы. Движения человека являются одним из главных элементов нашего базового опыта. Но фиксация персонификации в определенном месте Социальной панорамы - это искусственный когнитивный шаг, который, по всей видимости, необходим для создания работоспособной карты социальной реальности. Это позволяет снизить сложность социального мира до уровня, с которым мы легко можем справиться. Однако некоторые персонификации репрезентируются как находящиеся в движении: они стоят на одном месте, но постоянно движутся определенным образом, подобно спортсменам на беговой дорожке или тренажере.

Движущиеся персонификации - это выражение изменяющихся отношений. Они могут приближаться или удаляться. Движение может быть и кинестетическим - так происходит в том случае, когда человек меняет свое отношение от приязни до отвращения. Особое внимание стоит обратить на головы, которые поворачиваются, что свидетельствует об изменении направления внимания. Некоторые персонификации в Социальной панораме движутся, перемещаясь взад- вперед по одной и той же траектории, другие же могут перемещаться куда угодно.

Ориентация.

Персонификация будет смотреть в определенном направлении. Некоторые персонификации могут смотреть в нескольких направлениях или менять направление взгляда. То, каким образом они сориентированы друг относительно друга, также имеет важное значение: кто на кого обращает внимание? В нашем повседневном языке существует множество слов, обозначающих ориентацию: близость, конфронтация, поддержка, повернуться к человеку спиной, смотреть на человека сверху вниз или снизу вверх. В Главе 6, где мы будем говорить о семьях, ориентация будет очень важной переменной.

Группировка персонификаций.

Группа персонификаций в Социальной панораме может нередко обобщаться в одну групповую персонификацию: «мои родители», «начальство» или «сторонники». Когда человек говорит о группе, это будет результатом обобщения нескольких людей, как будто они являются одним человеком. Персонификации, которые находятся недалеко друг от друга, часто действуют как одна единица: когда группа членов имеет одну и ту же ориентацию, они формируют в Социальной панораме социальную силу.

Наши рекомендации