Персонификация пробуждается.
Когда я вижу в офисе своего коллегу Фрица, активируется персонификация, которую я для него создал (та, которая для меня является им). Если говорить более обобщенно, то как только я вижу реального человека, пробуждается моя персонификация данного человека. Пассивный элемент моей памяти возбуждается и становится активным посредством восприятия и узнавания. Возникающая при этом нейронная активность может варьироваться в широком диапазоне интенсивности и в целом остается ниже порога сознательного восприятия. Но независимо от того, насколько слабой будет эта ментальная активность, мой визуальный образ этого человека активизируется.
Это можно проиллюстрировать так: для меня это похоже на то, как будто Фриц - это фигура, сделанная из тонких неоновых трубок, которые загораются сразу же, как только я его встречаю. Но свет можно приглушать с помощью выключателя - и он практически всегда установлен на очень низкий уровень. Вот почему в моем внутреннем поле зрения Фриц светит очень слабо. Он может быть едва видимым, но свет обычно настолько слабый, что я его не осознаю. Информация, которую регистрируют мои внутренние сенсоры - к примеру, Джейн, секретарь отдела закупок - подавляет моего внутреннего Фрица подобно тому, как шум от взлетающего «Боинга» подавляет шум стрекотания кузнечика у взлетной полосы. Когда я делаю свои повседневные дела, образ Фрица полностью забывается - но тем не менее этот почти невидимый образ определяет все, что я чувствую по поводу Фрица.
Если я расслаблюсь, закрою глаза и направлю свое внимание внутрь, я иногда могу увидеть этот тусклый свет, который является Фрицем, и я могу рассмотреть, из чего состоит этот образ. Однако в определенных эмоциональных условиях этот образ становится для меня ясным как день. «Сегодня утром Фрица назначили моим новым начальником!»
Организация персонификаций.
Неизбежное последствие всех этих процессов персонификации, происходящих в нашем мозге, заключается в том, что в нашей памяти хранится все больше и больше подобных когнитивных структур. Как справиться с этой перегрузкой? К примеру, смогу ли я когда-нибудь выбросить Фрица из головы, так как сегодня я бы предпочел «удалить» его из своей Социальной панорамы! Нет. Какая жалость! Я не смогу от него избавиться. А почему нет? Ответ будет дан в Главе 6.
Как только персонификации сформированы, удалить их уже нельзя: их можно будет только трансформировать или передвинуть на другое место в Социальной панораме. Так что Фриц останется в моем мозгу навечно.
Так как мозг не способен обрабатывать миллионы отдельных персонификаций, он обращается за помощью к процессу обобщения. Распределяя персонификации на категории, мы упорядочиваем свою социальную реальность. Мы группируем похожих людей, чтобы хранить их всех в одном месте, объединяя их всех в определенный «вид». Сегодня Фриц объединился с «начальниками».
Помимо объединения персонификаций в категории большинство людей пользуются также «расстоянием». Они создают вокруг себя самый близкий круг, куда могут попасть исключительно возлюбленные, дети, родители и персонификации исключительно важных сущностей, к примеру, духи, боги или ангелы. Более обширное пространство за пределами этого близкого круга заполняется менее значимыми людьми: друзья, соседи и коллеги. Образы людей в этой области, как правило, группируются, хотя все они остаются узнаваемыми как индивидуумы. Во внешних сферах Социальной панорамы мы можем обнаружить такие группы персонификаций, как «партия», «завод» и «правительство». Этим утром мой подсознательный ум переместил Фрица из более близкой зоны - «коллеги» в более отдаленную область - «директора». (16).
Слушая, к примеру, разговоры родителей, маленький мальчик может обнаружить, что разница между богатыми и бедными играет в жизни очень большую роль. Возможно, он узнает также определенные внешние признаки, по которым богатого можно отличить от бедного. Но ему самому придется выяснить, каким образом придать подобной разнице форму в своем ментальном программном обеспечении.
В операционной системе его ума разница между «здесь и там», «высоко и низко» и «близко и далеко» уже твердо установлена. На основе этого вида первичных когнитивных различий мальчик начнет создавать свою собственную новую ментальную программу, которая будет касаться богатых и бедных. Эта программа потом превратится в «идеализированную когнитивную модель» (Лакофф, 1987) - абстрактный прототип.
В подобном прототипе разница между категориями «богатые» и «бедные» может отображаться посредством того, что он разместит их в различных уголках ментального пространства. К примеру, мальчик может поместить бедных людей ниже, а богатых - выше. Подобным же образом кто-то может закодировать людей, которым можно доверять, поместив их ближе, и людей, которым нельзя доверять - они будут находиться дальше; удачливые люди будут слева, а неудачники - справа; или его близкие будут находиться вокруг него, а враги - далеко.
Пять типов персонификации.
Мы используем существительное «персонификация», чтобы обозначить ментальную репрезентацию «кого-то». (17). В этой книге мы выделяем пять типов персонификаций:
· Самоперсонификация - репрезентация себя.
· Персонификация других - репрезентация других людей.
· Групповая персонификация - репрезентация групп и сложных социальных структур, которые объединяются друг с другом в общие когнитивные единицы, к примеру, партии, нации, фракции, клубы и организации.
· Духовная персонификация - репрезентация умерших людей и социальных сущностей, которые не являются людьми, к примеру, призраки, духи и боги.
· Метафорическая персонификация - воображаемые персонификации (к примеру, персонаж в книге), физические объекты, абстракции, животные, растения, символы, процессы и нечеловеческие и недуховные сущности, которым мы склонны приписывать человеческие черты.
Мы создаем эти пять типов персонификаций. Мы создаем образ, размещаем его в определенном месте, наделяем его какими-то чувствами, желаниями и множеством других черт - а затем сохраняем все это в своей памяти. После этого мы начинаем вести себя так, как будто то, что хранится у нас в уме - это настоящий человек из плоти и крови. С этого момента мы начинаем верить, что этот человек существует именно в том виде, в каком мы его создали.