Как мы превращаем «объекты» в людей.
Тот факт, что люди могут размножаться друг с другом, означает, что генетически мы являемся одним видом. Но это вовсе не значит, что в уме мы автоматически считаем всех равными себе. Однажды в Массачусетсе (запомните это) был принят и вступил в силу закон, запрещающий отстреливать на улицах диких животных - за исключением волков и индейцев. В то время индейцы в принципе не считались людьми.
Чтобы стать моделью социального мира другого человека, быть человеком еще не достаточно. Чтобы это произошло, другой человек должен выполнить когнитивную операцию, которая называется «персонификация» (более детальное объяснение см. Митхен, 1996).
Отч (2001) утверждает: для того, чтобы подумать о «вещи», мы должны уметь «опредмечивать». Чтобы «вещь» стала для нашего мозга предметом, нам нужно приписать ей определенные характеристики. Вещь должна где-то находиться. Вещь должна иметь объем. Мы должны думать о ней как об имеющей поверхность. Вещь должна иметь вес, цвет и размер. Ребенок сможет эффективно взаимодействовать с вещами только в том случае, если он уже овладел навыками опредмечивания - способностью предполагать, что подобные характеристики будут присутствовать у любого предмета.
К счастью, на этом уровне у большинства детей не возникает никаких проблем. Характеристики, которые должны присутствовать, чтобы нечто превратилось в вещь, могут быть названы «опредмечивающими факторами». Если какой-то из этих факторов отсутствует, к примеру, у вещи нет поверхности - она не может быть вещью. Или если у вещи нет местоположения, она нигде не находится - мы не можем думать о ней как о чем-то реально существующем.
Так как каждый человек - это вещь, но не каждая вещь - это человек, мы можем прийти к заключению: создание человека - это процесс, в котором будет больше шагов, чем в создании вещи. И это возвращает нас к процессу персонификации.
Глагол «персонифицировать» определяется в словаре как «представлять неодушевлённый предмет или отвлечённое понятие в человеческом образе». (14).
Однако для создания рабочей карты нашей социальной реальности нам необходимо представлять себе людей как людей, а не как вещи. Под этим имеется в виду следующее: процесс персонификации привлекает наше внимание только тогда, когда мы по ошибке проделываем его с вещами, которые не являются человеком. Мыслительные модели, которые применяет наш ум для создания человека, социальная психология во внимание не принимает.
Деятельность, связанную с персонификацией, отметили только несколько лингвистов - в случаях, когда она ошибочно применялась по отношению к предметам, животным, горам, абстракциям и др. Социальное познание как наука начинается с признания такого факта: один и тот же когнитивный процесс персонификации обычно применяется для того, чтобы представлять реальных людей одним и тем же образом. До недавнего времени это было настолько само собой разумеющимся для социальной науки, что она вообще не принимала это во внимание.
Возможно, вы задаетесь вопросом: а почему вы никогда не замечали персонификацию? Я полагаю, так происходило по простой причине: персонификация реального человека настолько очевидна, обычна и привычна, что она выполняется полностью автоматически. Персонификация – это замечательный пример бессознательного социального познания. Сами об этом не задумываясь, мы создаем мыслительные структуры, представляющие объекты - и так как мы создали их особым способом, они становятся для нас людьми.
Количество собак, персонифицированных людьми, без сомнения, равно количеству людей, которые приняты собаками за своих. Как уже говорилось выше, персонифицировано может быть все: абстрактные идеи, машины, деньги, растения, символы, организации, горы, нации и политические партии. Но чаще всего подобным образом мы рассматриваем животных вида Homo Sapiens. Как только в первые годы своей жизни человек обучается искусству персонификации - он легко сможет персонифицировать все, что угодно.
Результат всего этого «персонифицирования» - существование «персонификаций». Если перевести это на язык метафоры «мозг-компьютер» (15), мы можем рассматривать персонификацию как файл памяти, в котором в рамках особой структуры хранится вся наша информация о человеке.