Сплошные рубки главного пользования с применением
Многооперационных машин
На заготовке древесины при сплошных рубках главного пользования возможно применение валочно-пактирующих, валочно-трелевочных, валочно-сучкорезно-раскряжевочных машин и т.п. В условиях республики наибольшую перспективу широкого внедрения имеют валочно-сучкорезно-раскряжевочные машины (харвестеры). Это связано с тем, что в Беларуси есть возможность разработки и производства этих машин внутри республики, о чем уже упоминалось выше. Необходимость увеличения объемов сортиментной заготовки также должна привлечь большее внимание к данным машинам со стороны лесозаготовителей. Рассмотрим два способа разработки лесосек с применением харвестеров.
Необходимые подготовительные работы выполняются перед началом основных лесосечных работ. Опасные деревья спиливаются в процессе разработки лесосеки.
Разработка лесосек по схеме, представленной на рис. 44, осуществляется челночными движениями многооперационной машины в направлениях, перпендикулярных магистральным волокам. Машина, двигаясь, убирает и обрабатывает деревья на ленте, ширина которой равна двойному вылету стрелы манипулятора. Дойдя до конца ленты, машина производит холостой ход для разворота в обратном направлении и разработки прилегающей ленты и т.д.
Сучья, срезаемые машиной, ложатся на волок (условный), которым является след машины, что улучшает проходимость техники при валке деревьев и вывозке сортиментов.
Отпиливание сортиментов производится на свободные от сучьев места в кучи, складируемые по ходу машины.
Оставшиеся деревья с большим диаметром, валка которых машиной невозможна, валят и обрабатывают с помощью бензиномоторной пилы.
Рис. 44 Схема разработки лесосек многооперационными машинами
челночными ходами, перпендикулярными магистральным волокам
Эффективное применение данной схемы возможно на лесосеках, где полная загрузка воза трактора происходит при движении в одну сторону.
Безопасное расстояние между многооперационной машиной и колесным трактором (форвардером) достигается соответствующим заделом разделанной на сортименты древесины. Подвозка сортиментов при этом производится по магистральным волокам, расположенным в конце лент или по существующим лесным дорогам до ближайшей дороги, откуда их можно транспортировать потребителю.
Складирование древесины и ее вывозка возможна с учетом породной или размерно-качественной характеристики сортиментов.
Рабочие движения многооперационной машины при разработке лесосек по схеме, показанной на рис. 45, совершаются в направлениях, перпендикулярных магистральным волокам. Обратный ход машины осуществляется с противоположного конца лесосеки. При работе по данной схеме каждый рабочий ход машины завершается холостым ее проходом для разворота и заезда на ленту с противоположного конца лесосеки, расстояние которого при очередном заезде сокращается на ширину ленты. Ширина ленты равна двойному вылету стрелы манипулятора. Применение данной схемы возможно на лесосеках небольшой длины.
Рис. 45 Схема разработки лесосек многооперационными машинами
ходами, перпендикулярными магистральным волокам.
Погрузка лесоматериалов
Погрузка древесины на подвижной состав лесовозных дорог производится из запасов (операционных или сезонных), созданных вдоль лесовозных усов, веток или на погрузочных пунктах (верхних складах). Погрузка древесины (деревьев, хлыстов, сортиментов) может производиться поштучно, пачками небольшого объема и крупными пакетами, равными по объему грузоподъемности единицы подвижного состава.
Процесс погрузки заключается в захвате, перемещении и укладке древесины на подвижной состав (лесовозный транспорт).
Погрузочные машины должны удовлетворять следующим основным требованиям: быть приспособлены к работе с крупногабаритными грузами; формировать пачки как со штабеля, так и с площадок; обеспечивать подтаскивание и подъем груза; иметь грузоподъемность не менее массы отдельных крупных хлыстов (деревьев); обеспечивать безопасность труда и сохранность подвижного состава при погрузке древесины.
Для погрузки древесины используют различные машины и установки: самоходные челюстные лесопогрузчики, самозагружающиеся лесовозные автопоезда, стреловые краны, упрощенные кабельные краны.
При выборе погрузочного средства необходимо учитывать почвенно-грунтовые условия, рельеф местности, суточный объем погрузки, вид погружаемой древесины, тип лесовозного транспорта.
На погрузке хлыстов и деревьев широко применяют самоходные челюстные лесопогрузчики перекидного типа. В качестве базовой машины используют гусеничные трелевочные тракторы. Такой лесопогрузчик обеспечивает поворот челюстного захвата с грузом в вертикальной плоскости на угол, близкий к 180°, что способствует сокращению цикла погрузки и лучше удовлетворяет условиям работы на лесосеке, чем другие типы лесопогрузчиков.
Самозагружающийся автопоезд представляет собой лесовозный автомобиль, оснащенный специальным навесным оборудованием, которое позволяет грузить сортименты или хлысты на автомобиль на лесосеке и разгружать их на нижнем складе или у потребителя. Привод навесного оборудования механический или гидравлический от двигателя автомобиля.
Наиболее совершенными являются самозагружающиеся лесо-автопоезда, оборудованные гидравлическими кранами-манипуляторами с клещевыми захватами. Они эффективны при освоении мелких разрозненных лесосек главного пользования и проведении рубок ухода. На лесоавтопоездах, предназначенных для вывозки хлыстов, гидроманипулятор устанавливают за кабиной на раме автомобиля. На автопоездах-сортиментовозах, работающих с прицепами, гидроманипулятор устанавливают на конце рамы автомобиля для удобства погрузки лесоматериалов на автомобиль и прицеп.
Погрузочно-разгрузочные работы выполняет водитель самозагружающегося лесоавтопоезда. Для погрузки автопоезд устанавливают сбоку штабеля и гидроманипулятор приводят в рабочее положение. Процесс погрузки сортиментов заключается в захвате пачки из штабеля, переносе и укладке ее на автолесовоз.
Погрузку хлыстов выполняют иначе. Очередной хлыст захватывают за комлевую часть, поднимают вверх и поворотом манипулятора перемещают так, чтобы вершинная часть его оказалась на конике прицепа-роспуска. Затем хлыст подтягивают при необходимости в сторону коника автомобиля и комлем укладывают на этот коник и т. д.
По окончании погрузки манипулятор приводят в транспортное положение и автопоезд отправляют в рейс.
В случае погрузки сортиментов стреловыми кранами с челюстным захватом (манипуляторными лесопогрузчиками на колесном или гусеничном ходу), а в отдельных случаях форвардерами или универсальными погрузочно-транспортными машинами, требуется один крановщик. Кран устанавливают между штабелем древесины и лесоавтопоездом. Процесс погрузки такой же, как и стреловыми гидрокранами, установленными на лесовозных автопоездах.
В зависимости от производственных условий предприятия возможны следующие варианты организации погрузки сортиментов лесопогрузчиками манипуляторного типа: погрузка сортиментов комлями в одну сторону с их расположением вдоль лесовозного автопоезда; погрузка сортиментного долготья комлями в разные стороны с их расположением вдоль лесовозного автопоезда; погрузка короткомерных сортиментов поперек автопоезда.
Очистка мест рубок
В зависимости от условий произрастания и возможностей сбыта порубочных остатков очистка мест рубок производится:
- укладкой порубочных остатков на волоках;
- сбором порубочных остатков в кучи для последующего использования на топливо или для переработки;
- сбором в кучи с оставлением их на месте для перегнивания;
- равномерным разбрасыванием измельченных порубочных остатков по площади;
- вытаскиванием и сжиганием в кучах в просветах (окнах), прогалинах и полянах с обеспечением мер пожарной безопасности.
В лесах, интенсивно используемых населением для отдыха, порубочные остатки, при отсутствии сбыта, подлежат сбору в кучи и сжиганию в неопасную в пожарном отношении погоду.
Способы очистки устанавливаются лесхозом и указываются в лесорубочном билете.