Несплошные рубки главного пользования с применением
Многооперационных машин
Особенностью данного процесса при несплошных рубках является то, что в большинстве случаев разработка пасечных волоков не производится, а задается лишь направление предполагаемого движения харвестеров посредством лент, подвязываемых на деревьях. При движении харвестера задним ходом оператор выполняет валку только тех деревьев, которые мешают проходу машины. Оператор харвестера также определяет деревья, подлежащие валке на пасеке. Их срезание осуществляется в зоне эффективного вылета манипулятора.
Для уменьшения динамической нагрузки на рабочий орган и гидроманипулятор спиленное дерево целесообразно валить на растущий древостой (рис. 41).
Продвигаясь вглубь лесосеки, харвестер доходит до ее дальней границы и после разворота начинает валку на следующей пасеке, перемещаясь к лесовозному усу. У каждого дерева после валки обрезаются сучья, и хлыст раскряжевывается на сортименты. Сучья используются для укрепления пасечных волоков. При формировании трелевочной пачки форвардер грузит крупные сортименты поштучно, средние и мелкие - пачками. На погрузочной площадке им же либо погрузочными машинами типа МЛПР-394, МПР-371 происходит формирование штабелей определенных сортиментов. В последующем погрузочные машины осуществляют из штабелей отгрузку сортиментов на автомобильный транспорт.
На труднодоступных для харвестеров участках и при деревьях большого объема для выполнения всех технологических операций используют бензиномоторные пилы. Крупные сортименты, получаемые при этом, остаются на месте, а средние и мелкие собираются в микропачки.
При разработке лесосек данной системой машин волок, располагающийся посередине пасеки, может быть как прямолинейным, что упрощает трелевку, так и непрямолинейным вследствие огибания харвестером куртин подроста, куртин и одиночных деревьев молодняка хозяйственно ценных пород, биогрупп и др. Непрямолинейные волоки, ширина которых около 4 м, также снижают ветровую нагрузку на насаждение при несплошных рубках. Ширина пасек при такой технологии составляет два эффективных вылета манипулятора.
Рис. 41 Схема машинной разработки лесосек на несплошных рубках
Технология с заездами на полупасеки может рассматриваться как вариант технологии с волоком посередине пасеки с увеличенной ее шириной до четырех эффективных вылетов манипулятора (рис. 42).
Шаг примыкания заездов к волоку с каждой стороны составляет четыре R, где R - вылет стрелы манипулятора. Заезды на смежных полупасеках смещены на половину шага примыкания, что обеспечивает досягаемость всех деревьев. При этом заезды выполняются по дуге, что обеспечивает плавное примыкание к волоку.
Рис. 42 Схема работы харвестера с заездами на полупасеки
В целях уменьшения общей длины пасечных волоков, по которым перемещается форвардер, может применяться схема со вспомогательным коридором (импровизированным волоком) (рис. 43). В этом случае расстояние между пасечными волоками составляет примерно 3,5 эффективных вылета манипулятора.
Харвестер на вспомогательном коридоре также выполняет весь цикл операций, однако пачки сортиментов при этом укладывает на максимальном удалении от машины. Этим обеспечивается доступность пакетов, сформированных харвестером, для манипулятора форвардера, перемещающегося по волоку.
Рис. 43 Схема разработки пасек со вспомогательным коридором: 1 - путь перемещения харвестера; 2 - граница волока; 3 - граница ленты; 4, 5 - пакеты сортиментов, сформированные при разрубке волока и вспомогательной ленты