Чтение и работа с медитативным текстом № 3«Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
Подготовка . Откройте приложение 1 в конце книги, найдите медитативный текст № 3 «Чайка по имени Джонатан Ливингстон".
Порядок реализации . Читать ежедневно, многократно, в течение недели, в любое время, свободное от основных занятий.
Нам хотелось бы, чтобы вы поработали с текстом № 3 так же глубоко, многократно прочитывая его, как вы делали это, читая медитативный текст № 2 «Роза мира». Вчитывайтесь в каждую фразу, в каждое слово. Осознайте самую главную содержательную часть нового текста, которая является его доминантой.
Это очень интересный медитативный текст, с которым нужно работать, изучая его, нужно составить свою доминанту по окончании чтения.
Особые замечания . Главная цель— по окончании чтения медитативного текста № 3 иметь собственное представление о главном герое этого произведения. У вас должен сложиться зрительный образ чайки по имени Джонатан Ливингстон. Этот образ должен возникать на экране вашего внутреннего взора.
Выполнение ежедневного комплекса упражнений программы «Сатори»
Напоминаем, что вы продолжаете выполнять ежедневный комплекс упражнений программы «Сатори» (см. п. 1.4 урока 1), подробное описание техники исполнения которого дано в п. 1.3 урока 1.
Особые замечания по п. 1.4, порядковый номер 5 — чтение текстов и книг в режиме «Сатори». На этой неделе вы работаете с художественными текстами, вы читаете в режиме «Сатори» книги объемом 50–75 стр. или 120 000 зн. за 15 мин., пробуете применять в процессе чтения художественных текстов семь блоков алгоритма (см. рис. 24).
Следите за теми изменениями, которые будут происходить у вас при восприятии художественных текстов. Старайтесь видеть образы происходящего, видеть образы событий, лиц, явлений, которые вы воспринимаете, старайтесь чувствовать, что все действительно происходит в развитии, в динамике. Но для этого нужно подготовиться к восприятию каждого из текстов, осознать, что бы вы хотели после его чтения.
5.5. Выполнение контрольного задания по уроку 5
Завершая урок 5, вам предстоит выполнить контрольное задание.
5.5.1. Чтение книги «Левша» в режиме «Сатори». В предыдущих уроках мы не ограничивали вас в выборе книг, мы лишь рекомендовали ориентировочное количество знаков и время на чтение книги. Сегодня мы предлагаем вам для контрольного чтения конкретную книгу из русской классики. Книга называется «Левша» (сказ о тульском косом левше и о стальной блохе), автор книги Н.С-Лесков, Москва, «Детская литература», 1986. Если у вас нет этой книги или собрания сочинений Н.СЛескова, постарайтесь найти ее у знакомых или в библиотеке. В порядке исключения, если вам не удастся достать эту книгу, подберите другое художественное произведение, желательно из русской классики, чтобы текст был яркий, сочный, красочный, а язык самобытный.
Объем книги «Левша» (Q) — 120 000 зн.
Ориентировочное время на чтение книги — 12 мин.
Прочитайте подобранную вами книгу в режиме «сатори». Как это делается, вы знаете из урока.1 (см. п.1.5).
Учитывая важность момента (чтение художественного произведения в режиме «Сатори»), мы считаем необходимым напомнить вам порядок выполнения упражнения в режиме «Сатори».
Подготовка.
Выполнить ритмическое дыхание йогов.
Провести сеанс медитации («ТМ—Сатори») под запись медитативной музыки на медитативной диаграмме «Мандала».
Сделать точечный самомассаж биологически активных зон.
Чтение в режиме «Сатори».
Сесть за стол, сохраняя состояние, в котором вы находитесь после сеанса медитации, сразу же приступить к чтению художественного произведения.
Медитация является условием, создающим соответствующую подготовку. Мы снимаем все ограничения, высвобождаем сознание для активной творческой работы.
При чтении в состоянии «сатори» попытаться увидеть яркие зримые образы внутренним взором.
Фиксирование результатов чтения .
В бланке отчета по уроку № 5 проставить объем книги. Q= 120 000 знаков.
Зафиксировать время чтения. t чтения = ></emphasis> мин .
Записать в отчете только ваши ответы на вопросы в том порядке, в котором мы вам их предлагаем.
Вопросы по художественному произведению — книге «Левша»
1. Автор. Название. Выходные данные.
2. Жанр произведения.
3. Тема произведения.
4. Содержание. Сюжет (кратко, несколькими предложениями, определяющими основное содержание).
5. Стиль произведения и его художественные особенности.
6. Главный герой произведения. Кратко охарактеризуйте его.
7. Ваше личное отношение к произведению.
8. Какая память была у царя?
9. Вспомните, пожалуйста, точное название подзаголовка, которое указано под названием произведения на титульном
листе.
10. Вопрос на зрительную память. На стр.17 данного издания находится рисунок, на котором изображены царь и придворные. Какое количество звезд на мундире царя и придворного? Удалось ли вам это заметить и запомнить количество звезд?
Итак, вы закончили ответы на вопросы, записали их на бланке отчета. Проверяем правильность ответов на вопросы и определяем коэффициент понимания. К понимания =
Правильные ответы по художественному произведению — книге «Левша»
1. Н.СЛесков. «Левша». — Москва, «Детская литература», 1986.
2. Жанр произведения: сказ.
3. Повествование о русском умельце.
4. Мы полагаем, что основное содержание, сюжет вы изложили правильно.
5. Написано языком простого народа. (Этим, кстати, отличается язык Н.СЛескова.)
6. Главный герой — простой человек, обладающий совершенно уникальной способностью к ювелирному мастерству.
7. Безусловно, отношение к произведению у каждого свое, и оно верно.
8. У царя была отличная память.
9. Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе.
10. У царя на мундире — две звезды, у придворного, который стоит перед ним на картине, — три звезды.
Определите коэффициент понимания, запишите его на бланке.
Пожалуйста, будьте внимательны.
Подсчитайте скорость чтения художественного произведения в режиме «Сатори», проставьте на бланке результат: V = ></emphasis> зн ./мин.
Не забудьте зафиксировать результат чтения художественного произведения «Левша» в своем «графике изменения скорости чтения книг в режиме «Сатори» (см. рис. 8), по которому вы следите за своими успехами.
Особые замечания . Как вы, наверное, отметили, в вопросах по книге «Левша» нашел свое отражение алгоритм чтения художественных текстов. Ваша задача — стараться применять его при чтении других художественных произведений, которые вам придется читать в дальнейшем. Он будет работать и при чтении значительно более объемных художественных произведений, чем прочитанная вами в контрольном задании книга.
Чтобы продемонстрировать действенность семи блоков алгоритма чтения художественных текстов, приводим пример анализа крупного философского романа в 400 стр., выполненного с помощью этого алгоритма, одним из слушателей нашей самой первой группы «Сатори».
1. Автор. Герман Гессе. Название. ПАЛОМНИЧЕСТВО В СТРАНУ ВОСТОКА
повесть ИГРА В БИСЕР роман Рассказы
Выходные данные. Перевод с немецкого. — М., «Радуга», 1984.—592с.
Герман Гессе (1877–1962 гг.) — крупнейший прозаик, поэт, эссеист, один из классиков немецкой и мировой литературы
2. Жанр. Рассматривается роман-утопия «ИГРА В БИСЕР», 400 стр.
Время чтения примерно 3 часа, т. к. это философский роман, довольно сложный.
3. Тема произведение Конфликт и трагизм в романе «Игра в бисер» заключаются не столько в отношении героя к его сиюминутной ситуации, сколько в отношениях человека с действительностью XX века. Изменив перспективу времен, властью своей превратив катастрофическое настоящее в далекое прошлое, Гессе восславил вопреки торжествующему тогда фашизму необоримую мощь человеческого духа и вечно возрождающееся в людях желание воспарить душой.
4. Содержание. Сюжет.
Содержание. Действие романа отнесено в далекое буду шее, на сотни лет вперед от современности, века мировых воин и катастрофических потрясений, «эпохи духовной расхлябанности и бессовестности». На развалинах этой эпохи из неиссякаемой потребности духа существовать и возрождаться возникает игра в бисер — сначала простая и примитивная, потом все более усложняющаяся и в конце концов превратившаяся в изощренное соотнесение структур и формул, извлеченных из разных наук и искусств, в постижение общего знаменателя и общего языка культуры.
Сюжет. Центральное место в романе «Игра в бисер» занимают дискуссии между двумя главными персонажами — Иозе-фом Кнехтом и Плинио Дезиньори. Споры перерастают свое частное значение и становятся столкновением двух различных миров, двух разных принципов существования.
5. Языковые особенности художественного произведения. Использование элементов языка древних мифических сказаний.
6. Главные герои. Образы. Иозеф Кнехт, его антипод Плинио Дезиньори; старый магистр музыки с просветленным лицом, экзаменующий обычного школьника Кнехта; преданный Кнехту архикасталиец Тегуляриус.
7. Мое отношение к произведению. Этот философский роман интересен мне своей эзотерической стороной, в нем много крупиц эзотерической информации.
Прочитав пример анализа художественного произведения, прочитанного в режиме «Сатори», который выполнен с помощью семи блоков алгоритма чтения художественных текстов вашим коллегой, вы, не читая самого произведения, получили достаточно четкое представление о философском романе «Игра в бисер» и его авторе.
А теперь приступайте к выполнению следующего пункта контрольного задания урока 5.
5.5.2. Анализ прочитанного вами художественного произведения с помощью семи блоков алгоритма чтения художественных текстов. Подберите книгу объемом примерно 200 страниц. Прочитайте ее в режиме «Сатори».
Произведите анализ прочитанного вами художественного произведения с помощью семи блоков алгоритма чтения художественных текстов аналогично примеру, приведенному в п.5.5.1 урока 5.
Ну, а сейчас еще один традиционный маленький тест, и ваше контрольное задание по уроку 5 будет выполнено.
5.5.3. Тест на запоминание фигур рабочей матрицы № 4 для тренировки памяти. Переверните бланк отчета по уроку № 5, на обороте которого находится шестнадцатиячеечная матрица.
Перед вами рабочая матрица № 4 для тренировки памяти (см. рис. 25). Созерцайте матрицу не более 10 сек. Закройте исходный рисунок и за рисуйте по памяти символы, которые вы запомнили в семи клетках шестнадцатиячеечной матрицы на вашем бланке.
Рис. 25. Рабочая матрица № 4 для тренировки памяти
Оцените свою работу, определив коэффициент запоминания, аналогично тому, как вы это делали в уроке 2 (см. п.2.5.2). Проставьте ваш коэффициент запоминания рядом с заполненной рабочей матрицей № 4 на обороте бланка отчета по уроку№ 5.
Отчет по уроку 5
1. Бланк отчета по уроку № 5, заполненный вами после прочтения контрольной книги «Левша» в режиме «Сатори» с ответами на вопросы по этой книге. Вопросы к книге приведены в п.5.5.1 урока 5.
Не забудьте написать на этом бланке ваши фамилию, имя, отчество и учебный номер.
2. На обороте бланка отчета по уроку № 5 выполненный вами тест на заполнение фигур рабочей матрицы № 4 для тренировки памяти. Не забудьте проставить рядом с рабочей матрицей № 4 ваш коэффициент запоминания.
3. Здесь же на обороте бланка отчета по уроку № 5, под матрицей укажите результаты ваших тестов на самопроверку, см. п 5.3.1 урока 5:
Удалось ли вам за 1 мин. воспроизвести по памяти и записать; десять значимых для вас номеров телефонов; значимое для вас стихотворение. Ответы могут быть короткими: «да» или «нет».
4. Краткий (не более чем на двух страницах) анализ художественного произведения, прочитанного в режиме «Сатори», который выполнен с помощью семи блоков алгоритма чтения.
Все материалы отчета по уроку 5 положите в конверт, но пока не отправляйте. Помните, что вы должны отправить в ваш адрес отчеты сразу по четырем урокам — 4, 5, 6, 7.
После подготовки отчета по уроку 5 переходите к уроку 6 в соответствии с вашим примерным личным планом освоения программы «Сатори».
Обращаем ваше внимание на то, что пока мы работали в основном с черным и белым цветом. Работа с другими цветами осуществлялась через медитацию на цветной медитативной диаграмме «Мандала». На следующем занятии мы начинаем более интенсивно работать с цветами, а затем и с объемами. Каждый из этих элементов вносит свою лепту в развитие тех нейронных сетей, которые отвечают за нашу память и обеспечивают ее развитие. Каждый этап, каждое занятие должно что-то добавлять в механизм нашего мышления, восприятия, в нашу память.
Обращаем ваше внимание, что все тренажеры, которые мы используем с вами, — это инструменты. С их помощью мы учим свой мозг, свою психику входить в определенные состояния, переживать эти состояния. Затем инструменты — окно мнемониста, мавдала и т. д. — нам не будут нужны, мы станем обходиться без этих вспомогательных средств. Все начнет получаться само собой, спонтанно. Мы закладываем в величайший механизм регуляции, который есть у каждого из нас, более эффективную программу действий. Мы внедряем в наш мозг, сознание, подсознание механизмы, обеспечивающие дальнейшую самостоятельную нормальную, высокоэффективную творческую деятельность. Мы делаем не что иное, как комплексно обучаем организм этому состоянию.
УРОК 6