Исследование подмены социокультурных ценностей населения с целью воздействия на потребительские предпочтения
Объект исследования: социокультурные ценности населения, потребительские предпочтения.
Результаты, полученные лично автором: проведен анализ действий производителей и реализаторов алкогольной продукции на потребительские предпочтения населения.
К концу 20 началу 21 века Россия неожиданно остро столкнулась с проблемой массового и неконтролируемого злоупотребления спиртными напитками среди граждан.
Согласно теории, созданной Джозефом Овертоном, для всякой идеи или проблемы в социуме существует некое "окно возможностей". В пределах этого "окна" какую-либо идею дозволено или запрещено обсуждать в общественности, в открытую поддерживать, пропагандировать, предпринимать попытки закрепить ее законодательно. Окно двигают, тем самым меняя "веер" возможностей, от стадии «немыслимое», то есть совершенно чуждое общественным законам и полностью отвергаемое, до стадии «актуальная политика», то есть уже широко известное, принятое и утвержденное массовым сознанием, а также закреплённое в законах.
1. Первой стадией действия данной методики является перевод явления или идеи из области «немыслимое» в область «радикальное», т.е. если говорить простым языком, о проблеме нужно говорить. В нашем случае , первый этап был пройден очень давно и описывать его подробно не имеет смысла.
2. Вторым этапом разворачивания «окна Овертона» является с одной стороны, создание эвфемизма (нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово) и замена первичного смысла отрицаемой обществом (запретной) идеи или придание первоначальному высказыванию другой, новой положительной смысловой окраски, а также нахождение исторического (знаменитой личности или грандиозного события) прецедента, который бы оправдывал в глазах части общества данное явление, наподобие высказывания: «ну что тут говорить, никто не без без греха».
Стала появляться реклама алкогольной продукции, причем время ее показа не регулировалось, рекламные ролики прерывали юношеские фильмы и передачи. Песни с упоминанием алкогольной продукции исполняются на эстраде и транслируются с экрана телевизора: группа «Дюна» – 1991 г.«Привет с большого бодуна», 1993г. «Пиво» , 1994г. «Мечта» (другое более известное название «Море пива»); Ф.Киркоров 1994 г.«Я поднимаю свой бокал»; И.Николаев 1995 г. «Выпьем за любовь»; Группа «Белый Орел» 1998 г. «Как упоительны в России вечера»; В Цыганова «Русская водка» 1999 г.; Группа «Дискотека Авария» 2000 г. «Пей пиво». Так или иначе, обществу стали внушаться идеи о том, что «никто не безгрешен» и все мы имеем право совершать ошибки. Фразы «не пьем, а лечимся», «посидеть-поговорить», «любовь к выпивке» всячески смягчали истинную суть алкоголизма, делая из него нечто обыденное и нормальное.
3. На третьей стадии, появляется возможность продвигать «окно Овертона» с области возможного на территорию «рационального» т.е. происходит расслоение прежде единой и цельной проблемы (запрета), на множество видов и подвидов – одни из которых недопустимы, а другие даже вполне реальны и забавны, появляется возможность использовать множественность точек зрения на данную проблему, когда по предельным флангам расставляются крайние радикалы и вполне респектабельные граждане.
4. На четвертом этапе разворачивания «окон Овертона» происходит легализация ранее запрещенной темы или явления – оно становится главной темой ток-шоу и новостных выпусков, людей начинают погружать в обсуждение этой проблемы, тем самым создавая привыкание.
5. Происходит переход проблемы из стадии «Популярного» в сферу «Национальная черта характера» и внедрение в сознание людей крайне негативного отношения к отрицанию рассматриваемого явления.
Таким образом, становится ясно, что возможно причиной сегодняшней, без преувеличения, национальной катастрофы - алкоголизма, является чье-то крайне умелое и опытное использование вышеописанной технологии. К сожалению, проверить данную гипотезу и стопроцентно доказать пока не представляется возможным, однако наблюдения показывают высокий процент вероятности того, что современное российкое общество подвергается усиленным психологическим атакам. Помимо всего прочего, если говорить об экономической целесообразности применения окон Овертона, то можно заметить следующее: сегодня бизнес по производству и реализации алкоголя - это один из самых успешных законных видов бизнеса, из всех существующих; алкоголь – продукт вызывающий достаточно быстрое привыкание, а затем зависимость. Следовательно, чем он доступнее, тем в больших объёмах он скупается; люди, в чьем сознании спиртосодержащая продукция является одним из продуктов второй необходимости (а иногда и первой), легко поддаются рекламным уловкам производителя.
Материал поступил в редколлегию 27.02.2017
УДК 005.007
И.А.Коновалова
Научный руководитель: профессор кафедры «Экономика, организация производства и управление», к.э.н. Г.И.Коновалова