Власть и лидерство: сущность и значение
Объект исследования: власть и лидерство
Результаты, полученные лично автором: рассмотрено значение и сущность власти и лидерства
Руководство организацией осуществляет управляющий, который назначается и которому делегируются полномочия, он является лидером и эффективно управляет своими подчиненными.
Лидерство — это тип управленческого воздействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенных наборов качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывается влияние или взаимодействует на других, с другой лидерство − это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Средства, с помощью которых лидер может влиять на подчинённых, разнообразны: просьба, угроза увольнения, мотивация. Для того чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективными, руководитель должен укреплять и применять власть.
Власть — это возможность влиять на поведение других. Для достижения эффективного функционирования организации необходимо надлежащее применение власти. Каждый эффективный руководитель должен поддерживать разумный уровень власти, достаточный для достижения целей организации, но не вызывающей у подчиненных чувства протеста. Право на власть приобретается лидером в ходе формирования группы последователей и заключается в принятии решений и распоряжений ресурсами группы для достижения поставленных целей.
Традиционно выделяют 4 основных подхода к изучению лидерства:
1. Подход с позиции личных качеств (1930-е гг.) объясняет лидерство наличием определенного набора общих для всех лидеров личных качеств.
2. Поведенческий подход (1940-50-е гг.) рассматривает анализ образцов поведения руководителя по отношению к подчиненным.
3. Ситуационный подход (начало 1960-х гг.) изучает ситуационный анализ поведения лидера.
4. Новые теории лидерства (1990-е гг.) постулируют эффективность адаптивного руководства.
Изучение образцов поведения лидера началось в 40-х годах. Исследователи начали поиск единственно верного поведения лидера в организации. Концепция поведенческого подхода предположила возможность подготовки лидера по специальным программам.
Одной из важнейших характеристик деятельности руководителя является стиль руководства. Стиль руководства в управлении — это устоявшаяся манера поведения руководителя по отношению к подчиненным в целях оказания на них влияния и побуждения их к достижению целей организации.
Американский учёный К. Левин выделил три стиля лидерства:
1. Авторитарный стиль лидерства — характеризуется высокой степенью власти. Руководитель определяет всё.
2. Демократический стиль лидерства — характеризуется разделением власти и участием группы в управлении. Ответственность распределяется, руководитель старается все вопросы решать коллегиально.
3. Либеральный стиль лидерства — отличается низкой требовательностью, отсутствием дисциплины и требовательности, руководитель не вмешивается в действия коллектива, обеспечивая им полную самостоятельность.
Исследование К. Левина показало, что с точки зрения деятельности организации наиболее эффективным является авторитарный стиль руководства. Однако в жизни чаще всего применяется комбинация стилей, созданная руководителем с целью использования положительных сторон того или иного стиля.
Ранние традиционные концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе каких-либо качеств лидера либо образцов его поведения. Ни подход с позиции личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являются существенными компонентами успеха. Однако более поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные ситуационные факторы, которые включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требование и воздействие среды, но при этом не принималась во внимание сама личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационного подходов. В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с имеющейся ситуацией. Новые подходы концентрируют свое внимание на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя харизму, передать ее значение последователям таким образом, чтобы это вдохновило и вызвало у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению цели.
Материал поступил в редколлегию 18.04.2017
УДК 338.462
М.С. Швыдкая
Научный руководитель: доцент кафедры «Экономика и менеджмент», к.э.н.
Е.Н. Стрижакова