Современная модель управления организацией
Объект исследования: модель управления организацией
Результаты, полученные лично автором: современная модель управления организацией не может базироваться на какой-либо конкретной модели и складывается под влиянием факторов внутренней и внешней среды компании
Любая организация нуждается в управлении, насколько оно будет эффективным для компании, во многом зависит от руководства. В теории модель управления организацией представляет собой динамичное образование, изменяющееся под влиянием факторов внутренней и внешней среды. На практике следует понимать более глубокий смысл данного понятия, так как любая модель управления организацией должна учитывать ряд аспектов, влияющих на деятельность фирмы. При создании такой модели непременно учитываются цели и задачи компании, перечень её ценностей, корпоративная и организационная культура, бизнес-этика, основополагающие принципы системы управления, её способность к адаптации в условиях внешней среды и многое другое. На сегодняшний день выделяют три основных модели управления организацией: американская, японская и маркетинговая. Каждая имеет свои особенности и отличительные черты.
Американская модель управления организацией – это своего рода классика управления бизнесом, она базируется на оптимальном производственном процессе, снижении расходов, поиске резервов, повышении производительности труда. Данная система предполагает индивидуальную ответственность каждого работника, контроль всех направлений работы и принятие решений в рамках делегированных полномочий.
Японская модель управления организацией относительно «молода», её основная особенность – сильное влияние традиций японской культуры. Главная особенность японской модели - система пожизненного найма и продвижения по службе в рамках одной компании. При этом, организация гарантирует своим работникам заработную плату в зависимости от возраста работника и его личной заинтересованности в качестве собственного труда и рационализации производственного процесса. Для японской модели так же характерно коллективное принятие решений, медленное продвижение по службе и целостный подход к работнику, как к личности.
Маркетинговая модель управления организацией ориентирована на человека, стремящегося к самореализации. Фирма рассматривается как единый организм, руководство таких компаний ставит общие цели и задачи перед работниками и формирует общие ценности. Данная модель предполагает рассмотрение организации как открытой системы, на деятельность которой влияют факторы как внутренней, так и внешней среды. Согласно данной концепции компания должна быстро адаптироваться к условиям рынка и нововведениям со стороны государства.
В современных условиях ведения бизнеса использовать уже готовые модели управления организацией бесперспективно. Так, американская модель управления организацией не подходит к японскому бизнесу в силу определенных социо-культурных особенностей нации. Россия в данном случае не является исключением и при принятии за основу какой-либо определенной модели управления организацией её зачастую проходится дорабатывать в силу особенностей менталитета, специфики производства и конъюнктуры рынка.
Для современной российской модели менеджмента предприятия характерен ситуационный подход, при котором внутренняя среда организации обязана принимать быстрые эффективные решения в условиях изменяющихся факторов внешней среды. Кроме того, на практике к сотрудникам часто применяются особые требования относительно культуры менеджмента, такие как стремление к переменам, так называемая готовность к риску.
Сегодня этот подход достаточно актуален и непременно базируется на маркетинговой модели управления бизнесом, к которой российское общество более восприимчиво, нежели иные страны. Это объясняется относительно молодой рыночной системой в нашем государстве, её подверженностью рискам и неопытностью российского предпринимательства.
Материал поступил в редакцию 30.03.2017
УДК 338
К.В. Молчанов
Научный руководитель: доцент кафедры «Экономика и менеджмент», к.т.н.,
Л.А. Карабан