Управление аутсорсинговыми процессами в системе менеджмента качества
Объект исследования: аутсорсинговые процессы в системе менеджмента качества.
Результаты, полученные лично автором: разработана методика выбора внешнего поставщика процессов системы менеджмента качества.
В целях увеличения эффективности производства и повышения конкурентоспособности в настоящее время во всем деловом мире стали прибегать к практике аутсорсинга, в том числе и для процессов менеджмента качества.
Аутсорсинговый процесс – это процесс, который организация идентифицировала как необходимый для своей системы менеджмента качества, но, для осуществления которого она выбрала внешнюю сторону.
Управление процессами аутсорсинга в системе менеджмента качества (СМК) является новым направлением для изучения и разработки. Автором предлагается методологический подход к управлению процессами аутсорсинга в СМК. С выходом международных стандартов ISO 9001 версии 2015 года требования к аутсорсинговым процессам изменились. Согласно п. 8.4 ISO 9001:2015, если предприятие принимает решение, что какие-либо процессы, влияющие на соответствие продукции предъявляемым требованиям, могут быть выполнены внешними организациями, то предприятие должно обеспечить управление такими процессами, определить и применять критерии оценки, выбора, мониторинга результатов деятельности внешних поставщиков процессов.
Анализ процессов СМК выявил, какие из них могут или не могут быть переданы «на сторону» (табл. 1).
Таблица 1
Распределение процессов СМК по степени возможности применения к ним аутсорсинга
Требования (пункты) ISO 9001:2015 | |
Могут быть переданы «на сторону» | Не могут быть переданы «на сторону» |
7.1.3 «Инфраструктура» 7.1.4 «Производственная среда» 7.1.5 «Ресурсы для мониторинга и измерений» 8.1 «Планирование и управление деятельностью на стадиях жизненного цикла продукции и услуг» 8.2.2 «Определение требований, относящихся к продукции и услугам» 8.3 «Проектирование и разработка продукции и услуг» 9.2 «Внутренние аудиты» | 5.2.1 «Разработка политики в области качества» 5.3 «Функции, ответственность и полномочия в организации» 6.2 «Цели в области качества и планирование их достижения» 7.4 «Обмен информацией» 8.2.3 «Анализ требований к продукции и услугам» 9.1.2 «Удовлетворенность потребителей» 10.3 «Постоянное улучшение» |
В работе предлагается ввести критерии выбора аутсорсера, позволяющие оценить качество его услуг по обеспечению выполнения требований к аутсорсинговому процессу:
1. Наличие и состояние системы менеджмента качества;
2. Репутация внешнего поставщика;
3. Опыт работы на рынке предоставления аутсорсинговых услуг;
4. География деятельности;
5. Стоимость предоставляемых услуг;
6. Степень специализации;
7. Производственные мощности.
В зависимости от вида передаваемого процесса СМК перечисленные критерии могут расширяться или объединяться. Предлагается оценивать потенциальных партнеров-аутсорсеров на соответствие разработанным критериям по 100-балльной шкале. Например, оценка по критерию «Наличие СМК у поставщика» определяется в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
Таблица присвоения оценки в зависимости от наличия СМК у поставщика
Наличие системы менеджмента качества (К1) | Оценка, балл |
СМК соответствует ГОСТ Р ИСО 9001-2015, имеется сертификат на систему качества | |
СМК документирована, внедрена и подготовлена к сертификации | |
СМК находится на стадии разработки | |
СМК не документирована |
Из таблицы видно, что высший балл К1=100 получает поставщик, который имеет сертифицированную СМК на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001. Если поставщик внедрил СМК, но ещё не сертифицировал её, получает балл К1=70. Балл К1=50 получает поставщик, СМК которого находится на стадии разработки. Балл К1=0 получает поставщик, который в своей деятельности не работает с СМК.
Выбор поставщика аутсорсинга предлагается осуществлять независимо от сферы деятельности организации на основе следующего совокупного показателя:
(1)
где Паут – показатель приоритетности аутсорсера для передачи процесса необходимого для СМК; К – качество услуг по обеспечению выполнения требований к аутсорсинговому процессу; ПНР – показатель не наступления риска.
Оценка величины показателя не наступления риска аутсорсинга (ПНР) может исходить из результатов оценки финансово-экономических, социальных и технических рисков. Результаты получаются на основе средних оценок экспертов (вес и вероятность не наступления соответствующего риска). На основании максимального значения Паут для передачи процесса, необходимого для СМК, выбирается поставщик. После того как оценены все потенциальные аутсорсеры и один из них выбран в качестве партнера, разрабатывается типовой договор, который заключается с аутсорсером и позволяет обеспечить управление со стороны организации поставляемых процессов.
Материал поступил в редколлегию 24.04.2017
УДК 658.562
Ю.В. Сивакова
Научный руководитель: доцент кафедры «Управление качеством, стандартизация и метрология», к.т.н., Н.Ю. Чистоклетов