Управление аутсорсинговыми процессами в системе менеджмента качества

Объект исследования: аутсорсинговые процессы в системе менеджмента качества.

Результаты, полученные лично автором: разработана методика выбора внешнего поставщика процессов системы менеджмента качества.

В целях увеличения эффективности производства и повышения конкурентоспособности в настоящее время во всем деловом мире стали прибегать к практике аутсорсинга, в том числе и для процессов менеджмента качества.

Аутсорсинговый процесс – это процесс, который организация идентифицировала как необходимый для своей системы менеджмента качества, но, для осуществления которого она выбрала внешнюю сторону.

Управление процессами аутсорсинга в системе менеджмента качества (СМК) является новым направлением для изучения и разработки. Автором предлагается методологический подход к управлению процессами аутсорсинга в СМК. С выходом международных стандартов ISO 9001 версии 2015 года требования к аутсорсинговым процессам изменились. Согласно п. 8.4 ISO 9001:2015, если предприятие принимает решение, что какие-либо процессы, влияющие на соответствие продукции предъявляемым требованиям, могут быть выполнены внешними организациями, то предприятие должно обеспечить управление такими процессами, определить и применять критерии оценки, выбора, мониторинга результатов деятельности внешних поставщиков процессов.

Анализ процессов СМК выявил, какие из них могут или не могут быть переданы «на сторону» (табл. 1).

Таблица 1

Распределение процессов СМК по степени возможности применения к ним аутсорсинга

Требования (пункты) ISO 9001:2015
Могут быть переданы «на сторону» Не могут быть переданы «на сторону»
7.1.3 «Инфраструктура» 7.1.4 «Производственная среда» 7.1.5 «Ресурсы для мониторинга и измерений» 8.1 «Планирование и управление деятельностью на стадиях жизненного цикла продукции и услуг» 8.2.2 «Определение требований, относящихся к продукции и услугам» 8.3 «Проектирование и разработка продукции и услуг» 9.2 «Внутренние аудиты» 5.2.1 «Разработка политики в области качества» 5.3 «Функции, ответственность и полномочия в организации» 6.2 «Цели в области качества и планирование их достижения» 7.4 «Обмен информацией» 8.2.3 «Анализ требований к продукции и услугам» 9.1.2 «Удовлетворенность потребителей» 10.3 «Постоянное улучшение»

В работе предлагается ввести критерии выбора аутсорсера, позволяющие оценить качество его услуг по обеспечению выполнения требований к аутсорсинговому процессу:

1. Наличие и состояние системы менеджмента качества;

2. Репутация внешнего поставщика;

3. Опыт работы на рынке предоставления аутсорсинговых услуг;

4. География деятельности;

5. Стоимость предоставляемых услуг;

6. Степень специализации;

7. Производственные мощности.

В зависимости от вида передаваемого процесса СМК перечисленные критерии могут расширяться или объединяться. Предлагается оценивать потенциальных партнеров-аутсорсеров на соответствие разработанным критериям по 100-балльной шкале. Например, оценка по критерию «Наличие СМК у поставщика» определяется в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2

Таблица присвоения оценки в зависимости от наличия СМК у поставщика

Наличие системы менеджмента качества (К1) Оценка, балл
СМК соответствует ГОСТ Р ИСО 9001-2015, имеется сертификат на систему качества
СМК документирована, внедрена и подготовлена к сертификации
СМК находится на стадии разработки
СМК не документирована

Из таблицы видно, что высший балл К1=100 получает поставщик, который имеет сертифицированную СМК на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001. Если поставщик внедрил СМК, но ещё не сертифицировал её, получает балл К1=70. Балл К1=50 получает поставщик, СМК которого находится на стадии разработки. Балл К1=0 получает поставщик, который в своей деятельности не работает с СМК.

Выбор поставщика аутсорсинга предлагается осуществлять независимо от сферы деятельности организации на основе следующего совокупного показателя:

управление аутсорсинговыми процессами в системе менеджмента качества - student2.ru (1)

где Паут – показатель приоритетности аутсорсера для передачи процесса необходимого для СМК; К – качество услуг по обеспечению выполнения требований к аутсорсинговому процессу; ПНР – показатель не наступления риска.

Оценка величины показателя не наступления риска аутсорсинга (ПНР) может исходить из результатов оценки финансово-экономических, социальных и технических рисков. Результаты получаются на основе средних оценок экспертов (вес и вероятность не наступления соответствующего риска). На основании максимального значения Паут для передачи процесса, необходимого для СМК, выбирается поставщик. После того как оценены все потенциальные аутсорсеры и один из них выбран в качестве партнера, разрабатывается типовой договор, который заключается с аутсорсером и позволяет обеспечить управление со стороны организации поставляемых процессов.

Материал поступил в редколлегию 24.04.2017

УДК 658.562

Ю.В. Сивакова

Научный руководитель: доцент кафедры «Управление качеством, стандартизация и метрология», к.т.н., Н.Ю. Чистоклетов

[email protected]

Наши рекомендации