Машиностроительного предприятия

Объект исследования: принципы менеджмента качества в системе менеджмента качества (СМК).

Результаты, полученные лично автором: разработана методика самооценки, построена лепестковая диаграмма реализации принципов менеджмента качества, разработана когнитивная модель взаимосвязи принципов менеджмента качества в СМК.

Система менеджмента качества любой организации основана на семи принципах менеджмента качества, описанных в ГОСТ Р ИСО 9000-2015: 1) ориентация на потребителя; 2) лидерство; 3) взаимодействие работников; 4) процессный подход; 5) улучшение; 6) принятие решений, основанное на свидетельствах и 7) менеджмент взаимоотношений. Реализация этих принципов на машиностроительном предприятии сталкивается со значительными трудностями, поэтому исследование проблем, связанных с реализацией принципов менеджмента в системе менеджмента качества, создаваемых в машиностроении в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2015 является актуальным.

Одним из инструментов для анализа реализации принципов менеджмента качества в СМК организации служит самооценка. В результате проведения самооценки на ЗАО «Брянский Арсенал» были проставлены баллы и построена лепестковая диаграмма реализации принципов менеджмента качества и их влияния на деятельность организации (рис. 1). Диаграмма показывает, что некоторые принципы имеют не большие баллы, что соответствует их малому уровню рентабельности.

Для повышения уровня реализации каждого конкретного принципа менеджмента качества в СМК организации существует достаточно большое количество методов и инструментов. В данной работе расмотрен метод когнитивного моделирования, позволяющий исследовать функционирование и развитие слабоструктурированных систем и ситуаций посредством построения модели слабоструктурированной системы (ситуации) на основе когнитивной карты. Модель включает когнитивную карту как обязательный элемент наряду с возможными другими параметрами. В этой модели когнитивная карта отражает субъективные представления (индивидуальные или коллективные) исследуемой проблемы, ситуации, связанной с функционированием и развитием слабоструктурированной системы (в данном случае системы менеджмента качества).

машиностроительного предприятия - student2.ru

Рис. 1. Реализация принципов менеджмента качества в СМК

Традиционные знаковые когнитивные карты задаются в виде ориентированного графа и представляют моделируемую систему в виде множества концептов (параметров, факторов), отображающих системные переменные, связанные между собой причинно-следственными отношениями влияния.

Для построения когнитивной карты необходимо построить нечеткую когнитивную матрицу влияния принципов менеджмента качества друг на друга. Из данной когнитивной матрицы (таблица 1) видно, что принципы как положительно, так и отрицательно могу влиять друг на друга.

Таблица 1

Когнитивная матрица взаимосвязи принципов менеджмента качества

Концепты (принципы) 1.A 2.B 3.C 4.D 5. E 6.F 7.G
1.A 0.6 0.9
2.B 0.1
3.C 0.7 0.9
4.D 0.9
5.E -0.9 -0.9
6.F -0.3
7.G 0.8

Моделирование систем на основе нечетких когнитивных карт предполагает решение нижеописанных задач: 1) определение цели; 2) построение нечеткой когнитивной карты; 3) статическое моделирование (вычисление и анализ системных показателей нечеткой когнитивной карты; 4) динамическое моделирование (получение сценариев развития ситуации с учетом внешних влияний); 5) отбор альтернатив на основе полученных сценариев развития ситуации и заданной цели.

Материал поступил в редколлегию 03.04.2017

УДК 658.562

М.А. Дегтярева

Научный руководитель: профессор кафедры «Управление качеством, стандартизация и метрология», д.т.н. Мирошников В.В.

[email protected]

ПРИМЕНЕНИЕ РАНЖИРУЮЩИХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

В МЕНЕДЖМЕНТЕ КАЧЕСТВА

Объект исследования: ранжирующие измерительные системы.

Результаты, полученные лично автором: предлагается методика ранжирующих измерений, основанная на применении метода анализа иерархий Т. Саати.

Улучшения качества продукции и услуг можно достичь путем повышения воспроизводимости и стабильности производственных процессов, которые, непосредственно, тесно связано с измерениями ключевых характеристик качества этих процессов. Именно полученные данные в результате измерений характеристик качества дают основу для принятия обоснованных управленческих решений о необходимости реализации в процессе корректирующих действий. Таким образом, принципы постоянного улучшения, декларируемого стандартами серии ИСО 9000 и требований потребителя нельзя достичь без измерений.

В системе менеджмента качества (СМК) предприятия, вынуждены сталкиваться во множестве областей своей деятельности с тем, что значимые для внешнего и внутреннего потребителя характеристики качества продукции или производствен­ного процесса не могут быть измерены в количественных шкалах. Такие характеристики называются качественными или альтернативными и могут быть измерены визуально, ор­ганолептическим методом или методом экспертной оценки. К числу таких объектов можно отнести большинство процессов менеджмента качества, регламентированных ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Для измерения характеристик таких процессов и их результатов (продукции) автором предлагается использовать ранжирующие измерительные системы [1].

Ранжирующие измерительные системы (РИС) — это класс измерительных систем (ИС), для которых результат измерения величины попадает в одну из категорий и число таких категорий конечно. Это отличает их от измерительных систем, которые выдают результаты в виде количественных переменных. Наибо­лее общий пример — это измерительные устройства типа «проходной или непроходной» калибр, которые имеют только два возможных результата измерений. Другие ранжирующие системы могут классифицировать результат на пять-семь категорий, например: «очень хороший», «хороший», «удовлетвори­тельный», «плохой», «очень плохой». В результате оценивания характеристи­ки образцу назначается ранг, сравнение которого с критерием допуска позволяет принять решение о соответствии продукции или стабильности процесса.

Ранжирующие измерительные системы используются как для измерения ха­рактеристик продукции или услуги, так и для измерения характеристик процесса с целью дальнейшего статистического управления процессом.

Несмотря на специфику ранжирующих измерений, данные, измеренные в порядковой шкале, также обладают свойством достоверности. А РИС, наряду с количественными ИС, могут вносить неопределенность в результаты измерений, то есть влиять на достоверность измеренных данных. Неопределенность измерений может, в свою очередь, влиять на принятие решений о продукции или процессе, характеристики качества которых измеряются ранжированием. Это обосновывает необходимость проведе­ния оценки ранжирующих измерительных систем.

Существует сложность в проведении оценки РИС, обусловленная тем, что большинство существующих методов оценки ИС применимо только для данных, измеренных в интервальной шкале, тогда как результаты измерений РИС выражены в порядковой шкале. Можно добавить, что отсутствие измерительных приборов в РИС зачастую приводит к тому, что специалисты предприятий вообще не относят их к классу измерительных систем.

Для оценки процессов менеджмента качества автором предлагается методика ранжирующих измерений, основанная на применении метода анализа иерархий Т. Саати [2]. По этой методике оценка характеристик процесса осуществляется в следующем порядке:

1. Постановка задачи (объект и цель измерения);

2. Построение иерархии (критерии оценки и альтернативы решения);

3. Составление матриц парных сравнений;

4. Вычисление собственных векторов и собственных значений матрицы;

5. Оценка индекса однородности суждений экспертов;

6. Вычисление результирующего вектора приоритетов;

7. Выбор предпочтительной альтернативы.

Опытная проверка предлагаемой методики проведена на ЗАО «Брянский Арсенал" при решении следующих задач:

1. Анализ влияния факторов окружающей среды на результаты измерения шероховатости поверхности деталей;

2. Определение оптимального метода неразрушающего контроля качества соответствия материала при изготовлении шестерни.

Список литературы

1. Анализ измерительных систем. MSA. Перевод с англ.- Н.Новгород: СМЦ «Приоритет», 2005-242 с.

2. Саати, Т. Принятие решений. Метод анализа иерархии; Перевод с англ. — Вачнадзе, Р.Г. - М.: «Радио и связь» 1993.-278с.

Материал поступил в редколлегию 18.04.2017

УДК 658.562.

Н. А. Дементьева

Научный руководитель: профессор кафедры «Управление качеством, стандартизация и метрология», д.т.н., Мирошников В.В.

[email protected]

Наши рекомендации