В процессе создания фирменного стиля
Объект исследования: дизайнерские умения студентов.
Результаты, полученные лично автором: теоретический обзор литературы по проблеме исследования. Сделана попытка выявить структуру дизайнерских умений.
Проектная деятельность направлена на формирование дизайнерских умений, что способствует реализации творческого потенциала будущих дизайнеров в их профессиональной деятельности. В связи с этим любая проектная деятельность, связанная с профессиональной деятельностью будущего дизайнера, рассматривается как одно из средств формирования дизайнерских умений специалиста. Процесс разработки фирменного стиля является оптимальным для нас видом проектной деятельности, поскольку позволяет наблюдать процесс формирования дизайнерских навыков, является базой для внедрения идей по формированию умений и выступает контрольной единицей для оценки сформированности умений специалиста.
Актуальность исследования проблемы формирования дизайнерских умений у студентов в процессе создания фирменного стиля определяется:
- тенденциями в образовании, связанными с необходимостью формирования дизайнерских умений будущих педагогов дизайна;
- повышение требований уровня профессиональной компетенции, будущих педагогов дизайна в связи с изменениями социально-экономических условий в стране;
- повышением значимости проектной деятельности в участии повышения уровня профессиональной компетенции будущих специалистов.
Анализ литературы показал, что к изучению профессиональной компетентности, исследователи преимущественно осуществляют изучение отдельных сторон профессиональной компетенций и способов формирования навыков у специалистов. Решением данной проблемы становится обобщение и структурирование данных, проанализированной литературы.
Можно выявить структуру дизайнерских умений, которая состоит из трех частей: художественных умений, проектных умений, конструкторских умений.
Для формирования дизайнерских умений не достаточно изучения теоретических основ, необходимо практическое закрепление полученных знаний, в чем может помочь проектная деятельность. Выполнение своего проекта позволяет каждому студенту решить индивидуальную творческую задачу, при решении этой задачи студент формирует и развивает свои дизайнерские умения.
В процессе разработки фирменного стиля можно выделить три основные ступени развития.
Первой ступенью является предпроектная подготовка, на которой определяется общий вид проекта, постановка задач и целей, согласование с заказчиком, которым может выступать преподаватель. В ходе деятельности происходит формирование и закрепление конструкторских и проектных умений студента.
Второй ступенью является проектная деятельность, в процессе которой студент приступает к выполнению поставленных задач, созданию элементов фирменного стиля в электронной среде с учетом предъявленных требований. на данном этапе происходит формирование и развитие художественных и конструкторских навыков студента.
Третьей ступенью является демонстрация конечного варианта. Выполняя поставленную задачу студент развивает свои проектные умения.
Таким образом, процесс разработки фирменного стиля позволяет формировать и развивать дизайнерские умения, расширяет кругозор студентов о дизайн-проектировании, достигает методической грамотности, развивает креативность и способность к самосовершенствованию.
Материал поступил в редколлегию 03.02.2017
УДК 159.9:331.01511
Л.А. Семёнова
Научный руководитель: доцент кафедры «Инженерная педагогика и психология», к.б.н., А.А. Кузьменко
СТАНОВЛЕНИЕ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 100 ЛЕТ
Объект исследования: дизайн-образование в России.
Результаты, полученные лично автором: теоретический обзор литературы по проблеме исследования. Проведен анализ и соотношение образовательных профилей по подготовке дизайнеров.
В период с конца XIX века массовое развитие производства положило начало появлению нового направления творческой деятельности человека – дизайну.
Отечественное дизайн-образование, по мнению Н.В. Воронова получило свое развитие в 20-е годы XX века. [2] Дизайн возникает как связующее звено между производством и агитационно-массовым искусством.
В 1923-1932 гг. происходит становление производственных факультетов ВХУТЕМАС, в 1927г. ВХУТЕМАС был переименован во ВХУТЕИН – Высший художественно-технический институт, из стен которого выпускаются специалисты квалификации «инженер-художник», «художник-технолог» [4] [5]
1933-1960гг. – время стандартизации: развитие художественно-производственной среды определяется универсальной концепцией.
В 1961 году основан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВHИИТЭ).
В конце 80х годов прошлого века возникают региональные и центральные Союзы дизайнеров. В общей сложности в конце 80-х годов прошлого века ВУЗы страны выпускали ежегодно около 350 дизайнеров. После распада СССР становление рыночной экономики и как следствие, конкурентного рынка приводит к активному открытию факультетов по подготовке дизайнеров-профессионалов.
В нашей работе предпринята попытка проанализировать основные направления подготовки дизайнеров в России на современном этапе. В общей сложности для анализа основных направлений подготовки дизайнеров, было рассмотрено более 150 рабочих программ ВУЗов России. Всего было проанализировано более 100 ВУЗов
На рис.1 показан график соотношения образовательных профилей по подготовке дизайнеров.
Рис.1 Соотношение образовательных профилей по направлению подготовки «Дизайн»
В результате анализа рынка труда на основе открытых вакансий на наиболее крупных интернет-ресурсов России нами было выявлено 5 наиболее востребованных направлений в области графического дизайна (рис. 2).
Web-дизайн |
Дизайн бренда |
Полиграфический дизайн |
Геймдизайн |
UX/UI-дизайн |
Графический дизайн |
Рис.2. Востребованные направления в области графического дизайна
Материал поступил в редколлегию 03.02.2017
УДК 159.9:331.01511
М.Г. Соколова
Научный руководитель: профессор кафедры «Инженерная педагогика и психология», д.пс.н., В.В. Спасенников