Применение онлайн-сервисов по созданию
кроссвордов для контроля знаний студентов
по изучаемой дисциплине
Объект исследования: процесс обучения студентов.
Результаты, полученные лично автором: проведен обзор, в ходе которого выбран подходящий онлайн-сервис для создания кроссвордов, получены результаты положительного влияния использования кроссвордов в учебном процессе.
Для эффективного усвоения учебного материала студентами и повышения уровня обучения в педагогике используются различные формы и методы. Одними из них являются игровые методы, стимулирующие креативность, инициативность и познавательную активность студентов. К этой группе методов относится кроссворд, ведь он позволяет сделать процесс усвоения материала более интенсивным, обеспечивает запоминание терминов и может использоваться в качестве инструмента контроля знаний.
Преимущества кроссвордов в образовательной деятельности: 1) Кроссворд как игра вызывает больший интерес студентов, тем самым непроизвольно вовлекая их в учебный процесс.2) Кроссворд развивает память, а также познавательную и творческую деятельность.3) Кроссворд по конкретной дисциплине или тематике позволяет повысить наглядность представленных материалов. Для создания кроссворда необходимо: составить набор слов, из которых будет состоять кроссворд; сформулировать вопросы, по которым будут угадываться слова; составить сетку кроссворда.
Составить кроссворд можно по определенной тематике или из случайного набора слов. По определенным тематикам существуют глоссарии, в которых есть перечень необходимых терминов. Кроссворд по конкретной учебной дисциплине будет состоять из них. Если раньше кроссворды составляли вручную, то сейчас в этом нет необходимости, так как существуют программы и онлайн-сервисы для генерации кроссвордов, которые значительно упрощают работу.
Было рассмотрено несколько онлайн-сервисов и выполнен обзор наиболее популярных из них, в который входят: «CROSS», «Фабрика кроссвордов», «CrossWordus», «БиоУроки». При обзоре были выявлены достоинства и недостатки каждого из них и была проведена сравнительная характеристика, что позволило выявить наиболее удобный онлайн-сервис.
При сравнении учитывались такие характеристики как интерфейс, удобство ввода слов, возможность ввода вопросов к словам, возможность расположения слов на поле вручную, удобство автоматической генерации кроссворда с заданным набором слов, возможность сохранения в формате Word, а также версия для печати.
Можно сделать вывод о том, что наиболее удобным онлайн-сервисом для создания кроссвордов является «Фабрика кроссвордов», который не уступает по функционалу другим сервисам.
Порядок работы:
1. Определить тему кроссворда, на основании которой будут подбираться слова.
2. Открыть страницу онлайн-сервиса «Фабрика кроссвордов» - http://puzzlecup.com/crossword-ru/.
3. Для того, чтобы ввести слово необходимо выделить клетки, в которых будет располагаться слово.
4. Ввести слово по буквам на панели справа или выбрать подходящее из словаря и нажать кнопку «Готово». Кроссворд можно создать из заданного списка слов, нажав кнопку «Сгенерировать».
5. Для каждого слова необходимо ввести определение (вопрос). Поле для ввода появляется сразу после того, как введено слово.
6. Сохранить кроссворд, нажав соответствующую кнопку. После этого появятся две ссылки. Первая необходима для редактирования, а второй можно поделиться с другими студентами. Также в поле имени нужно ввести свою фамилию, название группы и тему кроссворда.
7. Распечатать кроссворд можно, нажав кнопку «Версия для печати». При этом появляются настройки параметров печати, которые позволяют напечатать заполненный кроссворд, если выбрать поле Слова, с нумерацией слов, если выбрать поле Нумерация и с вопросами, при выборе поля Определения. Затем необходимо нажать Показать.
Данный сервис позволит сократить время на составление кроссвордов, которые помогут студентам лучше ориентироваться в учебных дисциплинах. Уникальность «Фабрики кроссвордов» заключается в том, что после сохранения пользователь может поделиться ссылкой на свой кроссворд с другими студентами, а они, в свою очередь, смогут проверить свои знания.
В ходе исследования был проведен эксперимент в группе студентов, где каждому предлагалось составить кроссворд по определенной тематике. У испытуемых на это ушло 30 минут. Затем они обменялись своими работами и разгадывали кроссворды друг друга. По окончании исследования среди студентов был проведен опрос, который показал, что им было интересно работать в данном формате и то, что после составления и разгадывания работ им было легче запоминать слова и их значения.
Проведенные исследования показывают, что игровой метод обучения с применением кроссвордов позволяет сделать процесс обучения интереснее и эффективнее. Кроме этого, использование специального онлайн-сервиса сокращает время на составление учебных заданий и дает возможность быстрого вывода результата работы студентов на печать.
Материал поступил в редколлегию 7.04.2017
УДК 656.843.13
А.С. Фомин
Научный руководитель: доцент кафедры «Компьютерные технологии и системы» к. т. н. Малахов Ю.А.