Эффективности торможения автомобиля
Объект исследования: рабочая тормозная система автомобиля.
Результаты, полученные лично автором: разработаны структура и алгоритм работы системы активного контроля эффективности рабочей тормозной системы автомобиля.
К основным устройствам обеспечения безопасного управления автомобилем относится тормозная система, именно поэтому её неисправности занимают первые позиции среди всех дефектов, при которых запрещается эксплуатация транспортного средства. Основная тормозная система автомобиля – рабочая. В настоящее время проверить эффективность рабочей тормозной системы на бюджетных автомобилях отечественного производителя можно только на стендах или в дорожных условиях при помощи дорогостоящих приборов. Возможно, вовремя обнаруженная и устраненная неисправность тормозной системы, могла бы спасти не одну человеческую жизнь. Поэтому внедрение активного контроля эффективности тормозной системы (далее АКЭТС) является важным и необходимым мероприятием по повышению безопасности транспортного средства. Эффективность рабочей тормозной системы оценивается по показателям эффективности торможения: тормозному пути, установившемуся замедлению, времени срабатывания тормозной системы и усилию на органе управления (педале тормоза).
На рис. 1 представлена предлагаемая функциональная схема АКЭТС
Рис. 1. Функциональная схема АКЭТС:
1 – датчик замедления, 2 – датчик силы, 2.1. – кнопка фиксации момента нажатия на датчик усилия, 3 – усилитель сигнала датчика замедления, 4 – усилитель сигнала датчика силы, 5 – датчик угла наклона автомобиля, 6 – электронный блок управления системами автомобиля, 7 – электронный блок системы АКЭТС, 8 – постоянно запоминающее устройство,
9 – монитор
Алгоритм работы системы АКЭТС следующий:
1. Запуск системы при включении зажигания автомобиля.
2. Измерение скорости движения автомобиля v, информацию о которой система получает от электронного блока управления, и углов наклона автомобиля a и b, определяемых датчиком угла наклона.
3. Проверяются условия: углы продольного и поперечного наклона автомобиля, a и b, меньше предельных значений, и скорость v не выходит за границы минимального и максимального допустимых значений? Если эти условия выполняются, то АКЭТС продолжает проверку эффективности тормозной системы, если же нет, то происходит возврат к пункту 2.
4. Определение усилия на педали тормоза с помощью сигнала датчика силы.
5. Проверяется условие: усилие на педале тормоза больше минимально допустимого значения? Если да, система продолжает проверку эффективности, если нет, то происходит возврат к пункту 2 данного алгоритма.
6. Теперь необходимо проверить, произошла ли полная остановка автомобиля по условию v=0. Если произошла, то выполняется расчет тормозного пути, который является функцией от скорости движения s=f(v), электронным блоком системы АКЭТС. Если нет, то необходимо проверить следующие условия: время нажатия на педаль тормоза и установившееся замедление больше минимально допустимых значений? При положительном результате продолжается проверка эффективности тормозной системы, при отрицательном – возврат к пункту 2 алгоритма.
7. Все измеренные за период времени Т основные параметры эффективности тормозной системы, а именно, установившееся замедление, тормозной путь, время срабатывания тормозной системы и усилие на педале тормоза, собираются в банке данных и отправляются в постоянно запоминающее устройство ПЗУ системы АКЭТС.
8. Далее происходит проверка условия: достаточно ли накоплено за период времени Т статистических данных? Если да, происходит статистическая обработка полученных данных, для чего используется информация от ПЗУ. Если нет, то система производит возврат к пункту 2 данного алгоритма.
9. Завершающим звеном является проверка эффективности тормозной системы по следующим условиям: установившееся замедление больше допустимого значения и меньше ли допустимых значений тормозной путь, время срабатывания тормозной системы и усилие на педале тормоза? Если все эти условия выполняются, то система начинает проверку эффективности сначала, если хотя бы одно из условий не выполняется, то нужно проинформировать водителя о неэффективности тормозной системы автомобиля в виде сообщения на бортовом компьютере.
10. Далее сам водитель может выбрать, продолжить ли работу системы или завершить.
Предложенная система позволит существенно повысить конструктивную безопасность автомобилей.
Материал поступил в редколлегию 17.04.2017
УДК 656.13.08
Посконный И.А.
Научный руководитель: доцент кафедры «Автомобильный транспорт» к.т.н., А.Н.Архангельский
mailto:[email protected]