Дистанции при движении автомобиля в потоке

Объект исследования: Динамика движения автомобилей в транспортном потоке.

Результаты, полученные лично автором: Анализ факторов, влияющих на назначение величины безопасной дистанции при движении в потоке.

По статистике в России ежегодно происходит 89232 дорожно-транспортных происшествий

Из-за столкновений ТС за семь месяцев с начала года произошло 37 233 аварии (-8,8%), в которых погибло 4336 человек (-15%), ранен 57 291 (-7,6%).

Одним из путей повышения безопасности является внедрение системы, которая предотвращала бы столкновения между автомобилями, движущиеся в потоке.

Работа над повышением безопасности использования автомобилей ведётся непрерывно. Некоторые системы уже в обязательном порядке устанавливаются в новые автомобили. Система предупреждения о столкновении пока ещё не признана обязательным элементом в выпускаемых машинах, но популярностью пользуется немалой.

По названию уже становится понятной суть этой инновации — недопущение совершения наезда на объект, который находится впереди. Реализуется эта функция посредством принудительного торможения в тот момент, когда система считает ситуацию опасной, а столкновение неизбежным. Если к работе присоединяется ещё и адаптивный круиз-контроль, то автомобиль будет всегда находиться на безопасном расстоянии от впереди следующего.

Многие компании-производители автомобилей разработали свои варианты этой уникальной технологии, которая способна предотвратить аварию и спасти жизни людей. Эти системы могут быть разного уровня роботизации. От этого зависит их эффективность и стоимость. Для автомобилей бюджетной серии необходимо иметь систему скорее информационную, нежели роботизированную. Но и в этой системе нужно учесть ряд весьма сложных для учета факторов. Таковыми являются психофизические характеристики водителя в его текущем состоянии и показатели эффективности тормозного управления в текущих дорожных условиях и для автомобиля в его текущем состоянии. Несмотря на реальные трудности реализации такого подхода, этот вариант имеет право на более широкое внедрение, чем чисто роботизированный.

Материал поступил в редколлегию 20.04.2017

УДК 519.6

Майоров Р.В.

Научный руководитель: доцент кафедры «Автомобильный транспорт» к.т.н., А.Н.Архангельский

[email protected]

mailto:[email protected]

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МОДЕЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ В ПРОГРАММНОМ КОМПЛЕКСЕ “VISSIM”

Объект исследования: Динамические характеристики различных транспортных средств и методов их учета при моделировании.

Результаты, полученные лично автором: Анализ факторов, влияющих на динамику движения модельного автотранспортного средства.

По мере роста городов, возрастает интенсивность городского движения, увеличиваются расстояния и потребность в пассажирских и грузовых перевозках, пробег и количество автомобилей. Возрастающая интенсивность транспортных потоков, вынуждает приспосабливать улицы к городскому движению. С ростом интенсивности движения в условиях ограниченной пропускной способности городских дорог и улиц с каждым днем растет актуальность задачи управления транспортными потоками.

Поиск оптимальных решений по организации управления транспортными потоками возможно только методами моделирования на ЭВМ. Одним из наиболее адекватных современных инструментов, используемых для выработки и экспертизы решений в области совершенствования транспортной инфраструктуры, является имитационное моделирование (ИМ) и в частности, одна из его разновидностей – микромоделирование.

Микромоделирование описывает каждый автомобиль индивидуально, и потому в явном виде моделируется движение каждого автомобиля.

Одной из наиболее популярных концепций в микромоделировании является концепция следования за лидером с безопасной дистанцией. Модели следования за лидером позволяют составить общую картину поведения транспортных потоков, учитывая индивидуальное поведение транспортных средств и его вероятностный характер. Самой распространенной моделью следования за лидером в настоящее время считается психофизиологическая модель восприятия Видемана.

Основная идея модели Видемана состоит в том, что водитель транспортного средства (ТС) ориентируется на впереди движущийся автомобиль. Модель была представлена Видеманом в 1974 году, с тех пор она постоянно совершенствуется.

Для описания процесса перемещения автомобиля используется общуя микроскопическуюмодель «разумного водителя» Трайбера(Intelligent Driver Model (IDM)). Примерами использования такой модели являются известные программные продукты как RTV Vision VISSIM, COS.SIM.

Для предварительных экспериментов можно использовать студенческую версию RTV Vision VISSIM. Программа позволяет создавать новые типы транспортных средств с иными геометрическими размерами, мощностью, весом, количеством пассажиров для более точного моделирования структуры потока.

Для решения практических задач управления необходимо сформировать банк данных различных типов подвижного состава и дополнительно учесть их динамические характеристики. Задача значительно осложнена большим разнообразием моделей автомобилей, даже одного производителя. Для решения этой задачи выполняется систематизация элементов транспортного потока в целях создания некоторого набора гипотетических автомобилей, которые позволят достаточно адекватно заменить реальный поток.

Критерием такой систематизации предлагается два параметра регрессионной зависимости реализуемого ускорения автомобиля от скорости его движения в текущий момент.

Окончательные результаты этой работы будут представлены в ВКР магистра.

Материал поступил в редколлегию 20.04.2017

УДК 656.11

Т.С. Минченко, Ю.А. Синюкова

Научный руководитель: старший преподаватель кафедры «Автомобильный транспорт», Е.В. Справцева

[email protected],[email protected]

Наши рекомендации