Исследование аварийности в брянском регионе
Объект исследования: аварийность на автотранспорте.
Результаты, полученные лично автором: предложена стратегия повышения безопасности дорожного движения в регионе.
В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения – это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения – это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения ДТП, снижение тяжести их последствий.
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам.
Аварийность связана со многими объективными факторами, среди которых есть как технологические, так и человеческие. Выявление факторов, значимо влияющих на риск ДТП, при решении задачи повышения безопасности на дорогах Брянского региона, должно рассматриваться как приоритетная задача.
В настоящее время на территории Брянской области обстановка с аварийностью на автотранспорте остается сложной и напряженной. Как и за все годы предыдущего пятилетнего периода среднегодовое число ДТП в Брянском регионе превышает 1500. Ежегодно в диапазоне от 28 до 32% всех ДТП происходит в областном центре – г. Брянске.
Определяющую роль в ситуации с аварийностью на дорогах играет человеческий фактор. Более 70% ДТП возникает по причинам нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств и пешеходами.
Исследования показали, что повышение безопасности дорожного движения и снижения аварийности в регионе можно достичь:
· повышением общего уровня правосознания и обеспечением дорожно-транспортной дисциплины участников дорожного движения;
· проведением разъяснительной работы в отношении вводимых правовых актов и законов;
· воспитанием адекватного понимания участниками дорожного движения причин возникновения ДТП
· вовлечением населения в деятельность по предупреждению дорожно-транспортного травматизма;
· реализацией комплексной методики по подготовке высококвалифицированных кадров в области обеспечения безопасности дорожного движения;
· пресечением практики агрессивного стиля вождения водителями транспортных средств;
· обеспечением надлежащего состояния улично-дорожной сети и др.
Следует отметить, что успешная реализация мер по повышению безопасности возможна только при системном подходе. Поэтому необходимо эффективно совершенствовать функциональные характеристики, техническую, нормативную, правовую и кадровую базу, а также научно-методическую базу системы управления безопасностью дорожного движения на автомобильном транспорте.
Материал поступил в редколлегию 20.04.2017
УДК 656.11
А.А.Калмыков
Научный руководитель: старший преподаватель кафедры «Автомобильный транспорт», Е.В. Справцева
ПРиМЕНЕНИЕ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
ПРИ РАЗРАБОТКЕ СХЕМЫ КРУГОВОГО ДВИЖЕНИЯ
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ Г. бРЯНСКА
Объект исследования: пересечение улиц Объездная, Авиационная и переулка Пилотов.
Результаты, полученные лично автором:разработана стратегия решения транспортных проблем на улице Объездной.
Открытие в 2013 году торгово-развлекательного центра «Аэропарк» по улице Объездной, которая соединяет между собой два района города – Бежицкий и Советский, с каждым годом увеличивает транспортные проблемы, связанные с увеличением площади ТРЦ. Анализ дорожной ситуации на перекрестке позволил выявить следующие проблемы:
− продолжительные очереди на подходах к перекрестку в пиковые периоды по всем направлениям;
− отсутствие заездного кармана у остановочного пункта «Переулок Пилотов» по улице Авиационной при близком расположении остановки к перекрестку;
– отсутствие пешеходных ограждений, дающее возможность пешеходам переходить проезжую часть вне перехода в нарушение правил дорожного движения.
Анализируя положительный опыт организации кругового движения на подъезде к ж/д вокзалу Брянск I, въезде в Бежицкий район и на пересечении ул. Красноармейская и пр-та Станке Димитрова, а также учитывая отсутствие близко расположенной к рассматриваемому пересечению застройки, было предложено разработать проект кругового движения на перекрестке с диаметром центрального островка 30 м и двумя полосами на кольцевой проезжей части.
В сложившейся ситуации, при отсутствии возможности частичной или полной реконструкции УДС города (плотная городская застройка, необходимость обеспечения безопасности движения пешеходов и т.д.) необходима разработка высокоэффективных инновационных решений в сфере организации и управления дорожным движением. Одним из решений является моделирование существующих и прогнозируемых транспортных и пешеходных потоков при помощи программного комплекса PTV Vissim для осуществления оперативного и стратегического планирования работы светофорных объектов и оценки эффективности базовой и проектной схем организации движения.
В качестве исходных данных использовались масштабные схемы пересечения базового и проектного вариантов. Проект кольца разработан с учетом рекомендаций по проектированию кольцевых пересечений. Далее в программе были созданы модели с учётом реальных геометрических размеров, числа полос и расположением пешеходных переходов. Имитационное моделирование в PTVVissim дало возможность визуально оценить загрузку и длину очередей на подходах в базовом и проектном вариантах (рис. 1).
В результате проведенного моделирования были получены данные об уровне загрузки подходов к перекрестку и о транспортных задержках (табл. 1).
Таблица1
Номер подхода к перекрестку | Уровень загрузки | Транспортные задержки, с | ||
Базовый вариант | Проектный вариант | Базовый вариант | Проектный вариант | |
1 подход | 0,72 | 0,52 | 16,88 | 7,28 |
2 подход | 1,75 | 0,38 | 54,03 | 6,93 |
Окончание табл.1
3 подход | 0,87 | 0,44 | 25,13 | 8,94 |
4 подход | 0,86 | 0,42 | 44,10 | 8,01 |
а б
Рис. 1. Результаты моделирования (а – базовый вариант, б – проектный вариант)
Так как строительство кольцевой развязки дорогостоящее мероприятие, то применив математическое моделирование, можно заранее оценить эффективность проектной схемы организации дорожного движения на этапе разработки.
Материал поступил в редколлегию 20.04.2017
УДК 656.11
Т. А. Капустина
Научный руководитель: профессор кафедры «Автомобильный транспорт»
С. П. Сазонов