Стандарты в области юзабилити-тестирования
Тестирование юзабилити – это "метод тестирования, направленный на установление степени удобства использования, обучаемости, понятности и привлекательности для пользователей разрабатываемого продукта в контексте заданных условий" [49].
В процессе юзабилити-тестирования отслеживается, насколько хорошо пользователь выполняют определенные стандартные задачи и с какими проблемами он при этом сталкивается. В результате такого тестирования выявляются проблемы, осложняющие понимание и использование программного продукта, и удачные решения задач. Юзабилити-тестирование проводится в специальных лабораториях, оборудованных специальным аппаратным оснащением, обеспечивающим проведение тестирования и соблюдение психометрических требований к процедуре тестирования.
Стандарты в области юзабилити-тестирования пользовательского интерфейса содержат руководства по применению и описание требований к оценке пользовательского интерфейса информационной системы. Данные стандарты регламентируют качественную разработку пользовательского интерфейса и тестирование программного продукта. Рассмотрим некоторые из стандартов:
1) Стандарт ГОСТ ИСО 9241-110-2009 "Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 110. Принципы организации диалога". Он содержит принципы эргономические и рекомендаций для разработки диалога между пользователями и информационной системой:
- пригодность для выполнения задачи;
- информативность;
- соответствие ожиданиям пользователя;
- возможность обучения;
- управляемость;
- устойчивость к ошибкам;
- индивидуализация.
Утвержденные принципы способствуют пониманию требований в области юзабилити программного обеспечения, утвержденные в других стандартах.
2) Стандарт ГОСТ ИСО 9241-210-2012 "Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 210. Человеко-ориентированное проектирование интерактивных систем". Данный стандарт делает доступным существующие результаты исследований в области эргономики и юзабилити, что позволяет применять их при тестировании пользовательского интерфейса.
На рисунке 2 представлена схема стандарта ГОСТ ИСО 9241-210-2012 показывающая взаимосвязь действий человеко-ориентированного проектирования с использованием результатов других проектных действиях. В стандарте приведено руководство по проектированию компьютерных интерактивных систем и руководство по источникам информации и стандартам, в области эргономики взаимодействия «человек-система».
Рис. 2. Взаимосвязь этапов человеко-ориентированного проектирования
Стандарт дополняет имеющеюся методологии проектирования и вводит принцип человеко-ориентированного подхода к проектированию информационных систем, который может быть внедрен в различные процессы разработки и проектирования программного обеспечения.
3) Стандарт ГОСТ ИСО 9241-11-2010 "Руководство по обеспечению пригодности использования".
В стандарте определено понятие пригодности использования. Также изложена информация, необходимая для разработки требований и оценки пригодности использования на основе удовлетворенности пользователей и критериев производительности работы.
Изложены рекомендации по способам определения условий использования продуктов (включающих техническое обслуживание, программное обеспечение, аппаратное обеспечение) и важных показателей пригодности использования. Руководство дано в форме основных принципов и методов.
ГОСТ ИСО 9241-11-2010 рассчитан для применения при оценке, приобретении, проектировании, разработке продукции и обмене информацией о пригодности использования. В него также включено руководство по установлению требований к пригодности использования и ее оценке. Позволяет на основе измерений удовлетворенности пользователя и производительности работы оценить воздействие любого компонента рабочей системы на работу системы в целом. В стандарте приведены процедуры измерений юзабилити. Использование ГОСТ ИСО 9241-11-2010 может быть совместно со стандартами по эргономике программного обеспечения для определения применимости отдельных рекомендаций.
4) Стандарт ГОСТ ИСО 9241-20-2014"Рекомендации по доступности оборудования и услуг в области информационно-коммуникационных технологий".
ГОСТ ИСО 9241-20-2014 предназначен для применения ответственными за планирование, разработку, оценку оборудования и услуг в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В стандарте представлены рекомендации по улучшению качества доступности оборудования и услуг в области ИКТ. Услуги и оборудование, соответствующие стандарту, имеют более обширную доступность для использования на дома, работе, в общественных и мобильных средах. В стандарте рассмотрены проблемы, связанные с разработкой оборудования и услуг для людей с различными сенсорными, когнитивными и физическими возможностями, включая инвалидов и пожилых людей.
ГОСТ ИСО 9241-20-2014 также включает в себя руководящие указания, относящиеся к получению и оценке оборудования и услуг в области ИКТ. Эти указания касаются оборудования для обработки информации, офисного оборудования, электронных средств связи и другого похожего услуг и оборудования, которые могут быть использованы на дома, работе, в общественных и мобильных средах.
5) ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93. "Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению".
Настоящий стандарт определяет "шесть характеристик, которые с минимальным дублированием описывают качество программного обеспечения. Данные характеристики образуют основу для дальнейшего уточнения и описания качества программного обеспечения. Руководства описывают использование характеристик качества для оценки качества программного обеспечения" [76].
ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93 применяется для установления требований к качеству программного обеспечения и оценивания (измерения, ранжирования и оценки) программных продуктов, включая:
- определение требований к качеству программной продукции;
- оценивание технических требований к программному обеспечению при контроле, чтобы требования качества были удовлетворены в процессе разработки;
- описание признаков и свойств (атрибутов) внедренного программного обеспечения (например, в руководствах пользователя);
- оценивание разработанного программного обеспечения перед его поставкой;
- оценивание программного обеспечения перед приемкой.
Организации и группы по стандартизации устанавливают свои собственные методы формирования и модели процесса оценивания, и проверки метрик, связанных с характеристиками, для охвата различных областей применения и стадии жизненного цикла. В тех случаях, когда соответствующие метрики отсутствуют и не могут быть разработаны, иногда пользуются словесными описаниями или приблизительными методами.
Качество программного обеспечения может быть оценено следующими характеристиками:
- функциональные возможности (Functionality) - набор атрибутов, принадлежащих к сути набора функций и их конкретным свойствам. Функциями являются те, которые реализуют установленные или предполагаемые потребности.
- надежность (Reliability) - набор атрибутов, принадлежащих к умению программного обеспечения сохранять свой уровень качества функционирования при установленных условиях за отведенный период времени.
- практичность (Usability) - набор атрибутов, принадлежащих к объему работ, требуемых для использования и индивидуальной оценки такого использования определенным или предполагаемым кругом пользователей.
- эффективность (Efficiences) - набор атрибутов, принадлежащих к соотношению между уровнем качества функционирования программного обеспечения и объемом используемых ресурсов при установленных условиях.
- сопровождаемость (Maintainability) - набор атрибутов, принадлежащих к объему работ, требуемых для проведения конкретных изменений (модификаций).
- мобильность (Portability) - набор атрибутов, принадлежащих к умению программного обеспечения быть перенесенным из одного окружения в другое.
Совместно с использованием шести характеристик оценки качества программной продукции в целях описания и оценивания также устанавливаются уровни ранжирования и критерии конкретно для данной организации или для данного применения, или для того и другого.
Для измерения качества программной продукции результаты оценивания различных характеристик требуется сгруппировать. Специалист должен подготовить для этого процедуры, используя, например, таблицы решений или средние взвешенные. Процедура "обычно включает другие аспекты, такие как время и стоимость, которые способствуют оценке качества программной продукции в конкретных условиях эксплуатации" [76].
В заключении процесса оценивания следует уточнение по трем этапам, называемым "оценка", "измерение" и "ранжирование".
Для измерения описанные метрики применяются к программной продукции. Результатом являются, измерения выбранных метрик, значения в масштабах метрик. В процессе ранжирования вводится уровень ранжирования для измеренного значения метрик. Оценка является заключительным этапом процесса оценивания программного обеспечения, на котором обобщается множество установленных ранее уровней.
Вышеописанные стандарты являются основными рекомендациями при проектировании пользовательского интерфейса. Также формирование требований оценки качества программного продукта проходит на начальных этапах юзабилити-тестирования. Специалисты по юзабилити оценивают каждый элемент интерфейса, опираясь на общепризнанные стандарты качества, особенности взаимодействия «человек-компьютер» и основные принципы юзабилити.