Защита информации от компьютерных вирусов
Компьютерный вирус – это небольшая вредоносная программа, которая самостоятельно может создавать свои копии и внедрять их в программы (исполняемые файлы), документы, загрузочные сектора носителей данных и распространяться по каналам связи.
В зависимости от среды обитания основными типами компьютерных вирусов являются:
Программные (поражают файлы с расширением .СОМ и .ЕХЕ) вирусы
Загрузочные вирусы
Макровирусы
31. Сетевые вирусы
Источниками вирусного заражения могут быть съемные носители и системы телекоммуникаций. К наиболее эффективным и популярным антивирусным программам относятся: Антивирус Касперского 7.0, AVAST, Norton AntiVirus и многие другие.
32. Назначение справочных правовых систем.
33. Виды поиска в СПС «Гарант».
34. Возможности работы со списком документов в СПС «Гарант».
35. Возможности по работе с текстом документа в СПС «Гарант».
36. Основные приемы работы с папками пользователя в СПС «Гарант».
37. Виды поиска в СПС «Консультант Плюс».
38. Возможности работы со списком документов в СПС «Консультант Плюс».
39. Возможности по работе с текстом документа в СПС «Консультант Плюс»
40. Виды поиска в ИПС «Кодекс».
Расширенный поиск. Расширенный (атрибутный) поиск документов следует применять в слу-
чаях, когда о них известны:
- любые атрибуты (реквизиты), имеющиеся в карточке расширенного поиска,
например номер, дата принятия, вид документа, принявший орган и др.;
- ключевые слова, которые должны содержаться в наименованиях;
- ключевые слова, которые должны содержаться в текстах искомых доку-
ментов.
• Интеллектуальный поиск. Интеллектуальный поиск может быть рекомендован в следующих случаях:
- когда известны номер или дата принятия документа;
- нужно найти документы, точные атрибуты которых неизвестны, но можно
сформулировать фразу, которой характеризуется данная проблема.
• Поиск по тематическому классификатору; К использованию данного классификатора, как
правило, следует прибегать в случаях, когда необходимо получить подборку до-
кументов по определенной тематике.
Работа с тематическим классификатором очень проста: Вы передвигаетесь
по наименованиям тематик (или рубрик) и, выбрав нужную, раскрываете ее, про-
сматривая дальше подтематики выбранной тематики и т.д.
В некоторых случаях бывает удобно перейти от иерархического классифи-
катора к алфавитному.
• Поиск по ситуации. Поиск по ситуации удобно использовать, когда необходимо найти наиболее
часто применяемые нормативные акты или документы по самым актуальным ти-
повым вопросам.
Войдите в раздел Законодательство России.
Нажмите на кнопку на заставке раздела или пиктограмму
на навигационной панели (в этом случае Вы получите список ситуаций из всех
разделов, где есть сервис «Поиск по ситуации»).
Вы увидите в верхней части страницы алфавит, каждая буква которого яв-
ляется кнопкой. Нажав на любую кнопку-букву, Вы попадете на страницу, на ко-
торой в алфавитном порядке расположен перечень ситуаций, начинающихся на
выбранную Вами букву. Функция Фильтр позволяет найти ситуацию из всего
списка ситуаций.
41. Понятие, основные направления и границы использования экспертных систем в юридической деятельности. Сравнительно новым и перспективным направлением использования компьютерных технологий являются экспертные системы (ЭС), относящиеся к системам искусственного интеллекта.
Эти системы способны накапливать, обрабатывать знания из некоторой предметной области, на их основе выводить новые знания и решать на основе этих знаний практические задачи, объясняя ход решения. С помощью экспертных систем решаются задачи неформализованные, слабо структурируемые, алгоритмы решения которых не существуют в силу неполноты, неопределенности, неточности, расплывчатости рассматриваемых ситуаций и знаний о них.
С точки зрения систематизации законодательства в экспертных системах должна быть реализована система сведений и данных, содержащихся в нормах права, в отличие от систематизации нормативных правовых актов в информационно-поисковых системах.
Вопрос о возможности применения экспертных систем в правотворческой и правоприменительной деятельности неоднозначно решается разными авторами. Начиная с 60-х гг. XX в. в юридической научной литературе ведется широкая дискуссия на эту тему. Одни авторы сначала ограничили роль автоматизированных систем правовой информации только задачами сбора, хранения и поиска нужной правовой информации, другие пытались доказать возможность моделирования с помощью ЭВМ процесса принятия волевого решения. С тех пор дискуссия продолжает развиваться. И хотя в настоящее время трудно не согласиться с утверждением противников искусственного интеллекта о невозможности полностью формализовать мыслительные процессы, нельзя согласиться и с определением роли информационных систем правовой информации только как удобного хранилища огромного информационного правового массива. Подтверждением этому является то, что в настоящее время большое количество экспертных систем в области права уже созданы для решения конкретных правовых задач и успешно функционируют.
Таким образом, экспертные системы в области права - это автоматизированные информационные системы, в которых на основе специально систематизированной правовой информации решаются конкретные задачи юридической практики. Данные системы при решении определенного класса задач могут заменить собой эксперта-юриста. Привлекая знания экспертов, заложенные в их информационный банк данных, они объясняют, аргументируют и делают выводы.
Функционирование экспертной системы связано с решением трех основных проблем:
проблемы передачи знаний от экспертов-людей компьютерной системе;
проблемы представления знаний, т.е. реконструирования массива знаний в определенной правовой области и представления его как структуры знаний в памяти компьютера;
проблемы использования знаний.
Необходимость глубокой и подробной формализации процесса принятия решения для моделирования его в компьютерной системе приводит к тому, что пока экспертные системы такого рода создаются программистами и экспертами-юристами для решения конкретных вопросов в достаточно ограниченных правовых областях, т.е. являются узко специализированными. Пользователями таких систем являются юристы-практики, сталкивающиеся с правовыми проблемами, находящимися вне области их компетенции, и особенно пользователи - не юристы.
Подобные системы в процессе решения задач задают вопросы пользователю, направляют ход его мыслей, используя формальные и эвристические знания экспертов. Существенно, что система объясняет выбранные стратегии решения и даже цитирует источники, в ней используемые.
В отечественной законодательной и правоприменительной практике в последнее десятилетие создано около полутора десятков правовых экспертных систем.
ЭС "БЛОК" предназначена для сотрудников подразделений по борьбе с экономической преступностью и помогает установить возможные способы совершения краж при проведении строительных работ. Система позволяет:
на этапе ввода исходных данных сформулировать проблему;
определить возможные способы совершения краж;
составить список признаков, соответствующих тому или иному способу совершения кражи, который используется для планирования мероприятий по раскрытию преступления.
Для выработки решения о способе совершения преступлений используются следующие группы признаков:
экономические, технологические, товароведческие, бухгалтерские, оперативные, а также причастные лица и документы - носители информации.
Система отличается простотой ввода новых данных, что дает возможность быстро адаптировать ее в процессе эксплуатации. В ЭС имеются подсистема помощи и подсистема обучения пользователя.
ЭС "БЛОК" реализована на базе естественной языковой оболочки ДИЕС для экспертных и информационных систем. Для разработки системы привлекались наиболее опытные сотрудники подразделений по борьбе с экономической преступностью. В развитие ЭС "БЛОК" предусматривается возможность обращения к автоматизированным учетам органов внутренних дел.
В перспективе экспертные системы могут эффективно использоваться и в практике систематизации законодательства для решения следующих проблем:
выявления и устранения путем экспертного толкования противоречивых правовых предписаний в актах различной юридической силы;
выявления и восполнения правовых пробелов с помощью аналогии права, аналогии закона;
доктринального (неофициального) толкования нечетко сформулированных в правовых актах правил, понятий, принципов.
Все экспертные системы строятся на общих и специальных знаниях в праве: существующих правовых концепциях, структуре правил, личностном восприятии права, правовой системе и подсистеме, юридической аргументации, логике, семантике, социологии и психологии права, а также философских теориях, носящих общеметодологический характер.
Конечно, современные компьютерные системы не могут обнаруживать моральные, религиозные, социальные и политические настроения, как это делают люди в процессе принятия решения. Они не обладают ни интеллектом, ни здравым смыслом, ни вдохновением, не проявляют общего интереса к всемирной проблематике, как это делает любой человек. Поэтому им отводится роль интеллектуального помощника (intelligent assistant). В данном случае машина выступает в роли интеллектуального стимулятора, настроенного на то, чтобы фактор забывания, игнорирования или неучета существенных для рассматриваемого дела обстоятельств не послужил причиной неполного или неверного его исследования.