Формы проведения обучения основам ОБЖ

Формы проведения обучения могут быть такими как: традиционные, нетрадиционные, и внеурочные.

Нетрадиционные формы проведения уроков ОБЖ. При осуществлении образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности широко используются нетрадиционные типы урока такие как:

– интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях: объединённые двух-, трех- и четырёхпредметные, урок-погружение, экскурсия, поход, путешествие;

– уроки в форме соревнований и игр: конкурсы, турниры, эстафеты, деловые или ролевые игры, кроссворды, викторины;

– уроки творчества: исследование, изобретательство, эврика, анализ первоисточников, поиск, проект, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, КТД;

– уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, дискуссия, телепередача, телемост, рапорт, «живая газета», устный журнал;

– уроки с использованием фантазии: сказка, сюрприз, урок - театр, открытые мысли;

– уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, учёный совет, выборы;

– уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: экскурсия в прошлое, путешествие, виртуальная прогулка, репортаж, спектакль, кино [27].

Внеурочные формы организации обучения ОБЖ.Наряду с уроком в преподавании курса ОБЖ используются и другие формы учебной работы. Наиболее распространенными являются такие как: экскурсия, домашняя работа, факультативные занятия, мероприятия внеклассной работы (кружки, студии, олимпиады, конкурсы и др.).

Экскурсии — это форма организации учебной работы, при которой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними. Именно экскурсии позволяют объединить учебный процесс в школе с реальной жизнью для непосредственного знакомства учеников с предметами и явлениями естественного окружения [14]. В системе обучения экскурсия выполняет целый ряд дидактических функций:

– реализует принцип наглядности обучения;

– повышает научность образования и укрепляет его связи с жизнью и практикой;

– расширяет технологический кругозор учащихся;

– играет значительную роль в профориентационной работе школы.

В зависимости от решаемых дидактических задач выделяются экскурсии различных типов:

– вводные, которые проводятся перед непосредственным изучением нового материала;

– итоговые, которые проводятся для контроля и закрепления изученного материала.

По содержанию экскурсии по курсу ОБЖ могут подразделяются на производственные, краеведческие, естественно-научные и т.д. в зависимости от изучаемой темы [26].

Чтобы успешно провести экскурсию, учителю необходимо тщательно подготовиться: предварительно ознакомиться с объектом и маршрутом, разработать детальный план, организовать учащихся на выполнение предстоящих задач. В плане экскурсии указываются тема и цель, объект, порядок ознакомления с ним (методика), организация последовательной деятельности учащихся, средства, необходимые для выполнения заданий, подведение итогов экскурсии. Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии. Каждая экскурсия включает такие способы ознакомления учащихся с объектом, как разъяснение, беседа, наглядный показ, самостоятельная работа по плану (наблюдение, составление соответствующих схем, зарисовок, сбор наглядно-иллюстративного материала и т.д.) [30].

Одним из основных внешкольных занятий по курсу ОБЖ относится домашняя самостоятельная работа учащихся, главной целью которой является расширение и углубление знаний, умений, полученные на уроках, развитие индивидуальные склонностей и способностей учащихся.

Домашняя самостоятельная работа учащихся выполняет определенные дидактические функции, наиболее важными из которых можно назвать следующие: закрепление знаний, умений, полученных на уроках; расширение, углубление учебного материала, изученного в классе; формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений; развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но соответствующем возможностям учащегося; выполнение наблюдений, опытов; ведение поисковой и исследовательской деятельности для изучения новых тем на уроках [22].

Кружки, предлагаемые школой, весьма разнообразны как по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени обучения и т.д. Кружки укрепляют связь обучения с жизнью, помогают развитию межпредметных связей, в частности между общеобразовательными и специальными дисциплинами. Работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения.

Кружковая работа относится к групповой форме внеклассной деятельности. Кружки организуются исключительно по принципу добровольности. Основными методами самостоятельной работы в кружках являются: чтение научно-популярной литературы, подготовка рефератов, творческая деятельность по моделированию и конструированию, создание стендов и выпуск газет, проведение конференций, конкурсов, экскурсий, экспериментов (с семенами растений и др.) и исследований. Программа работы кружка составляется с учетом интересов учащихся, их подготовки, оборудования кабинета [31]. Выполнение экспериментальной работы, изготовление плакатов, макетов, таблиц, пособий для кабинета придает внеклассной работе общественно полезное значение. Необходимость возникновения кружков по ОБЖ вызвана тем, что выпускники школы имеют недостаточно навыков и знаний для ведения здорового образа жизни, обеспечению безопасности на дорогах, в условиях возникновения опасности. Основные цели кружка по ОБЖ – формирование ученического коллектива, расширение и углубление знаний учащихся в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, развитие познавательных интересов и способностей, формирование умений в конструировании простейшего оборудования, развитие творческого потенциала. Примерами кружковой работы по ОБЖ можно назвать творческие объединения типа «Дружины юных пожарных», «Юных инспекторов движения», «Здоровое поколение» и др.

Массовая форма внеурочной работы по ОБЖ получила широкое распространение. Она включает школьные олимпиады (одно из действенных средств борьбы за глубокие и прочные знания), вечера безопасности жизнедеятельности (способствуют развитию творческих способностей), устные журналы (основной целью проведения является повышение интереса к предмету, умение своевременно и быстро откликаться на актуальные проблемы и события, этот метод дает возможность индивидуально работать с учащимися), научно-практические конференции, декады ОБЖ, коллективных творческих дел (КТД) совместно с родителями [19].

Особенностью массовой формы внеурочной работы является проведение разовых, эпизодических мероприятий, к участию в которых можно привлечь учащихся разных возрастных групп. Примером могут служить проведение «Дня здоровья», «Дня защиты детей», игры «Зарница» и др.

В настоящее время в соответствии с концептуальными основами преподавания ОБЖ в школе, предпочтение отдается использованию наглядных и практических методов обучения. Все основное учебное время должно быть отведено на показ и отработку практических действий в условиях возникновения опасной ситуации и навыков оказания первой помощи пострадавшим. Безусловно, сложно, а в некоторых случаях и невозможно смоделировать действия, например при цунами, наводнении, урагане, аварии, но действия по обеспечению безопасности жилища и личной безопасности на дорогах, по применению приемов самозащиты от противника, оказанию первой помощи пострадавшим, надеванию противогаза, работе с ВПХР и индивидуальным дозиметром должно быть организовано практически [11].

ВЫВОДЫ

1. Значит, она должна исследовать и разрабатывать цели обучения ОБЖ в школе в соответствии с уровнем социально-экономического развития общества и его социальным заказом, а также цели воспитания и развития учащихся с учетом особенностей содержания курса. Изучение курса призвано: сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; привить основополагающие знания и умения распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека; определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь в случае проявления опасностей. Методика преподавания ОБЖ должна отвечать также на вопрос: чему учить? Таким образом, она должна определить содержание учебного материала по ОБЖ в школе, его идеи, принципы отбора фактов и построение предмета.

2. В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» можно выделить четыре позиции (Г.К. Селевко): технология может пониматься как средство, как способ, как научное направление, как многомерное понятие. В основу объединения технологий в классы положены наиболее существенные признаки: уровень применения, философская основа, методологический подход, ведущий фактор развития личности, научная концепция передачи и освоения опыта, ориентация на личностные структуры и структуры индивида, характер содержания и структуры, основной вид социально-педагогической деятельности, тип управления учебно-воспитательным процессом, преобладающие методы и способы. Формы проведения обучения могут быть такими как: традиционные, нетрадиционные, и внеурочные. Таким образом, при обучении основам безопасности жизнедеятельности, не стоит забывать обо всех вышеперечисленных аспектах. Только при таком случае, учебный процесс будет грамотно сформулированным и интересным для обучающихся.

Наши рекомендации