Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях
Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) выполняется в соответствии с графиком учебного процесса, предусмотренным рабочим учебным планом.
Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) бакалавров по направлению подготовки 15.03.04 Автоматизация технологических процессов и производств, профилю «Автоматизация технологических процессов и производств в машиностроении и энергетике» проводится во 2 семестре.
Объем учебной практики составляет 3 зачетные единицы, продолжительность – 2 недели (108 академических часов).
Содержание практики
Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) ориентирована на выполнение самостоятельной работы, которая структурируется по видам работ, относящихся к этапам практики.
5.1. Структура учебной практики(практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности)
Таблица 5.1 – Структура учебной практики
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Всего, час. | Виды работ на практике, трудоемкость (в часах) | |||
Вводное занятие, ознакомление со структурой предприятия | Анализ нормативно-правовых документов, регулирующих сферу автоматизации процессов и производств | Получение первичных профессиональных умений и навыков | Обработка и систематизация фактического материала, подготовка отчета | |||
Начальный (Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности, ознакомление со структурой предприятия) | ||||||
Общий (Ознакомление с нормативно-правовыми основами организации и деятельности предприятия, изучение технологических процессов, имеющих место на предприятии; освоение правил и методов эксплуатации средств автоматизации технологических процессов и производств) | ||||||
Итоговый (Мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического и литературного материала, подготовка отчета по практике) | ||||||
Зачет | ||||||
Всего час /ЗЕ: | 108 /3 |
Содержание учебной практики
1 этап (начальный). Вводное занятие. Ознакомление со структурой предприятия.
Включает следующие общие виды работ:
– ознакомление с предприятием, его организационной структурой;
– прохождение инструктажа по технике безопасности.
2 этап (общий). Ознакомление с нормативно-правовыми основами организации и деятельности предприятия, изучение технологических процессов и производств, имеющих место на предприятии; освоение правил и методов эксплуатации средств автоматизации технологических процессов и производств.
Включает следующие виды работ:
– анализ нормативно-правовых документов, регулирующихвопросы автоматизации технологических процессов и производств;
– получение первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности в области автоматизации технологических процессов и производств.
3 этап (итоговый). Подведение итогов практики. Оформление отчета по практике:
– обработка и систематизация фактического материала;
– подготовка отчета.
Содержание практики по видам работ и результатам обучения при прохождении учебной практики представлено в таблице 5.2.
Таблица 5.2 – Содержание практики по видам работ и результатам обучения при прохождении практики
№ п/п | Перечень результатов обучения (компонентов частей компетенций) | Наименование этапа и видов работ, обеспечивающих формирование компетенций | Формы текущего контроля и промежуточ-ной аттестации | |
код | формулировка | |||
1. | ОК-5.Б2 В.01-з | Знает способы и приемы самоорганизации | 1 этап(начальный). Вводное занятие. Ознакомление со структурой предприятия. Инструктаж по технике безопасности. | Собеседование |
2. | ОК-5.Б2 В.01-у | Умеет ставить цели и устанавливать приоритеты при выборе способов принятия решений с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения | ||
3. | ОК-5.Б2 В.01-в | Владеет методами и способами самоорганизации и самообразования | ||
4. | ОПК-2.Б2.В.01-з | Знает методы поиска основных видов научно-технической информации. | 2 этап (общий) Анализ нормативно-правовых документов, регулирующихвопросы автоматизации технологических процессов и производств. Получениепервичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности в области автоматизации технологических процессов и производств. | Проверка проекта отчета, собеседование по материалам |
5. | ОПК-2.Б2.В.01у | Умеет применять методы и средства информационно-справочных и поисковых систем для сбора и использования научно-технической информации для решения стандартных задач профессиональной деятельности | ||
6. | ОПК-2.Б2.В.01в | Владеет навыками эффективного поиска научно-технической и нормативно-правовой информации в области проектирования и исследования систем автоматизации и управления. | ||
7. | ПК-22.Б2.В.01з | Знает основные требования к составлению и оформлению научных отчетов по выполненному заданию | 3 этап(итоговый) Подведение итогов практики. Оформление отчета по практике: - обработка и систематизация фактического материала; - подготовка отчета по практике. | Зачет по практике (проверка отчета, защита отчета) |
8. | ПК-22.Б2. В.01у | Умеет применять новые образовательные технологии, включая системы компьютерного дистанционного обучения | ||
9. | ПК-22.Б2.В.01в | Владеет методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях. |
5.3. Организационно-методические рекомендации по проведению учебной практики (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности)
Этапы организации практики
Процесс организации практики состоит из 3 этапов:
· подготовительный;
· основной;
· заключительный.
Подготовительный этап, как правило, включает следующие мероприятия:
1. Проведение общих собраний студентов, направляемых на учебную практику.
Собрания проводятся для ознакомления студентов:
– с целями и задачами учебной практики;
– с этапами проведения практики;
– информацией о предприятиях-базах практик и количестве предоставляемых мест на них;
– требованиями, которые предъявляются к местам практики и студентам;
– используемой нормативно-технической документацией.
2. Определение и закрепление за студентами баз практики.
На этом этапе студентам представляется перечень предприятий-баз практики с указанием количества мест на данном предприятии. Студентам предоставляется возможность предварительно определиться с местом прохождения практики. Студентам предоставляется также возможность самостоятельно найти организацию, в которой они будут проходить практику.
Распределение студентов по конкретным базам практики производится с учетом имеющихся возможностей и требований конкретных баз практики к уровню подготовки студентов, а также с учетом перспективы прохождения студентом на данном предприятии последующих этапов практики. При этом следует иметь ввиду, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» учебная и производственная практика, предусмотренная федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, осуществляются на основе договоров между высшими учебными заведениями и предприятиями, учреждениями и организациями, в соответствии с которыми указанные предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых формобязаны предоставлять места для прохождения практики студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию.
3. С учетом распределения студентов по базам практики производится закрепление руководителей практики от кафедры.
Приказ о проведении учебной практики с распределением студентов по базам практики и закреплением руководителей от кафедры утверждается не позднее 10 дней до ее начала. На его основании студентам выдаются индивидуальные направления на практику (путевки), а также сопроводительные письма в адрес руководителя (зам. руководителя) предприятия, при необходимости.
Студенты перед началом практики получают путевки, подготавливают формы документов: дневников практики; индивидуальных заданий на практику в виде календарного плана; титульного листа отчета по практике (см. Приложения). Студенты проходят на кафедре инструктаж о порядке прохождения практики и по технике безопасности в пути следования к месту практики.
Студенты также должны подготовить:
– ксерокопии своих ИНН, свидетельств пенсионного страхования;
– получить при необходимости медицинскую справку по форме, требуемой предприятием-базой практики, в поликлинике, к которой прикреплены;
– подготовить фотографии (формат по требованию предприятия-базы практики) и паспортные данные (ксерокопии разворотов с фотографией и регистрацией места жительства) для оформления пропусков на предприятия, при необходимости.
Основной этап
Оперативное руководство практикой осуществляют руководители от кафедры и базы практики.
В этот период студенты выполняют свои обязанности, определенные программой практики и требованиями предприятия.
По прибытии на предприятие перед началом работы студенты проходят вводный инструктаж по правилам внутреннего распорядка, режиму и промышленной безопасности на предприятии, обязательство выполнения которых студенты подтверждают росписью в соответствующем журнале, получают пропуска на территорию предприятия.
С первых же дней студенты должны быть включены в общий ритм работы предприятия. Работа практикантов контролируется руководителями практики от предприятия, учреждения или организации (далее − руководитель практики от принимающей организации) и руководителями университета в соответствии с установленной системой на данном предприятии (например, ведение табеля выхода на работу).
Основной формой проведения практики является самостоятельное выполнение студентами производственных функций на конкретных рабочих (инженерных) местах, отвечающих требованиям программы учебной практики. Предусматривается проведение отдельных теоретических занятий, производственных экскурсий, самостоятельное изучение студентами предоставленной им нормативной и технической литературы. Основными методами изучения производства является личное наблюдение, экспертные оценки по опросам специалистов, ознакомление с нормативно-технической документацией, выполнение индивидуального задания, работа дублером и т.д. Студент имеет право в установленном на предприятии порядке пользоваться литературой, технической документацией и другими материалами по программе практики, имеющимися на предприятии.
Студенты должны стремиться приобщаться к изобретательской и рационализаторской работе, ведущимся на предприятии научным исследованиям, участвовать в общественной жизни предприятия.
Заключительный этапзавершает практику и проводится в срок не позднее начала по графику учебного процесса нового семестра.
По окончании практики, перед зачетом студенты представляют на кафедру оформленные:
§ письменный отчет по практике;
§ дневник практики;
§ индивидуальное задание с календарным планом и отметками о его выполнении;
§ отзыв руководителя учебной практики от принимающей организации;
§ путевку-направление на практику с отметкой на предприятии дат прибытия и убытия (для выездной практики).
Отчет и отзыв рассматриваются руководителем практики от кафедры. Отчет предварительно оценивается и допускается к защите после проверки его соответствия требованиям программы практики.
Руководители практики