Монтаж центробежного компрессора

Технология монтажа центробежного компрессора, поступившего в монтаж в виде одного блока, аналогична технологии монтажа поршневых компрессоров, смонтированных на одной общей раме.

Компрессор, поступающий в монтаж в виде нескольких блоков (редуктор или мультипликатор, компрессор и электродвигатель), не имеющих общей рамы, монтируют последовательно.

Монтаж начинают с блока редуктора, у которого предваритель­но очищают, промывают и вытирают опорную поверхность. Таке­лажным механизмом блок поднимают над местом установки, в от­верстия опорной части заводят фундаментные болты и навинчива­ют гайки. Вместе со вставленными болтами редуктор опускают на фундамент так, чтобы болты свободно прошли в колодцы.

В том случае, если редуктор имеет опорную плиту или раму, ее вначале устанавливают и выверяют по осям, в горизонтальной плос­кости и по высотной отметке.

Для выверки по осям на поверхность плиты наносят продольную и поперечную оси. Над плитой или рамой на вы­соте примерно 1 м натягивают струны. На плиту с натяну­тых струн с каждой стороны опускают по два отвеса. Один отвес должен совпасть с насеч­кой на планке, заделанной в фундамент, другой – с риской на плите.

Монтаж центробежного компрессора - student2.ru

Рисунок – Проверка опорной плиты по осям

1 – плита, 2 – отвес, 3 – струна, 4 – дом­крат, 5 – осевые риски,

6 – скоба с осевы­ми насечками

Высотное положение плиты проверяют, измеряя расстояние от контрольной линейки, уложенной вдоль плиты на ее обработанные поверхно­сти, до высотной насечки на планке, заделанной в фунда­мент. Измерения выполняют с двух сторон плиты. Горизонтальность плиты проверяют брусковым уровнем.

Монтаж центробежного компрессора - student2.ru

Рисунок – Проверка плиты в горизонтальной плоскости и по высотной отметке

1 – планка с насечками высотной и осевых отметок; 2 – клиновой дом­крат;

3 –плита опорная; 4, 6 – линейки; 5 – уровень.

.

Положение плиты (рамы) регулируют регулировочными винтами. Для этого установленный редуктор закрепляют на плите шпильками или болтами и произво­дят его контрольную проверку в плоскости оси агрегата электро­акустическим способом.

Монтаж центробежного компрессора - student2.ru

Рисунок – Проверка горизонталь­ности редуктора электроакустиче­ским способом

1 – наушники; 2 – батарея; 3 – провод; 4 – струна; 5 – изолятор; 6 – нутромер;

7 – приспособление; 8 – редуктор; 9 – установочный винт; 10 – емкость с мас­лом.

При проверке горизонтальности редуктора электроакустическим способом на расстоянии 40...50 мм от торцовой поверхности муфты опускают струну с отвесом. Чтобы уменьшить колебания, отвес помещают в емкость с маслом. Один конец провода, подсоеди­ненный к источнику тока – батарее, подключают к струне, вто­рой – к приспособлению, закрепленному на ступице полумуфты редуктора. Приспособление устанавливают в верхнее положение и нутромером измеряют расстояние между ним и струной. Анало­гичное измерение делают после поворота вала с полумуфтой на 180° в нижнее положение. Разность измерений дает отклонение редуктора от горизонтали. Для большей точности измерений в цепь включают наушники. При замыкании струны прикосновением нутромера к струне и приспособлению в наушниках слышен легкий треск, который будет минимальным при наибольшей точности цент­рирования.

Выверку редуктора по высотной отметке производят двумя стру­нами: одна – по оси колеса редуктора и ротора компрессора, дру­гая – по оси колеса редуктора и ротора электродвигателя. Натяжение струн обеспечивают специальными приспособлениями. К стру­нам подсоединяют отвесы. При правильной установке редуктора отвесы должны совпадать с центрами валов шестерни, колеса ре­дуктора и насечками на закладных деталях фундамента. Оконча­тельно высотную отметку редуктора проверяют нивелиром, а гори­зонтальность – уровнем, устанавливаемым в двух взаимно перпен­дикулярных направлениях на крышке редуктора.

У поступившего в монтаж блока компрессора подготовляют опорные поверхности. Затем компрессор стропят и с по­мощью такелажных средств устанавливают на фундамент. В про­цессе выверки компрессора относительно базового редуктора по осевым и высотным отметкам проверяют зазор между полумуфтами ротора компрессора и редуктора.

Монтаж центробежного компрессора - student2.ru

Рисунок – Строповка собранного компрес­сора для подачи на фундамент

1 – компрессор; 2 – строп; 3 – плита.

Горизонтальность блока компрессора проверяют по уровню в на­правлении, перпендикулярном оси ротора. Соосность валов ком­прессора и редуктора контролируют, поворачивая полу­муфты на 90° и измеряя зазоры в осевом и радиальном направлениях. При измерении и сравнении осевых зазоров опреде­ляют величину перекоса валов, а при сопоставлении радиальных зазоров – параллельное смещение осей. Положение компрессора в плоскости, перпендикулярной оси ротора, проверяют уровнем. Пос­ле окончания центрирования по полумуфтам производят контроль­ную проверку прилегания подшипников к фундаментным плитам с помощью щупа. Для этого гайки шпилек, крепящих подшипники к плите, отпускают на один оборот.

Монтаж центробежного компрессора - student2.ru

Рисунок – Приспособление с тремя индика­торами для проверки соосности валов

1 – индикатор; 2 – полумуфта; 3 – валы; 4 – при­способление для крепления индикаторов

Блок электродвигателя устанавливают методами, приведенными при монтаже редуктора и компрессора. Так же, как и при выверке компрессора, при установке электродвигателя особое внимание уде­ляют зазору между полумуфтами редуктора и электродвигателя. Горизонтальность электродвигателя в плоскости, перпендикулярной оси ротора, проверяют уровнем, установленным на обработанной поверхности опорной рамы, а соосность валов ротора электродвига­теля и колеса редуктора – центрированием по полумуфтам.


§ 6.1 Ремонт вертикального цилиндрического резервуара

Все эксплуатируемые резервуары подвергают осмот­рам, текущему и капитальному ремонтам. Периодичность их устанавливается в зависимости от свойств среды, хранимой в ре­зервуаре, и от конструкции резервуара. Однако некоторые меро­приятия (осмотр упорных уголков, предохранительных клапанов, дренажных устройств и т.д.) проводятся систематически, незави­симо от свойств хранимого в резервуаре продукта.

При эксплуатации резервуары подвергают визуальному осмот­ру, обращая внимание на неравномерность осадки основания, по­явление течи со стороны днища или на корпусе в местах привар­ки люков и штуцеров, состояние крыши, исправность наружного резервуарного оборудования.

Перед проведением ремонтных работ резервуар должен быть полностью опорожнен и тщательно очищен.

Способ очистки резервуара зависит от количества и свойств продукта, остающегося на днище и стенках аппарата, и имею­щихся в распоряжении средств. Наиболее часто применяемый способ включает промывку резервуара водой, пропаривание, дега­зацию (естественную или принудительную вентиляцию), удаление грязи с помощью подручных средств, повторные пропаривание, промывку и дегазацию. Приступать к ремонтным работам можно только после того, как содержание паров продукта в атмосфере резервуара будет соответствовать допустимым нормам.

Осадок очищают деревянными лопатами, совками, скребками и метлами. При очистке нельзя пользоваться предметами, кото­рые могут вызвать искру. Рабочие работают в резервуаре в спе­циальной одежде и шланговых противогазах. Они должны иметь спасательный пояс с присоединенной к нему сигнальной веревкой, конец которой находится в руках наблюдателей, располагаю­щихся снаружи и готовых оказать помощь в любую минуту.

Подготовленный к ремонту аппа­рат осматривается. Участки поверхности аппарата и сварные швы, на которых обнаружены несквозные трещины, проверяются керо­сином. Этим же способом уточняются размеры и контуры сквоз­ных трещин. Для предотвращения дальнейшего развития трещин в концах их высверливают отверстия диаметром 10 – 15 мм.

Трещины глубиной менее половины толщины стенки разделы­ваются вырубкой зубилом до чистого металла и завариваются. Сквозные узкие трещины и трещины глубиной более половины толщины стенки разделываются на всю толщину металла вырубкой зубилом или газовым резаком и завариваются. Участки со сквозными проржавлениями и широкими трещинами ремонтируются путем вырезки металла и приварки заплат. При толщине металла менее 6 мм за­плата приваривается внахлестку; величина нахлестки должна быть равна 30 – 40 мм, а зазор между листами не превышать 1,5 мм. При толщине металла 6 мм и больше заплаты рекомендуется при­варивать встык, с двух сторон, с зазором 2 – 4 мм и скосом кромок под углом 30 – 35°. Размер заплаты должен быть не менее 200×150 мм и не более 1/3 площади ремонтируемого листа аппарата. Края вырезаемого куска стенки аппарата должны отстоять от кон­цов трещин не менее чем на 50 мм. Предварительно заплате при­дается кривизна, несколько большая кривизны стенки аппарата в ремонтируемом месте. Приваривается заплата обратноступенчатым швом в два слоя.

Небольшие вмятины и выпучины вырезаются и на их место ввариваются заплаты.

Крыша (кровля) резервуара подвергается с внутренней сто­роны интенсивной коррозии. При появлении на кровле отдельных отверстий (свищи), когда кровля обладает еще достаточной проч­ностью и безопасностью в эксплуатации, проводится локальный ремонт кровли. При появлении сплошной коррозии меняется все покрытие. При этом меняется или металлический настил крыши, или настил вместе с поддерживающим каркасом. При замене на­стила с каркасом крыша разрезается на отдельные элементы (щиты), которые последовательно демонтируются с заменой но­выми. При замене только настила элементы настила срезаются с каркаса, и после установки новых элементов осуществляется их сварка.

Грунтовое основание под днищем резервуара может дать неравномерную осадку, поэтому возникает необходимость ре­монта основания.

Ремонт основания проводится после подъема резервуара и вы­резки днища. Для подъема на стенке резервуара привариваются из двутавровой балки ребра жесткости равномерно по всей окруж­ности с расстоянием между ними 2 – 2,5 м. Ребра жесткости уси­ливаются накладками с отверстиями. С помощью двух вставля­емых в отверстия пальцев фиксируется положение передвижных упоров, под которые подводятся домкраты. Для подъема используется 8 – 10 домкратов, т. е. домкраты подводятся не под каждое ребро жесткости.

Монтаж центробежного компрессора - student2.ru

Рисунок – Подъем резервуара

1 – стенка; 2 – ребро жесткости; 3 – пластина; 4 – передвижная опора; 5 – дом­крат;

6 – металлическая пластина; 7 – брусья; 8 – клинья.

После этого вырезается половина днища и надвигается с пово­ротом на вторую половину днища. Основание ремонтируется подбивкой и утрамбовкой грунта. Затем вырезанная половина возвращается на место, устанавливается с нахлестом и привари­вается, на нее заводится вторая половина днища для ремонта второй половины основания. После установки на место второй половины днища зазор между половинами днища, образовавшийся из-за установки их на старое место с нахлестом, закладывается накладной полосой, привариваемой к обеим половинам днища.

При значительной коррозии днища его заменяют новым. Замена днища осуществляется следующим образом. В первом поясе корпуса вырезается монтажное окно размером 2000×1500 мм. Резервуар поднимается от основания на высоту 150 – 200 мм. Днище разрезается на куски, которые отрезаются от кор­пуса по периметру снаружи и внутри резервуара. Из резервуара удаляется обрезанный металл. Нивелируется основание с после­дующим покрытием гидрофобным изолирующим слоем. Через монтажное окно подаются заготовленные листы и окрайки. Днище и окрайки собираются и свариваются в два слоя. Корпус резервуара опускается на окрайки, и завариваются круговые швы, прикрепляющие первый пояс корпуса к днищу. Далее за­вариваются швы, прикрепляющие окрайки к полотну днища.

Если нет необходимости заменять днище целиком, его ремонтируют. Ре­монт заключается в устранении трещин и выпучин. Концы тре­щин засверливаются сверлом диаметром 6 – 8 мм, затем трещины разделываются обычным способом, устанавливается подкладка и трещина заваривается.

Выпучины высотой менее 200 мм исправляются установкой накладки. Над выпучиной вырезается отверстие диаметром 200 – 250 мм и в полость между основанием и днищем засыпается гидрофобная смесь, состоящая из песка и вяжущего вещества – малосерни­стого мазута. Гидрофобная смесь засыпается периодически с трамбовкой вибраторами. После прекращения усадки трам­буемой массы на вырезанное отверстие устанавливается накладка диаметром 30 – 35 см и обваривается.

Монтаж центробежного компрессора - student2.ru

Рисунок – Исправление выпучины в днище

а – местная просадка основания;

б, г – участки, отремонтированные установкой на­кладки;

в – выпучина в днище.

При высоте выпучины более 200 мм распускаются сварные швы в районе выпучины и удаляются деформированные листы. Удаленные листы заменяются новыми, которые подгоняются к листам полотна вна­хлестку по коротким и длинным кромкам и привариваются.


§ 6.2 Монтаж вертикального цилиндрического резервуара

Основными узлами вертикального цилиндрического резервуара являются днище, цилиндрическая стенка, центральная стойка, покрытие, шахтная лестница. Поступление узлов резер­вуара на монтажную площадку осуществляется железнодорожным транспортом в следующем виде:

1) стенка резервуара – свар­ным полотнищем, навернутым на шахтную лестницу;

2) днище резервуара – в виде одного или двух сварных полотнищ, навер­нутых на рулон стенки;

3) по­крытие – отдельными сварными щитами;

4) площадки, ограждение – отдельными транспорта­бельными сварными узлами.

Технологическая схема мон­тажа резервуара включает в себя:

1) монтаж днища резер­вуара;

2) подъем рулона стенки резервуара;

3) установку цент­ральной стойки;

4) разверты­вание рулона стенки, установку щитов покрытия и замыкание вертикального стыка стенки;

5) установку шахтной лестницы;

6) гидроиспытание.

При монтаже днища рулон накатывается на основание. При­способления для перекатывания рулона состоят из крестовины, вставляемой внутрь рулона, и тяговых щек, к которым крепится канат, идущий к трактору. Затем проводится развертка полот­нищ днища и правка их концов. Правка концевых участков по­лотнищ осуществляется путем перегиба соответствующего участка вокруг трубы с помощью груза (железобетонного блока, подвешенного к крану). После укладки полотнищ в проектное положение их сваривают. Для прижима кромок днища при сварке используется специальное приспособление.

Монтаж центробежного компрессора - student2.ru

Рисунок – Приспособление для прижима кромок днища

1 – кронштейн; 2 – вороток; 3 – винт; 4 – балка; 5 – ползун; 6 – подпятник.

Для разметки днища применяется приспособление с чертилкой. Рабочий конец чертилки может изготавливаться путем наплавки пластины из твердого сплава. При разметке намечаются места приварки ограничивающих пластин, на которые затем опирается полотнище при развертке рулона.

Монтаж центробежного компрессора - student2.ru

Рисунок – Приспособление для разметки днища

1 – ось; 2 – кронштейн; 3 – штанга; 4 – движок; 5 – чертилка.

Все сварные швы про­веряются на герметичность вакуум-камерой.

Монтаж центробежного компрессора - student2.ru

Рисунок – Вакуумная камера

1 – крышка вакуумной камеры из оргстекла; 2 – резиновые стенки ка­меры;

3 – вакуумметр; 4 – вакуумный бачок; 5 – вакуум-машина; 6 – ру­коятка.

Подъем рулона стенки резервуара осуществляется краном методом поворота вокруг шарнира. Для этой цели изготавли­вается шарнир и крепится сваркой к рулону и днищу. Централь­ная стойка устанавливается в проектное положение краном и укреп­ляется растяжками.

Рулон стенки удерживается в сжатом свернутом состоянии с помощью планок, привариваемых по всей высоте к внешней кромке рулона. При развертывании рулона возможно:

1) само­произвольное разворачивание витков рулона при срезании удер­живающих планок;

2) резкое разворачивание внешних витков во время развертывания полотнища и даже свободно стоящего рулона;

3) обратное закручивание полотнища на некоторых участках;

4) отклонение разворачиваемого полотнища от верти­кали из-за неровности поверхности основания и ветра.

Для плавного разворачивания рулон обматывается 2 – 3 витками каната, который натягивается трактором. Канат одним концом крепится к трактору, вторым – за скобу, служащую для разво­рачивания рулона и привариваемую к рулону на высоте 1,3 м.

На рулон устанавливается навесная лестница, с которой ведется срезка удерживающих планок, после чего путем ослабле­ния натяжения каната осуществляется разворачивание рулона. При развертывании рулона начальная кромка фиксируется временным упором.

По мере развертывания рулона воз­никает необходимость в приварке новых скоб. Для этого устанав­ливается клиновой упор, натяжение каната ослабляется до при­жатия рулона к клиновому упору, канат отсоединяется, скоба срезается и приваривается в новом месте.

По мере развертывания рулона полотно стенки прижимается к ограничительным пластинам и прихватывается сваркой к днищу.

Монтаж центробежного компрессора - student2.ru

Рисунок – Развертывание рулона

1 – временный упор; 2 – клиновой упор; 3 – ограничительная пластина;

4 – рулон; 5 – канат; 6 – скоба.

Одновременно с разворачиванием рулона осуществляется уста­новка щитов покрытия и их приварка.

Монтаж центробежного компрессора - student2.ru

Рисунок – Установка щитов покрытия одновременно с разворачиванием рулона.

Затем проводится сварка замыкающего вертикального монтажного стыка, установка замы­кающего щита покрытия, монтаж шахтной лестницы. Заклю­чительной операцией является испытание резервуара.

Смонтированный резервуар сдается в эксплуатацию после испытания заливом воды на полную его вы­соту. Заполнение резервуара водой длится довольно долго, при этом проверяют состояние сварных швов тех поясов, которые уже омываются водой. При обнаружении дефектов часть воды сли­вают, ликвидируют дефект и затем снова продолжают заполне­ние. Одновременно следят за осадкой основания, которая должна быть равномерной на всех участках.

Наши рекомендации