Монтаж теплообменной аппаратуры
Монтаж таких теплообменников зависит только от веса и пространственного расположения.
Вес и размеры выпускаемых в настоящее время теплообменников позволяют транспортировать их к месту монтажа полностью в собранном на заводе-изготовителе виде. Для транспортирования используют железнодорожные платформы, трейлеры, автомашины, сани и др.
Теплообменники устанавливают в соответствии с проектом горизонтально или вертикально на различных отметках.
Опорной конструкцией для них могут служить: фундаменты в виде двух бетонных или железобетонных столбов с анкерными болтами (при низком горизонтальном расположении) и балки высотных металлоконструкций (при вертикальном расположении и горизонтальном расположении на больших высотах).
К корпусу аппарата привариваются две опоры, расстояние между которыми соответствует нормалям. Для установки теплообменника на уже существующий фундамент расстояние между опорами можно изменять в небольших пределах. Между корпусом и опорами аппарата должны помещаться подкладки из листовой стали, предотвращающие вмятины на корпусе. К корпусу вертикально расположенных теплообменников вместо опор приваривают лапы с ребрами жесткости.
В подавляющем большинстве случаев теплообменники устанавливают в проектное положение с помощью самоходных кранов. Если в конкретных условиях подъема грузоподъемность кранов недостаточна, практикуется установка теплообменников с помощью двух кранов, работающих строго согласованно.
Теплообменники, размещаемые в два яруса и больше, целесообразно поднимать крупными блоками из нескольких аппаратов после их взаимной трубопроводной обвязки. При подъеме блок обвязанных теплообменников заключают в решетчатый жесткий контейнер, за который и производят строповку.
Рисунок – Способы монтажа теплообменных аппаратов
а – с помощью двух кранов; б – трубоукладчиком;
в – блока теплообменников краном; г – вертикальных теплообменников монобалкой;
I – опора горизонтальных теплообменников;
II – опора вертикальных теплообменников.
К трубопроводной обвязке приступают после окончательной проверки положения корпуса и закрепления болтов, соединяющих его опоры или лапы с постаментом. Положение теплообменника выверяют уровнем или отвесом, подкладывая, если это необходимо, под опорные плоскости стальные планки.
При выверке теплообменных аппаратов отклонения от проектных осей и отметок, а также по горизонтали и вертикали составляют:
главных осей аппарата в плане | ±10 мм |
оси вертикального аппарата от вертикальности | 3 мм на 1м, но не более 35 мм |
горизонтального аппарата от горизонтальности или заданного положения (уклона) | 0,3 мм на 1м |
При горизонтальном расположении теплообменников температурные деформации корпуса между опорами могут достигать нескольких миллиметров, поэтому одна из опор должна быть подвижной. Неподвижная опора, обычно устанавливаемая со стороны неподвижной трубной решетки, закрепляется намертво; гайки болтов подвижной опоры, имеющей овальные вырезы, не затягиваются на 1 – 1,5 мм, но фиксируются контргайками. Зазор между болтами и овальными вырезами должен располагаться в сторону возможного удлинения теплообменника. Поверхности скольжения зачищаются так, чтобы исключить защемление.
Монтируемые теплообменники должны быть опрессованы на пробное давление на заводе-изготовителе, поэтому на монтажной площадке их в одиночку не опрессовывают, ограничиваясь проверкой общей системы теплообмена вместе с трубопроводной обвязкой после завершения монтажных работ.
§ 2.1 Ремонт колонных аппаратов
Основным видом износа колонных аппаратов является забивка и коррозия ее элементов. Корпуса и внутренние устройства колонных аппаратов изнашиваются в результате коррозионного, эрозионного и термического воздействия среды.
Колонные аппараты ремонтируют при планово-предупредительных ремонтах технологической установки.
Подготовка колонных аппаратов к ремонту заключается в следующем. Доводят давление в колонне до атмосферного, удаляют из аппарата рабочую среду, после чего его пропаривают водяным паром, который вытесняет оставшиеся в колонне пары и газы. После пропарки колонну промывают водой. В некоторых случаях пропарку и промывку чередуют несколько раз.
Промывка колонн водой способствует также более быстрому их остыванию. Нельзя приступать к ремонтным работам, если температура промывной воды превышает 50° С.
Пропаренную и промытую колонну отсоединяют от всех аппаратов и коммуникаций глухими заглушками, устанавливаемыми во фланцевых соединениях штуцеров. Установку каждой заглушки и последующее ее снятие регистрируют в специальном журнале.
Ремонт аппарата начинается со вскрытия, которое следует производить, строго соблюдая следующие правила. Вначале открывают верхний люк, причем перед этим в аппарат в течение некоторого времени подают водяной пар, чтобы избежать возможного подсоса воздуха, в результате которого может образоваться взрывоопасная смесь. Далее последовательно (сверху вниз) открывают остальные люки. Категорически запрещается одновременно открывать верхний и нижний люки. Нельзя также открывать сначала нижний, а затем верхний люк, так как за счет разности температур происходит сильный приток воздуха в колонну, что может привести к образованию взрывоопасной смеси.
После открывания люков колонна некоторое время проветривается в результате естественной конвекции воздуха. После окончания проветривания нужно провести анализ проб воздуха, взятых из колонны на разных высотных отметках.
К работам внутри колонны разрешается приступать только тогда, когда анализ покажет, что концентрация вредных газов и паров в ней не превышает предельно допустимых санитарных норм.
Корпус колонны и ее внутренние устройства подвергают тщательному осмотру.
Тарелки разбирают внутри колонны, выносятся через люки на обслуживающие площадки и транспортируются для чистки и ремонта.
Спуск секций тарелок производится установленной в верхней части колонны поворотной кран-укосиной нужной грузоподъемности.
Рисунок – Кран-укосина на корпусе аппарата
1 – кронштейн; 2 – стойка; 3 – блок; 4 – ролик.
Ремонт тарелок связан в основном с их очисткой и заменой изношенных элементов.
При чистке тарелок пользуются лопаточками, скребками, пневматическими отбойными молотками.
После чистки производят замену части колпачков. Детали колпачков изготавливают заново и собираются. Наиболее ответственной операцией является приварка шпильки к корпусу колпачка, так как при несоосности этих деталей правильная установка колпачка оказывается невозможной. Соосность деталей обеспечивается специальной оправкой, которая позволяет также изменять высоту шпильки путем ее частичного разгибания при затяжке гайки.
Рисунок – Приварка шпильки к корпусу колпачка
1 – гайка; 2 – оправка; 3 – шпилька; 4 – корпус колпачка
После ремонта тарелки проверяют на барботаж и монтируют в корпус.
Ремонт корпуса колонных аппаратов проводят в зависимости от выявленных дефектов. Дефекты корпуса выявляют путем визуального осмотра и ультразвуковой дефектоскопии.
Неплотные сварные швы вырубают, зачищают и заваривают соответствующим электродом.
Изношенные штуцера и люки вырезают и заменяют новыми с обязательной установкой укрепляющих колец.
Наиболее изношенные участки корпуса колонны вырезают, а на их место ставят новый участок, заранее свальцованный по радиусу колонны. Сварку производят встык. Вырезание больших участков корпуса может привести к ослаблению сечения и нарушению устойчивости. Поэтому до вырезания дефектного участка его укрепляют стойками, устанавливаемыми внутри или снаружи. Число и сечение стоек, размеры опорных лап рассчитывают, исходя из условия равенства их сопротивлений сопротивлению вырезанного сечения. С помощью таких стоек можно заменить весь поврежденный пояс колонны несколькими частями.
Рисунок – Усиление колонны в местах вырезаемых поясов
а – внутренними стойками; б – наружными стойками; в – схема крепления стойки;
1 – лапа; 2 – стойка.
Ремонт колонны заканчивается ее испытанием. При гидравлическом испытании колонна заполняется водой при открытой воздушке, устанавливаемой на верху колонны. Появление воды в воздушке свидетельствует о заполнении колонны. После закрытия воздушки давление в колонне медленно повышается до контрольной величины. При этом давлении аппарат выдерживается 5 мин, затем давление снижается до рабочего значения, при котором осуществляется обстукивание сварных швов молотком и осмотр корпуса колонны. При проведении пневматического испытания обстукивание сварных швов не допускается.
§ 2.2 Монтаж колонных аппаратов
Под колонным аппаратом понимают вертикально расположенный аппарат, у которого высота значительно больше его поперечного размера. Колонные аппараты, как правило, устанавливают на открытой площадке на разных отметках от земли (на фундаментах, железобетонных постаментах, металлических этажерках).
Колонные аппараты поставляются на монтажную площадку в максимально готовом виде. Если перевозка полностью собранного аппарата не представляется возможной, он поставляется максимально крупными блоками или отдельными деталями. Во всех случаях завод-изготовитель до отправки на монтажный участок должен произвести контрольную сборку аппарата, нанести на все сопряжения сборочные оси и контрольные риски.
В зависимости от грузоподъемности имеющихся подъемных приспособлений на монтажной площадке производят сборку аппарата из деталей и блоков или укрупнение блоков.
Если аппарат можно поднять на фундамент полностью в собранном виде, то после сборки в горизонтальном положении к нему приваривают все обслуживающие металлоконструкции (площадки, лестницы, лестничные клетки), устанавливают запорную арматуру и трубопроводную обвязку и наносят теплоизоляцию. Затем после опрессовки и спуска из него опрессовочной жидкости, поднимают на фундамент.
При подъеме отдельных блоков в зависимости от выбранного способа монтажа разрабатывают конкретную технологию производства работ, предусматривающую максимальное снижение объема работ, проводимых на высоких отметках.
Монтаж способом наращивания.Монтаж ведут с нижней части аппарата, последовательно наращивая отдельные царги. Монтаж ведут башенным и гусеничным кранами.
Способ наращивания применяют при монтаже колонных аппаратов укрупненными блоками. Укрупненную сборку отдельных царг в блоки выполняют гусеничным краном. Блоки, собирают в зоне максимальной грузоподъемности башенного крана по несколько царг в блоке. Перед установкой в каждом блоке верхней царги приваривают кронштейны для мостков, с которых соединяют блоки между собой.
Рисунок – Монтаж колонного аппарата способом наращивания
1 – башенный кран; 2 – гусеничный кран; 3 – фундамент;
4 – нижний блок в процессе установки; 5 – средний блок в процессе сборки;
6 – царги верхнего блока
Недостатком способа наращивания является то, что во время монтаж приходится вести работы на разной высоте, что усложняет сборку, увеличивает срок и стоимость монтажа.
Монтаж способом подращивания. Монтаж ведут на одной высоте, при нем не требуется установка лесов, но необходимы механизмы, грузоподъемность которых не меньше массы аппарата. Монтаж ведут порталом.
Портал может быть неподвижным (если монтаж ведут отдельными царгами) или качающимся (если монтаж ведут укрупненными блоками).
Рисунок – Монтаж колонного аппарата способом подращивания
А – отдельными царгами неподвижным порталом;
Б – блоками с помощью качающегося портала;
1 – неподвижный портал; 2 – царга; 3 – трактор; 4 – монтируемый аппарат;
5 – качающийся портал; 6 – гусеничный кран; 7 – нижний укрупненный блок;
8 – средний укрупненный блок; 9 – верхний укрупненный блок
При работе с неподвижным порталом монтаж ведут начинай с верхней части аппарата, которую затаскивают на фундамент трактором или лебедкой, затем поднимают на высоту, достаточную для установки под ней следующей части, стыкуют и соединяют их, поднимают на необходимую высоту и т. д. до окончания сборки всего аппарата.
При работе с качающимся порталом царги предварительно собирают гусеничным краном в блоки. Блоки располагают так:
- нижний – на фундаменте;
- средний – слева от фундамента;
- верхний – справа от фундамента.
Затем портал наклоняют вправо; стропят его верхний блок, поднимают и, наклонив портал влево, переносят и устанавливают его на средний блок, соединяют и уже оба блока переносят и стыкуют с нижним блоком.
При изменении положения портала необходимо следить за натяжением всех вант, не допуская излишней слабины, особенно при переходе портала через нейтральное положение, иначе возможен рывок, который может вызвать аварию.
Монтаж способом поворота вокруг оси шарнира.Монтаж ведут с помощью мачты, портала, стрелового крана и другого оборудования.
Рисунок – Монтаж колонного аппарата способом поворота вокруг оси шарнира
А – конструкция шарнира; Б – схема подъема; В – заводка анкерных болтов;
1 – анкерный болт; 2 – колодец; 3 – лапы аппарата.
Потребная грузоподъемность механизмов может быть меньше массы аппарата, особенно если центр тяжести аппарата расположен близко к основанию.
На фундаменте крепят анкерными болтами специальный шарнир, на который укладывают и приваривают нижнюю часть аппарата, собранного в горизонтальном положении.
Затем устанавливают мачту на таком расстоянии от проектной оси аппарата, чтобы блоки полиспастов не сошлись в момент установки аппарата в вертикальном положении минимум на 1,5 – 2 м.
При переходе центра тяжести аппарата через ось шарнира аппарат начинает самопроизвольно опускаться под действием силы тяжести. Чтобы предотвратить это, устанавливают поддерживающую лебедку.
При установке аппарата на фундамент этим способом не следует заливать анкерные болты до его установки, так как попасть на них отверстиями лап почти невозможно.
Монтаж подъемом за верх с подтаскиванием нижней части.Монтаж выполняют неподвижным порталом и гусеничным трактором или лебедкой.
Рисунок – Монтаж колонного аппарата подъемом за верх
с подтаскиванием нижней части
1 – монтируемый аппарат; 2 – неподвижный портал; 3 – фундамент; 4 – сани;
5 – трос от саней к лебедке; 6 – лебедка; 7 – трактор; 8 – полиспаст.
Аппарат собирают в горизонтальном положении. Верхняя часть его находится на фундаменте, а нижняя укреплена на санях, но так, чтобы аппарат при подъеме мог поворачиваться вокруг узла крепления. Аппарат стропят за верхнюю часть и начинают поднимать, одновременно подтаскивая сани. При этом следят, чтобы полиспаст находился в вертикальном положении. Когда сани приблизятся к фундаменту, их отвязывают, поднимают аппарат над фундаментом, совмещают отверстия в лапах с анкерными болтами и устанавливают на фундамент.
Монтаж способом подъема в горизонтальной плоскости с последующим поворотом.Монтаж ведут мачтой, высота которой может быть на 10 – 15 % меньше высоты аппарата. Колонну собирают в горизонтальном положении непосредственно на фундаменте, стропят ее за ложные штуцера, приваренные на 40 – 50 см выше центра тяжести, а со стороны верхней части крепят трос уравновешивающей лебедки.
При подъеме уравновешивающая лебедка удерживает колонну в горизонтальном положении. Колонну поднимают на высоту, большую на 1,5 – 2 м, чем расстояние от места строповки до основания, переводят ее в вертикальное положение и опускают на фундамент.
Рисунок – Монтаж колонного аппарата способом подъема в горизонтальной
плоскости с последующим поворотом
А – схема подъема; Б – схема строповки
1 – внешняя ванта; 2 – внутренняя ванта; ЦТ – центр тяжести
Монтаж способом выжимания. Монтаж ведут специальным подъемником, изобретенным инженерами М. И. Васильевым и Е. В. Грузиновым.
Рисунок – Монтаж колонного аппарата способом выжимания
1 – тележка; 2 – полиспаст; 3 – лебедка; 4 – направляющие рельсы; 5 – короткая опора;
6 – длинная опора; 7 – шарнир; 8 – колонна; 9 – фундамент; 10 – тормозная система;
а – первоначальное положение аппарата;
б – выжимание аппарата короткой опорой;
в – выжимание аппарата длинной опорой.
На фундаменте крепят анкерными болтами специальный шарнир, на который укладывают и приваривают нижнюю часть колонны, собранной в горизонтальном положении. Примерно к середине колонны крепят один конец сдвоенной опоры подъемника, второй конец соединен с тележками, установленными на рельсах. Тележки с помощью канатов соединены с лебедками. При натяжении канатов тележки движутся, подтягивая дальний конец опоры. При этом опора подъемника идет вверх, выжимая аппарат до установки его в вертикальное положение. Сначала работает одна тележка с короткой штангой, она стоит к горизонту круче и подтягивать ее легче. После того как она встанет вертикально, начинает работать более длинная опора, которая в этот момент уже значительно поднялась. Распределение сил в треугольнике «аппарат – рамная опора – канаты» таково, что на канаты приходится нагрузка всего 0,75 массы колонны, что позволяет применять стандартные канаты при большой массе колонны. Самое большое напряжение канаты испытывают в начальный момент, когда поднимаемый аппарат лежит на земле, затем нагрузка постепенно снижается до нуля. Этот способ обеспечивает безопасность, позволяет выполнять работы в естественных условиях. Сборку подъемного устройства можно выполнить за несколько часов, а подъемник легко изготовить на монтажной площадке.
§ 2.3 Монтаж внутренних устройств колонных аппаратов
Монтаж насадок.Если по условиям работы аппарата насадка может лежать беспорядочно, ее загружают следующим образом. Аппарат наполняют водой до верхнего люка. Насадка (кольца Рашига, Палля и т.д.), поднятая на верхнюю площадку с помощью какого-либо такелажного устройства, высыпается из корзин или мешков в воду. По мере наполнения колонн излишняя часть воды спускается через нижний штуцер колонны.
Монтаж тарелок.Монтаж тарелок сводится главным образом к установке их в строго горизонтальное положение.
До начала установки тарелок необходимо проверить вертикальность корпуса колонны.
В процессе монтажа тарелки должны быть проверены на соответствие ее деталей конструктивным чертежам, отсутствие повреждений, герметичность установки тарелки в корпусе колонны и правильность установки деталей и тарелки в целом.
Собирают и устанавливают тарелки в колонну на заводе-изготовителе. Однако в отдельных случаях установить тарелки до монтажа колонны нельзя, так как нужно проверить правильность установки на барботаж. Это бывает при необходимости особо четкой ректификации или по другим технологическим требованиям. В этом случае при монтаже тарелок испытывают каждую установленную тарелку, начиная с нижней.
До начала установки тарелок колонну окончательно выверяют, закрепляют и испытывают гидравлическим способом, а также устанавливают обслуживающие площадки и лестницы. Детали тарелок подают на площадку самоходным краном или краном-укосиной.
Порядок сборки тарелок с туннельными колпачками.
Монтаж тарелок начинают с установки опорных угольников.
Рисунок – Установка опорных угольников и полужелобов
1 – опорные угольники, 2 – полужелоб.
Проверяют установку угольников уровнем, устанавливаемым на линейке. В пазы опорных угольников помещают полужелоба, которые прихватывают электросваркой к глухим сегментам. Гребенка укрепляется к сливной перегородкетак, чтобы ее верхняя плоскость была горизонтальна и находилась на расстоянии 135 ммот верхней плоскости опорного угольника. После приварки опорных угольников и полужелобов монтируют желоба и колпачки. Перед установкой желобов в пазы опорных угольников для уплотнения укладывают набивочный материал. Правильность установки желобов проверяют уровнем. Желоба крепят попарно с установкой специальных прижимных шайб. Колпачки крепят шпилькамитак, чтобы расстояние между верхом колпачка и опорным угольникомбыло равно 178 мм.
Рисунок – Установка переливной гребенки
1 – гребенка, 2 – шпилька, 3 – колпачок, 4 – желоб,
5 –опорный угольник, 6 – сливная перегородка
Рисунок – Проверка установки желобов
1 – желоба, 2 – рейка, 3 – шпилька, 4 – уровень, 5 – полужелоб, 6 – опорный угольник.
Горизонтальность установки колпачков проверяют уровнеми линейкой.
Рисунок – Проверка горизонтальности колпачков
1 – линейка, 2 – уровень
Окончательно правильность установки колпачков контролируют при испытании на барботаж. Порядок испытания тарелок на барботаж следующий:
1) закрывают люки на той части колонны, которая находится ниже испытываемой тарелки;
2) тарелка заливается водой;
3) снизу колонны подается воздух под небольшим давлением от вентилятора или компрессора.
Для обеспечения равномерного гидравлического затвора по всей тарелке погружение колпачков в жидкость должно быть одинаковым. Равномерность гидравлического затвора проверяют по пузырькам воздуха на всей площадке тарелки.
Рисунок – Испытание тарелок с туннельными колпачками на барботаж
Порядок сборки тарелок с капсюльными колпачками.
До начала установки тарелок проверяют правильность их изготовления. Листы тарелок должны быть выправлены, местные вспучины и кривизна не должны превышать допускаемых величин. При наличии в листах тарелок лазов кромки отверстий необходимо зачистить.
Детали тарелки крепят к опорным деталям и соединяют на болтах. При сборке и установке тарелок необходимо следить за тем, чтобы верхние торцы ниппелей находились в горизонтальной плоскости, а уровень верха прорезей колпачков относительно плоскости тарелки колебался в пределах +1 мм.Горизонтальное положение тарелки фиксируют штифтами, ввернутыми через борт тарелки в муфты, приваренные к корпусу колонны. Пазы между корпусом колонны и тарелкой уплотняют набивкой. Под крышу люка-лаза устанавливают прокладку.
При проверке на барботаж капсюльных колпачков на каждый колпачок последовательно надевают отрезок трубы (оправку) диаметром на 45 – 55 ммбольше диаметра колпачка. Равномерность и интенсивность барботажа проверяют по окружности колпачка. Барботаж всех колпачков тарелки должен быть одинаковой интенсивности; неравномерность его свидетельствует о перекосе колпачков. Один колпачок, отрегулированный на равномерность барботажа, рекомендуется принять за эталон и по нему регулировать остальные колпачки тарелки. При испытании тарелок на барботаж воздух должен проходить только через прорези колпачков. При пропуске воздуха в других местах неплотности необходимо устранить.
Рисунок – Испытание тарелок с капсюльными колпачками на барботаж
1 – отрезок трубы, 2 – колпачок