Б. Использование Науки Дыхания
О науке дыхания говорилось и преподавалось много всякой бессмыслицы. Многие группы дают большое количество опасных инструкций относительно дыхания - опасных, потому что они основаны на книжном знании и те, кто их дает, никогда сами широко их не практиковали, и потому что многие группы просто эксплуатируют неготовых людей обычно в коммерческих целях. К счастью, информация и инструкции, данные массе стремящихся, слабы, неточны и часто безобидны, хотя есть много случаев довольно нежелательной реакции; также к счастью, намерение среднего стремящегося столь слабо, что он неспособен настойчиво, ежедневно и неизменно соответствовать требованиям, и это является его гарантией от сомнительного успеха; следовательно, в этих случаях опасности не существует. Многие оккультные группы эксплуатируют предмет для создания таинственности и для того, чтобы заманивать неосторожных и как-нибудь занять своих приверженцев с тем, чтобы они считали себя обученными и хорошо подготовленными оккультистами. Дыхательным упражнениям может учить каждый. Это главным образом вопрос периодического вдыхания и выдыхания, длительность и чередование которых задается желанием наставника. Результаты могут быть достигнуты при наличии упорства, но они обычно нежелательны, поскольку средний наставник ставит акцент на технике дыхания, а не на идее, которая должна принять форму в жизни ученика посредством энергии, порождаемой дыханием.
Вся наука дыхания строится вокруг использования Священного Слова ОМ. Использование этого Слова должно было бы быть ограничено теми стремящимися, которые дали искренний обет прокладывать Путь, но его стали распространять, и его использование предписывалось многими неразборчивыми в средствах наставниками, особенно теми сеами, которые пришли из Индии, изображая из себя Святых Людей и ловя в свои сети наивных западных женщин. В таких случаях Слово используется без духовного намерения просто как звук, который, сопровождая дыхание, вызывает психические эффекты, воспринимаемые легковерными как знак глубокой духовности. Неприятность состоит не в том, что дыхание неизбежно связано с ОМ, а в том, что следствия зависят от мотива и внутреннего твердого намерения. У восточного человека до тех пор, пока он не достигнет Четвертого или Пятого посвящения, нет истинного понимания западного человека, его механизма и оснащения, которые, в результате цивилизации и образа жизни, сильно отличаются от таковых восточного человека. На Востоке проблема наставника, или Гуру, состоит в том, чтобы брать негативно поляризованных людей и делать их позитивными. На Западе люди ориентированы в целом позитивно, и в упражнениях, которые даются восточным людям, нет необходимости. Что я подразумеваю, когда делаю такие утверждения? Я говорю о том, что на Востоке волевой фактор (качество Первого аспекта) отсутствует. Восточному человеку, особенно жителю Индии, недостает воли, динамического побуждения и способности оказывать то внутреннее давление на себя, которое вызовет определенные результаты. Именно поэтому эта особая цивилизация не может приспособиться к современной цивилизации, именно поэтому народ Индии так мало прогрессировал в направлении урегулирования муниципальной и национальной жизни, и именно поэтому он отстает от времени в смысле цивилизованного существования. Обобщая, можно сказать, что западный человек позитивен, нуждается в направляющей силе Души и может вызвать ее при достаточно непродолжительном обучении. В арийской расе сегодня происходит слияние волевого аспекта, разума и мозга. Не такая ситуация на Востоке. Там это придет позже.
Единственным фактором, который придает дыханию эффективность, является мысль и стоящие за ней намерение и цель. В этом утверждении ключ к динамической полезности дыхательных упражнений. До тех пор, пока не будет существовать ясного осознания цели, пока ученик точно не узнает, что он делает, практикуя эзотерическое дыхание, и до тех пор, пока не будет точно понято значение слов энергия следует за мыслью , дыхательные упражнения будут полной потерей времени и могут оказаться опасными. Отсюда можно сделать вывод, что только когда существует связь дыхания и мышления, можно добиться результата.
За всем этим стоит третий, и даже намного более важный, фактор - ВОЛЯ. Поэтому только тот может безопасно и с пользой практиковать дыхательные упражнения, кто обладает активной волей - Духовной волей и, следовательно, волей Духовной Триады. Любой ученик, находящийся в процессе построения антахкараны, может начать использовать дыхательные упражнения осторожно и под руководством. Но, в конечном счете, только посвященные Третьей степени и те ученики, которые поступают под монадическое влияние, могут должным образом и успешно применять эту форму управления жизнью и достигать эффективных результатов. Это принципиально верно. Однако начало должно быть положено, и к этому побуждаются все истинные ученики.
Из того, что было сказано в вышеприведенном параграфе, с очевидностью следует, что ученик должен в качестве предварительного шага установить непосредственную связь между своим мозгом, своим разумом и волевым аспектом Духовной Триады; иными словами, негативный приемник мысли (мозг), агент воли (ум) и сама Триада должны быть приведены в контакт друг с другом через антахкарану. Когда такая связь существует или начинает устанавливаться, тогда можно заниматься дыхательными упражнениями безопасно и с пользой. Ты видишь, брат мой, что только направленная воля, использующая регулируемое ритмическое дыхание как своего агента, может контролировать центры и создавать истинную цель в жизни. Поэтому, делая дыхательные упражнения, ученик должен быть занят некой доминирующей идеей, или линией ментальной активности. Эта идея должна воплощать намерение, определенную планомерную активность и некую осознанную цель прежде чем дыхание, которое воплотит ее, будет сконцентрировано, направлено и станет носителем силы. Это следует сделать на крыльях сознательного намерения, выражаясь символически. Я настоятельно советую вам часто перечитывать последние фразы, так как они связаны с Наукой Дыхания и содержат ключ к необходимой работе. Эта наука в первую очередь и фундаментально связана с идеями, сформулированными в ясных мыслеформах, определяющих жизнь ученика на эфирных уровнях. Оттуда они в конце концов обуславливают его жизнь на физическом плане.
Я не намерен давать сейчас какие-либо дыхательные упражнения, которые ученики и стремящиеся могли бы использовать или, более вероятно, неправильно использовать. Их первейшая задача состоит в том, чтобы осознать в себе импульсы, которые могут пробудить центры к активности и вызвать условия и события на физическом плане. Когда они ясно и твердо установлены в физическом сознании ученика, ничто не сможет остановить их появление в должное время в свете дня. Но они должны следовать упорядоченному процессу созревания и появления в определённое время.
Если учащегося отличает истинный идеализм, правильное мышление, понимание работы проводника выражения и мира сил, в который необходимо осадить идею, он может размеренно и безопасно заниматься некоторыми дыхательными упражнениями, и тогда наступит вторая фаза как результат здорового ритмического дыхания. Это Вдохновение.
Дыхательные упражнения, брат мой, оказывают чисто физиологическое действие, когда они не побуждаются или не мотивируются направленным мышлением и когда они не являются результатом достижения стремящимся точки напряжения и ее стабильного удержания. В процессе вдоха и выдоха должна устойчиво сохраняться ясная линия активного мышления, чтобы выдох был наделен качеством и окрашен некой идеей. Именно здесь средний стремящийся часто терпит неудачу. Он обычно настолько занят процессом дыхания и так ожидает результатов, что забывает жизненную цель дыхания - энергетизировать и придавать качество жизни центров посредством некоторой спроецированной и представленной мысли, выражающей некую прочувствованную и определенную идею. При отсутствии такой основы идеалистического мышления дыхание останется практически безрезультатным, и даже, при наличии в этих условиях неких результатов, они никоим образом не будут связаны с мышлением, будучи психическими по природе. Они могут вызвать длительные психические проблемы, так как источник излучения -астральный, и проецируемая энергия опускается в центры ниже диафрагмы, питая низшую природу, обогащая и усиливая ее астральную составляющую и тем самым увеличивая и углубляя наваждение. Возможны также физиологические эффекты, вызывающие стимуляцию эфирного тела, ведущую к усилению физической природы; это часто приводит к серьезным последствиям, так как дыхание переносится к центрам, которые должны находиться в "процессе поднятия", выражаясь эзотерически; это увеличивает их физическую мощь, питает физические аппетиты и значительно осложняет задачу стремящегося, так как он стремится сублимировать низшую природу и закрепить, или сфокусировать, жизнь центров выше диафрагмы или в голове.
В результате наваждение и майя возрастают, и в течение жизни, в которой эти упражнения неправильно применяются, стремящийся остается в непродуктивном статическом состоянии. Делая вдох, он вдыхает из своей собственной ауры, своего аурического не-преступи-кольца; он питает низшую природу и устанавливает порочный круг внутри себя, который день за днем усиливается до тех пор, пока ученик полностью не опутается наваждением и майей, которые он постоянно создает и восстанавливает. Низшие центры устойчиво оживляются и становятся чрезвычайно активными, и точка напряжения, из которой затем стремящийся работает, находится в личности и не фокусирована в Душе; сознание уникальности этого особого дыхания и ожидание феноменальных результатов отсекают все мысли, за исключением низших реакций кама-манасической природы; подпитываются эмоции, колоссально возрастает мощь астрального тела. Очень часто наблюдаются ярко выраженные физиологические проявления, такие как развитие грудной клетки и мускульной силы диафрагмы. Появление подобных результатов наблюдается у оперных певцов. Пение, как ему сейчас учат, является выражением некоторых низших аспектов дыхания, которое вызывает значительное развитие грудной клетки певцов, усиливая эмоциональность, вызывая нестабильность жизненного выражения (о котором часто говорят как о темпераменте) и поддерживая исключительно астральный аспект пения.
Существует более высокий и лучший способ пения, стимулируемый разницей в точке напряжения и использующий процесс дыхания, привлекающий необходимую энергию из источников намного более высоких и более обширных, чем те, которые обычно используются; оно вызывает вдохновение, которое захватывает человека целиком, а не только его эмоциональную реакцию на тему песни и на аудиторию. Это приведет к новому типу пения и дыхания, основанному на ментальном дыхании, которое получает энергию и, следовательно, вдохновение из источников вне личной ауры. Время для этого еще не пришло. Сегодня мои слова будут малопонятными, но в следующем столетии так петь будут те, кто узнает, как достичь резервуаров вдохновения посредством нового метода и техники дыхания. Таким техникам и дыхательным упражнениям будут учить на начальном этапе в новых школах эзотеризма.
Вдохновение - это процесс наделения качеством, оживления и стимулирования реакции личности через центры до той точки напряжения, на которой духовный контроль проявляется. Это способ, позволяющий энергии хлынуть потоком из Души в жизнь личности через центры, изгоняя все препятствия, избавляя стремящегося ото всех оставшихся наваждений и майи, совершенствуя инструмент, посредством которого может быть услышана музыка Души и, позже, музыкальное качество Иерархии. Не забывайте, что звук наполняет все формы; планета сама имеет свою собственную ноту, или звук; каждый мельчайший атом также имеет свой звук; в каждой форме может быть пробуждена музыка и каждое человеческое существо имеет свой особый аккорд, и все аккорды вносят свой вклад в великую симфонию, которую исполняют Иерархия и Человечество - уже сейчас. Каждая духовная группа имеет свой собственный тон (если я могу использовать столь неадекватное слово), и группы, сотрудничающие с Иерархией, непрерывно создают музыку. Этот ритм звука и эти мириады аккордов и нот сливаются с музыкой самой Иерархии, и так получается постоянно обогащаемая симфония; столетиями все звуки медленно объединяются и превращаются друг в друга до тех пор, пока планетарная симфония, которую сочиняет Санат Кумара, не будет завершена, и тогда наша Земля внесет заметный вклад в великие аккорды Солнечной системы - неотъемлемую и реальную часть музыки сфер. Затем, как говорит Библия, Сыны Божьи, Планетарные Логосы, запоют вместе. Это, брат мой, будет результатом правильного дыхания, контролируемого и организованного ритма, истинно чистой мысли и гармоничных отношений между всеми частями хора.
Продумайте эту тему как медитативное упражнение и обретите вдохновение.
В. Техника Бесстрастия
Я привел в своих книгах много информации об эфирном теле и о находящихся в его пределах центрах, главных и меньших. Среди учащихся бытует тенденция мысленно отождествлять центры скорее с физическим, чем с эфирным телом. Эта ошибка в большинстве случаев касается местоположения. Стремящимся следует избегать любого сосредоточения на физическом теле и постепенно учиться смещать фокус внимания в эфирное тело. Физическое тело по необходимости активно и сильно, но должно всё более рассматриваться как автомат, на который влияют и который направляют:
1. Жизненное тело и силы майи; либо вдохновение, исходящее из точек духовного напряжения.
2. Астральный проводник и силы наваждения; либо чувствующая, сознательная любовь, идущая от Души.
3. Разум и силы иллюзии; либо просветление, приходящее из более высоких источников, чем жизнь в трех мирах.
4. Душа как проводник монадического впечатления вплоть до того времени, когда будет построена антахкарана - тот мост в метальной материи, который в конце концов свяжет Монаду и личность.
Одна из проблем, которую должен решить ученик, - это определение источника побуждения, импульсов, впечатления или вдохновения, вовлекающих физический проводник в активность на физическом плане через эфирное тело, позволяя проявится качеству, цели и точке напряжения воплощенного человека и проявляя его природу на каждой конкретной ступени эволюции. Активность центров соответствует этим напряжениям и импульсам. Таким образом, вы видите, насколько то, чему я учу, переворачивает обычные оккультные процедуры. Я не учу способу пробуждения центров, потому что правильный импульс, устойчивая реакция на высшие импульсы и практическое осознание источников вдохновения автоматически и безопасно вовлекут центры в соответствующую необходимую активность. Это здоровый метод развития. Он более медленный, но не ведет к преждевременному развитию, а вызывает ровное раскрытие; он позволяет стремящемуся стать настоящим Наблюдателем и точно знать, что делает; он последовательно приводит центры к точке духовного отклика и устанавливает упорядоченный циклический ритм в контролируемой низшей природе. Верно, что дыхательные упражнения могут в конце концов найти свое место в подготовке ученика, но они появятся спонтанно в результате ритмического существования и постоянного правильного использования Священного Слова ОМ. Когда, например, ученик в медитации издает ОМ семь раз, это эквивалентно дыхательному упражнению; когда он может послать порожденную таким образом энергию на крыльях сознательной планомерной мысли к тому или иному центру, он осуществит изменения и переустройство внутри механизма, управляемого силой, и когда это осуществляется с легкостью и ум устойчиво удерживается в точке "полного мысленного напряжения", ученик успешно продвигается на пути к тому, чтобы сместить фокус своего внимания в целом от мира иллюзии, наваждения и майи в сферу Души, в мир "ясного холодного Света", в Царство Бога.
А когда к этому он добавит понимание и практику Техники Бесстрастия, он освободится и станет по существу на все времена Наблюдателем и Управителем механизма проявления.
Что это за техника? Что такое бесстрастие? Интересно, брат мой, понимаешь ли ты значение этого "бесстрастие"? Оно означает в действительности достижение нейтрального отношения к тому, что расценивается как "не-я"; оно подразумевает отказ признать подобие; оно отмечает признание фундаментального различия; оно означает отказ от отождествления с чем-либо, кроме Духовной реальности настолько, насколько это ощущается и познано в любой данный момент времени и в любой точке пространства. Поэтому это намного более сильно и жизненно, чем то, что обычно имеют в виду, используя это слово. Это активное отрицание без всякой концентрации на том, что отрицается. Это важное утверждение, требующее тщательного исследования. Оно связано с точкой напряжения, в которой работает наблюдающий ученик или стремящийся. Точка напряжения становится источником, излучающим энергию определенного типа, которая изливается вниз через эфирное тело и не испытывает никакого влияния со стороны майи или иных концентрированных сил, из которых складывается эфирное тело. Бесстрастие, технически понятое, означает непосредственное нисхождение энергии оттуда сюда без отклонения или искажения. Проявляющаяся сущность, ученик, стоит в готовности и твердо в такой точке напряжения, и поэтому его первый шаг состоит в том, чтобы выяснить, где он находится, на каком плане он пребывает и какова сила напряжения, от которого он должен зависеть. Следующий шаг состоит в том, чтобы выяснить, не искажено ли какой-либо иллюзией, не сдерживается ли в своем выражении наваждением то, что он стремится передать физическому телу и вызвать следствия во внешнем мире эксперимента и опыта, и не уведут ли его в сторону неконтролируемые силы и порождаемая ими майя. Он убеждается не с помощью отождествления себя, по мере нисхождения, с препятствиями и возможными помехами, а благодаря интенсификации своей точки напряжения, постоянно напоминая себе о том, что он есть "Я", а не "не-я", а также с помощью проекции. Проекция определяется как направление качественно окрашенной и осознанной энергии из точки напряжения прямо и непосредственно в жизненное тело, откуда эта энергия может поступать в семь контролирующих центров.
Именно на данной точке он применяет технику бесстрастия, так как в противном случае то, что он стремится выразить, может быть задержано и блокировано эфирной силой или завесой майи. Следовательно, он работает из точки интенсивной концентрации; он отказывается от всякой "привязанности" к любой форме или плану, так как он проецирует энергию в три мира и через них. Когда он обнаруживает какую-либо задержку или отклонение в прохождении энергии через активную иллюзию или наваждение, он сознательно "отбрасывает" все такого рода контакты и сознательно укрепляет себя для последней стадии бесстрастия, или отрицания всех сил за исключением тех, которые, он сознательно и целенаправленно стремится использовать на физическом плане.
В конечном счете, брат мой, когда точка напряжения среднего ученика находится на ментальных уровнях, включая разум и возрастающий контакт с Душой:
а) Тогда он может ясно "видеть" в Свете Души и иметь развитое чувство ценностей; он может рассеять иллюзию.
б) Он будет способен сознательно проецировать Свет на астральный план и рассеивать наваждение.
в) Он может изливать энергию Света через эфирное тело и закреплять ее в соответствующих центрах, поскольку он владеет бесстрастием и разотождествлен с майей.
Когда дело касается посвященного, процесс производится вначале из точки напряжения, находящейся в Душе, а затем из точки напряжения в Духовной Триаде. Однако в любом случае, в пределах не-преступи-кольца трех миров направляющая энергия приводит к результатам, описанным в настоящей книге, и приносит:
1. Уничтожение иллюзии.
2. Рассеяние наваждения.
3. Преодоление майи.
Когда стремящийся читает эти простые разъяснения сложного процесса, создается впечатление простоты и легкой достижимости, что само по себе является заблуждением. Вековое отождествление с формальной стороной жизни преодолеть не просто, и стоящая перед учеником задача трудна и требует немало времени, но в конечном счете успешно разрешима при условии ясного мышления, искренней цели и планомерной научно обоснованной работы.
_______________