А. Интуиция разгоняет индивидуальную иллюзию
Сегодня мы достигли кризиса в области человеческого восприятия и можем войти в новую эру, в которой можно будет покончить с иллюзией, а мыслители смогут начать регистрировать точно и адекватно то, что им передают интуитивно постигающие люди. Данное утверждение пока не применимо к обычным людям. Пройдет еще немало времени, прежде чем они будут способны откликаться на откровение без иллюзии, потому что иллюзия основана на активности низшего ума, выражающейся в строительстве мыслеформ. Массы только начинают использовать низший ум, и иллюзия поэтому для них является неизбежной стадией испытания и обучения, через которую они должны пройти, иначе они потеряют весьма ценный опыт и останутся с неразвитой способностью различения. Это должны помнить все наставники в оккультизме. Поэтому важно, чтобы массы учились значению иллюзии и способности видеть и выбирать ядро чистой истины в каждом случае ее передачи, с которым они будут сталкиваться. Равным образом существенно, чтобы интуитивно постигающие люди мира учились использовать, контролировать и понимать дар духовного восприятия, божественного уединения и соответствующего отклика, который характеризует интуицию. Этого можно достичь, практикуя Технику Присутствия, но не так, как ей обычно учат и ее представляют.
Возможно я поясню смысл сказанного, если заявлю, что эта техника следует определенным научным направлениям, или видам работы, к которым готовит стремящегося обучение, предоставляемое школами истинной медитации и системой Раджа Йоги. Такие стадии работы начинаются там, где отбрасываются обычные формулы и где предполагается способность сближения с Ангелом, или Душой, и способность поднять сознание к точке слияния с ней. Я перечислю эти процессы, или стадии, следующим образом:
1.Достижение стадии напряжения. Эта основная и необходимая стадия. Напряжение достигается полным контролем личного "я" так, чтобы оно стало "пригодно для контакта с реальностью".
2. Достижение стадии слияния с Душой, или с Ангелом, который охраняет доступ к Пути Высшей эволюции.
3. Устойчивое удерживание ума в Свете Души, что становится состоянием низшего "я" в течение всего оставшегося периода работы; оно удерживается в точке напряжения Душой, а не усилием личности. Душа удерживает ум, когда личное "я" сделало все возможное, чтобы достичь желаемого напряжения.
Существуют эти три предварительных шага, к которым практика выравнивания должна готовить изучающего высшие мистерии, эти шаги должны предшествовать любой попытке развить интуицию, и на это может уйти несколько месяцев (или даже лет) тщательной подготовки. Огонь - символ разума, и эти стадии являются первыми тремя стадиями Агни Йоги, или Йоги Огня, к которой учащегося готовит Раджа Йога.
Далее следуют еще шесть стадий Техники, которые необходимо тщательно усвоить; это основа для длительных осмысленных размышлений в ходе выполнения своих текущих профессиональных обязанностей, а не в определенное установленное время. Тренированный интуитивно воспринимающий человек или ученик живет всегда двойной жизнью мирской активности и интенсивного и, в то же время, духовного размышления. Это будет выдающейся характеристикой западного ученика в противовес восточному ученику, который бежит от жизни в тихие места прочь от давления ежедневного существования и постоянного контакта с другими. Задача западного ученика намного более трудная, но то, что он должен доказать себе и миру в целом, будет еще более высоким. Этого следует ожидать, если эволюционный процесс что-нибудь да значит. Западные расы должны продвигаться к духовному лидерству, не вычеркивая восточного вклада; Закон Перевоплощения содержит ключ к этому явлению и доказывает его необходимость. Направление жизни движется от Востока к Западу так же, как движется Солнце, и те, кто в прошлых столетиях издавал ноту восточного мистицизма, должен издавать, и сейчас издает, ноту западного оккультизма. Поэтому дальнейшие стадии должны следовать за тремя ранее упомянутыми. Продолжим нумерацию, так как то, что я предлагаю здесь, является формулой - отнюдь не формой - более продвинутой медитативной позиции.
4. Решительное и постоянное стремление ощущать Присутствие во всей Вселенной, во всех формах и во всех представлениях истины. Это может быть выражено в словах: "усилие отделить зародыш, или семя, божественности, которое приводит все формы к существованию". Я должен указать, что это не проявление любящего отношения и сентиментального подхода ко всем людям и к окружению, что является признаком мистического пути, который, хотя и не отвергается в жизни ученика, в наше время уже не используется в процессе эффективного сближения. Это главным образом стремление увидеть e Сеете, который излучает Ангел, точку Света за всеми феноменальными явлениями. Таким образом, это перенос мистического видения на высшие уровни осознания. Это не видение Души, а видение, или духовное чувствование, того, что Свет Души может помочь в восприятии откровения. Мерцающий Свет Души в личном "я" позволит ученику воспринять видение Души и в этом Свете достичь единения с Душой, хотя бы временного. Затем больший Свет Души фокусируется подобно излучающему Солнцу и, в свою очередь, открывает еще более грандиозное видение - видение Присутствия, гарантией и обещанием которого является Ангел. Так же, как свет Луны является гарантией того, что существует свет Солнца, так и свет Солнца есть гарантия - не правда ли? - еще большего Света.
5. Затем, когда достигнуто ощущение Присутствия - не теоретически, а благодаря вибрационному отклику на его Существование, - приходит стадия подтверждения Цели. Надежда отождествления с Целью лежит слишком далеко впереди даже для среднего посвященного, имеющего статус Учителя. Этой недостижимой (для нас) стадии мы не касаемся. Но мы коснемся стремления достигнуть понимания того, что через посредство формы стремится воплотить высокую цель в какой-либо определенной точке эволюционного цикла. Этого можно достичь, и этого достигали в течение веков те, кто правильно шел по Пути Высшей Эволюции и должным образом размышлял над Ним. Этот Путь открывается ученикам, даже если он не связан с теми интуитивными посланиями, которые ученики могут принести с собой из своих высоких приключений.
6. Затем он переносит некоторую мировую проблему, некий замысел, который создал его разум или который желает отыскать его сердце для оказания помощи человечеству, в то, что эзотерически называется "троичный Свет интуиции". Этот Свет образуется смешением Света личного "я", фокусированного в уме, Света Души, фокусированного в Ангеле, и Универсального Света, который излучает Присутствие; это, когда выполнено с легкостью благодаря концентрации и долгой практике, вызовет два следствия:
а) Ожидающему уму ученика (который продолжает оставаться воспринимающим агентом) внезапно придет ответ на его проблему, ключ к тому, что необходимо сделать, чтобы помочь человечеству; желанная информация, когда будет применена, откроет некоторую дверь в области науки, психологии или религии.
Эта дверь, когда она будет открыта, принесет помощь или освободит многих. Как я раннее говорил вам, интуиция никогда не связана с индивидуальными проблемами или вопросами, как думают столь многие центрированные на себе стремящиеся. Она совершенно безличностна и применима только к человечеству в синтетическом смысле.
б) "Вторгающийся агент Света" (как называет таких отважных интуитивно постигающих людей "Древний Комментарий") признается как тот, кому можно доверить некоторое откровение, некоторое новое послание истины, определенное значительное расширение семени истины, уже данного расе. После чего ему является видение, он слышит голос, регистрирует послание, или - как наивысшая форма - становится каналом силы и Светом миру, сознательным Воплощением божественности, или Хранителем божественного принципа. Такие формы образуют истинное откровение, сообщенное или воплощенное; они еще редки, но будут в возрастающей степени развиваться в человечестве.
7. Следующие несколько стадий в подготовке к откровению называются:
а) Отказ от Высшего Пути.
б) Возвращение к Ангелу, или перефокусировка в Душе.
в) Пауза, или перерыв, для конструктивного мышления под влиянием Ангела.
г) Настойка ума на формулирование тех форм мысли, которые должны воплотить откровение.
д) Затем вновь следует пауза, которая называется "паузой, предшествующей представлению".
8. Затем происходит представление откровения, или сообщение истины, и ее осаждение в мир иллюзии. В этом мире иллюзии она подвергается "огненному испытанию", в котором "часть огня, внутри того, что открывается, улетает своим путём назад в источник, из которого он пришел; часть этого огня служит уничтожению открывающего, а другая часть воспламеняет тех, кто распознает откровение". Как видите, эта фаза Агни Йоги, доступна только тем, кто может проникнуть за Ангела в то место, "где обитает огонь" и где Бог, Присутствие, функционирует как огонь поядающий и ожидает часа тотального откровения. Это символическое изображение великой истины. В случае индивидуального посвященного, Третье посвящение, или Преображение, отмечает завершение процесса. После чего видна только Слава: слышится только глас Присутствия и достигается объединение с прошлым, настоящим и будущим.
9. Далее откровение уступает преобладающей иллюзии, оно спускается в мир наваждения, после чего происходит его исчезновение как откровения и возникновение его как доктрины. Но, тем не менее, человечеству оказывается помощь и оно ведется вперед; интуитивно постигающие люди продолжают работать, и приток того, что должно быть открыто, никогда не иссякнет.
Эта фундаментальная техника лежит в основе как главных, так и второстепенных откровений. В первом случае временной цикл длителен; во втором - короток. Очень хороший пример такого процесса демонстрируется одной из второстепенных точек откровения, связанной с учением, которое исходило от Иерархии (Хранителя вторичных откровений, так как Шамбала является Хранителем главных) пятьдесят лет назад и которое приняло форму "Тайной Доктрины". Е.П.Б. была "проникающим, ощущающим, усваивающим интуитивным человеком". Откровение, которое она передала, следовало привычным маршрутом всех вторичных откровений из Источника к внешнему плану. Здесь умы людей, завуалированные иллюзией и окрашенные наваждением, сформулировали его в жесткую доктрину, не признающую будущих откровений и упорно утверждающую в лице многих теософских групп, что "Тайная Доктрина" была окончательным откровением, что не следует принимать ничего, кроме этой книги, и что лишь их интерпретации этой книги единственно верные. Если это так, то эволюционное откровение подошло к концу и положение человечества воистину катастрофично.
Даже неофит на пути интуиции может начать развивать в себе способность распознавать то, что низший ум не в состоянии ему дать. Ему может прийти мысль, достаточно значительная, чтобы привести к откровению, которое можно использовать для помощи человечеству; некий новый Свет может пролиться на старую-престарую истину, освобождая ее от ортодоксальных пут и просветляя его сознание. Он должен использовать ее для всех, а не для себя одного. Постепенно он узнает путь в Мир Интуиции; день за днем и год за годом он становится всё более чувствительным к божественной Идее и всё более склонным походить к ней с мудростью для того, чтобы использовать ее в интересах своих собратьев.
И надежда мира и разрушение иллюзии связаны с развитием интуитивно постигающих людей и их сознательным обучением. Существуют много естественно интуитивных людей, чья работа представляет собой смесь высшего психизма с проблесками интуиции. Необходимо обучать людей, способных к точному интуитивному постижению. Параллельно с их интуитивным откликом и стремлением осадить свою интуицию в мир человеческой мысли, необходимо также постоянно развивать человеческий ум так, чтобы он смог осознать и воспринять то, что проецируется, и в этом также заключена надежда расы.