Композиционное построение речи
Вступление(введение, начало, «голова» речи)
По Сократу и Платону – 1/8 часть всей речи
Задачи:
· Установить контакт со слушателями
· Вызвать интерес к теме
· Сформулировать тему речи, её основной тезис
· Подготовить слушателей к восприятию речи
Типичные ошибки: начинать речь с разговора о неопытности оратора, о том, что он недостаточно представляет себе тему и т.д.
Основная часть(«середина», «тело» речи)
Не более 5 основных положений, логически связанных между собой
Задачи:
· Раскрыть основные положения темы
· Доказать основной тезис презентации и главные тезисы каждого раздела
· Убедить аудиторию
· Побудить слушателей к конкретным действиям
Типичные ошибки: выход за пределы темы, перекраивание пунктов плана (то об одном, то о другом), усложнение отдельных положений темы.
Заключение(«ноги» речи)
«Генеральный штурм» аудитории
Задачи:
· Суммировать сказанное
· Повысить интерес к предмету речи
· Подчеркнуть значение сказанного
· Активизировать аудиторию
Типичные ошибки:введение дополнительных сведений в заключение речи, многократное прощание с аудиторией, неумение остановиться.
Приёмы привлечения внимания:
Обращение
Изложение цели выступления, обзор его главных моментов, которые предстоит сообщить
Апелляция к интересам аудитории
Приём соучастия
Обращение к событиям, неизвестным аудитории
Апелляция к географическим или погодным условиям
Обращение к речи предыдущего оратора
Апелляция к авторитетам или известным аудитории источникам информации
Апелляция к собственной личности
Юмористическое замечание
Вопросы к аудитории
Постройте свою речь так, чтобы у вас был повод встать в самом ее начале. В наши дни в любом офисе висит на стене какой-нибудь плакат, или экран, или грифельная доска. Попросите разрешения воспользоваться ими и для начала прикрепите к ним что-нибудь. Что угодно: плакатик с наводящим на размышления вопросом, с любопытной формулой, с неожиданными статистическими данными. Вы стоите, и вы хозяин положения. Больше того, у вас гораздо больше шансов остаться хозяином положения до конца.
Не спорь с собеседником, по какой стороне улицы идти, - иди по той стороне улицы, по которой хочет он, но веди его туда, куда надо тебе.
Если вы презентуете свой проект перед аудиторией:
Анализ аудитории
Предварительное знакомство с участниками предстоящей презентации может определить порядок подачи материалов, формы подачи материала и работы с аудиторией, использование наглядных средств представления информации (проектор, флип-чарт, доска, информационные материалы для каждого участника и т.д.). Самый важный параметр – размер аудитории: чем меньше поставленные цели предполагают участие аудитории в презентации, тем больше может быть размер аудитории и тем меньшее значение может придаваться качеству людей пришедших на презентацию.
Таблица вопросов по характеристике аудитории
Позиция анализа | Вопросы по обозначенной позиции |
Размер и состав аудитории | Спрогнозируйте, сколько человек придет на презентацию. Выясните, есть ли у них какие-либо политические, религиозные, профессиональные комплексы или предубеждения. Проанализируйте соотношение мужчин и женщин, возраст присутствующих, отношение присутствующих к определенным социальным и этническим группам, профессиональные аспекты деятельности присутствующих. |
Анализ возможной реакции | Проведите анализ, зачем конкретные люди пришли на реакции публики презентацию. Определите отношение публики к предмету презентации. Решите, заинтересована ли в нем аудитория или равнодушна. Отрефлексируйте, как аудитория реагировала на презентации такого рода в прошлом. Определите, какие стороны предмета и в каком свете лучше показать данной аудитории. Определите, будут ли затруднения в понимании частей вашей презентации. Анализируйте настроение публики и ее ожидания в ходе презентации. Вычислите какой способ преподнесения информации будет наиболее эффективным, выгодным и произведет наибольшее впечатление на присутствующих: предоставление технической информации, статистического анализа, исторической информации, демонстрация, подобный пример и т. д. Предугадайте ответ публики: пропишите пути реакции на ваши действия. Смоделируйте возможно наихудшую аудиторию и попытайтесь попробовать действовать в такой ситуации. Предугадайте возможные уточнения и вопросы. Проанализируйте наихудшее, что может произойти на презентации. |
Уровень понимания аудитории | Определите, знает ли аудитория об объекте, знакома ли тема презентации. Определите насколько возможно использовать специфические термины и тематический словарь. Спрогнозируйте, все ли способны понять то, о чем вы говорите, какую поддерживающую информацию необходимо предоставить аудитории для лучшего понимания предмета. Подумайте о конкретных цифрах и спецификациях, которые могут попросить предоставить. Проанализируйте, включает ли в себя объект презентации рутинное, длительное представление информации. |
Отношения презентующего с аудиторией | Проанализируйте, как такая аудитория обычно реагирует на выступления ораторов. Определите, насколько аудитория дружественна, открыта, гостеприимна вашей точке зрения, вашему стилю презентации. Определите, как аудитория настроена по отношению к вам. Определите вашу роль и статус. Определите, есть ли у аудитории склонности, которые могут работать против вас. Проанализируйте возможное отношение публики к построению вашей презентации. Определите, какие аспекты поддерживающей информации будут выглядеть для данной аудитории наиболее надежно. |