Информационные системы в сфере юридической деятельности
Правовая информация –это«массив правовых актов с содержащимися в них нормами права и тесно связанных с этими актами правоприменительных, нормативно - технических, научных и справочных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности». Это определение дано в "Концепции системы классификации правовых актов РФ" от 29.09.1999 (подготовлена АО "Консультант Плюс" в рамках исполнения государственного заказа по поручению Российского фонда правовых реформ» Источник публикации СПС КонсультантПлюс:ВерсияПроф .Классификатор принят Указом Президента РФ от 15.03.2000 N 511 «О классификаторе правовых актов».
Правовая информация включает в себя официальную правовую информацию, информацию индивидуально - правового характера и неофициальную правовую информацию.
Под официальнойправовой информацией понимают информацию, исходящую от полномочных государственных органов, имеющую юридическое значение и направленную на регулирование общественных отношений (нормативные правовые акты, ненормативные акты общего характера – акты однократного применения, акты официального разъяснения; правоприменительные акты). В свою очередь нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.
Информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений - это правовая информация индивидуально - правового характера. Такая информация исходит от организаций или отдельных граждан в виде договоров, заявлений и т.п.
Материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие реализацию правовых норм – это неофициальная правовая информация. Она не влечет за собой правовых последствий. Это материалы подготовки нормативных правовых актов; материалы систематизации законодательства, данные статистики по правовым вопросам, образцы деловых документов; комментарии законодательства; - научные и учебно-методические труды по вопросам законодательства.
Поскольку информация и информационные процессы являются в настоящее время областью, на которую распространяется правовое регулирование, далее будут приведены определения, содержащиеся в Федеральном Законе «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.95 № 24-ФЗ:
«Документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;
Информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;
Информационные процессы- процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;
Информационные ресурсы- отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).»
Когда речь идет о документе, следует учитывать что в качестве материального носителя может выступать не только лист бумаги, но и магнитные носители (диски, дискеты), оптические носители (лазерные диски). На таких носителях может храниться не только текстовая информация, но и звуковая, графическая, видео. Таким образом, документом может быть как текст на бумажном носителе, так и фотопленка, магнитная лента, магнитный или CD-диск с текстовыми, звуковыми, графическими или видео-файлами.
В общем случае документ может быть и рукописным, но обработка и хранение документов с применением современных информационных технологий на базе компьютерной техники осуществляются с документами, представленными в цифровом виде.
Все текстовые документы, которые используются в юридической деятельности, обычно снабжаются реквизитами (наименованием документа, подписью исполнившего лица, штампами и печатями), некоторые из них изготавливаются на официальных бланках.
Для официальных правовых документов обязательными реквизитами, по которым их можно однозначно идентифицировать, являются следующие: наименование (вид) документа, название, принявший орган, дата принятия, регистрационный номер.
Для нормативных правовых актов, изданных органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, принят порядок юридической экспертизы на предмет соответствия их федеральному законодательству и регистрации в Министерстве юстиции РФ. В соответствие с «Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», принятыми Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009 юридической экспертизе и государственной регистрации Минюстом РФ «подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия». В соответствие с этими Правилами Министерство юстиции Российской Федерации ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
Таким образом, для вышеупомянутых официальных документов ещё одним реквизитом служит дата регистрации Минюсте РФ.
Направления использования информационных технологий в сфере права
Внедрение компьютерных технологий коснулось всех сфер правового регулирования. Здесь можно выделить следующие направления:
· законодательная и правотворческая деятельность;
· деятельность в области правоприменительной практики в сфере хозяйственных отношений;
· обеспечение деятельности органов правопорядка;
· в криминалистике и судебной экспертизе;
· в социологических исследованиях;
· в научных исследованиях;
· в системе юридического и экономического образования
В зависимости от назначения и области применения, а также от специфики используемой правовой информации, разрабатываются различные компьютерные технологии, обеспечивающие эффективную поддержку заданной области деятельности.
В настоящее время наиболее широкое применение в сфере использования правовой информации информационные системы следующего вида:
· справочно-правовые системы,
· информационно-аналитические системы,
· системы организации документооборота,
· экспертные системы,
· деловые игры.
Категории программных продуктов, используемые в области правовой информатики
Что представляют собой информационные системы этих видов, в чём состоят особенности каждого из них? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к понятиям и терминам из области прикладного программного обеспечения.
База данных— совокупность взаимосвязанных наборов данных, организованная по определенным правилам. Для организации и хранения данных используются компьютерные технологии.
Банк данных– информационная система, предоставляющая пользователю услуги по хранению и доступу к данным. Банк данных включает в себя комплекс аппаратных, программных, методических, организационно-технологических средств, а также информационные базы данных и специально обученный персонал.
Система управления базами данных (СУБД)– программный продукт, предназначенный для создания и поддержки баз данных и обеспечивающий централизованное управление и доступ к данными. Является одним из компонентов банка данных.
В настоящее время банки данных широко распространены в разных сферах человеческой деятельности.
В области СУБД приняты свои стандарты и терминология.
Так, все базы данных делятся на два больших класса:
· документальные
· фактографические.
Данные в фактографических базах имеют характер статистически фиксируемых единообразных событий, которые в предметной области СУБД принято называть трансакциями. Такие данные имеют ряд характерных свойств. В качестве примера данных такого типа можно привести продажи, банковские операции, складские операции и тому подобное. Фактографические базы данных используются главным образом в области экономики и производства.
Документальныебазы данных содержат документы. Документы могут содержать данные разных типов – текст, звук, изображение, фото, видео, но хранятся и обрабатываются в электронном виде при помощи компьютерных технологий.
Наиболее широкое распространение получили правовые документальные базы, укомплектованные текстовыми документами. Их называют ещё полнотекстовыми базами.
Поскольку текстовый документ, и в частности, правовой документ – это сложный в лингвистическом и смысловом отношении объект, то для построения, поддержки и анализа данных в полнотекстовых базах данных используют специальные методы и программные комплексы. Такие программные комплексы созданы на основе применения математических моделей и методов математической логики, деонтической логики (исследующей структуру нормативных суждений) и семиотики (науке о знаках). Для доступа к данным, их обработки и анализа в полнотекстовых банках данных правовой информации используются специальные программы, в основе которых лежат сложные алгоритмы лингвистического анализа, а также информационно-поисковые языки.
Информационно-поисковый язык - это искусственный формализованный язык, применяемый для кодирования и описания данных в полнотекстовых базах, а также для создания и обработки запросов на поиск информации.
Целям поиска правовых документов служат общеправовые классификаторы. Последний из них был одобрен Указом Президента РФ от 15.03.2000 №511 «О классификаторе правовых актов». Этот указ предписывает использовать классификатор правовых актов при формировании банков данных правовой информации и при автоматизированном обмене правовой информацией органам государственной власти всех уровней и органам прокуратуры.
Классификатор правовых актов имеет иерархическую структуру и охватывает все тематические рубрики, по которым издаются нормативно-правовые акты.
Методическим обеспечением правовых банков данных является также специализированные словари-справочники по российскому законодательству, которые включают в себя определения, термины и понятия федеральных законов.
Правовые базы данных нормативных правовых актов могут быть универсальными (т.е. содержать документы по всему законодательству), так и специализированные. Универсальные базы данных содержат нормативные документы по всему законодательству. Специализированные рассчитаны на отдельную отрасль законодательства, например, таможенное законодательство или трудовое законодательство.
Таким образом, банки данных правовой информации – это сложные информационные системы, включающие в себя полнотекстовые базы правовых документов и комплекс методических и программных средств. Банки данных правовой информации предоставляют пользователям услуги по поиску, сохранению и передачи по сетям полученных правовых документов.
Широкое распространение получили банки данных правовой информации в виде справочно-правовых систем или в виде интегрированных систем.
В состав справочно-правовых систем входят полнотекстовые базы правовых документов и специальные программы для поиска, выборки и сохранения документов.
Имеются также программы, представляющие собой интегрированные системы, то есть включающие в себя программные модули разной структуры и назначения для организации комплексной работы с данными. Интегрированная система может включать в себя базу данных, управляющую программу, поисковую систему, программу организации документооборота, систему анализа текстов, систему обмена данными в сетевом режиме работы, средства для организации коллективной работы и т.п.
Интегрированные системы, включающие в себя наряду с полнотекстовыми базами данных еще и средства анализа текстов, называют правовыми аналитическими системами.
Экспертные системыобъединяют в себе возможности компьютера со знаниями и опытом эксперта в заданной области таким образом, что система предлагает пользователю разумный совет для принятия решения. Экспертные системы созданы на основе применения методов искусственного интеллекта. Система в диалоговом режиме выдаёт консультационную помощь, используя знания экспертов в конкретной предметной области по определённым правилам, заложенным в систему. Такие системы используются в области криминалистики, судебной экспертизы, в области расследования преступлений. Следует отметить, что ответственность за принятие окончательного решения остается за человеком, система выступает только в роли помощника.
Компьютерные деловыеигры выступают в роли тренажёра при обучении и повышении квалификации специалистов в области расследования преступлений.