Подъемно-транспортные операции на лесопромышленных складах
Подъемно-транспортное оборудование предназначено для:
1. разгрузки подвижного состава лесовозных дорог;
2. погрузки в железнодорожные вагоны, суда или автомашины различных лесоматериалов;
3. укладки лесоматериалов в штабеля;
4. скатывания бревен из штабелей на воду.
К указанному оборудованию относятся:
а) краны;
б) лесопогрузчики;
в) подъемно-транспортные механизмы;
г) пневмотранспортные установки.
Виды кранов:
1. мостовые;
2. козловые;
3. кабельные;
4. мостокабельные;
Стреловые
Козловые краны У которых концы несущей фермы выступают за опоры в виде консолей, называются консольно-козловыми. Под консолями таких кранов можно дополнительно размещать штабеля, что позволяет создавать больший запас лесоматериалов.
Несущая ферма козловых кранов расположена на высоких опорах, основания которых установлены на ходовые тележки, передвигающиеся по крановым путям.
Мостовые краны Несущая ферма (мост) опирается непосредственно на ходовые колеса, а крановый путь прокладывается на высокой эстакаде. Расположение крановых путей мостового крана над территорией лесопромышленного склада позволяет размещать под эстакадой технологическое оборудование, транспортеры и пути внутрискладского рельсового и безрельсового транспорта, которые могут пересекаться (в плане) с крановыми путями. Благодаря этому улучшается использование территории склада и упрощается его компоновка.
Размеры территории, обслуживаемой кранами мостового типа, зависят от расстояния перемещения самого крана и хода грузовой тележки. С увеличением пролета крана значительно возрастают масса несущей фермы и, следовательно, масса всего крана, что резко увеличивает его стоимость. Поэтому при пролетах длиной более 45…50 м применение кранов мостового типа становится невыгодным.
Кабельные краны Оборудованы гибким несущим стальным канатом, по которому передвигается грузовая тележка. Благодаря малому весу несущего каната кабельные краны могут иметь значительный пролет. Различают стационарные и передвижные кабельные краны. Первые используют на крупных лесопромышленных складах для выгрузки бревен из воды, штабелевки и погрузки лесоматериалов из штабелей на железнодорожный подвижной состав, вторые – для разгрузки подвижного состава.
Кабельные краны, имеющие пролет длиной до 300…500 м и передвижные опоры виде металлических башен решетчатой конструкции высотой 30…50 м, передвигаются по рельсовым путям.
Мостокабельные краны Имеют опоры, перекрытые жестким металлическим мостом, к концам которого присоединены несущие канаты. Мост крана находится под действием нагрузки от собственного веса и усилия, создаваемого натяжением канатов. Эти нагрузки, имея разные знаки, частично уравновешиваются, поэтому масса силовой конструкции моста относительно невелика, что позволяет доводить длину пролета до 100…150 м. ширина крановых путей под каждой опорой мостокабельных кранов значительно меньше, чем у кабельных, благодаря чему лучше используется площадь лесопромышленного склада.
Стреловые краны Применяют для погрузки и штабелевки сортиментов, щепы и т.д. В зависимости от конструкции ходовой части эти краны подразделяют на автомобильные, гусеничные и краны с ходовыми тележками, передвигающимися по рельсовым путям. К числу последних относятся башенные краны, получившие широкое распространение на лесопромышленных складах. Внутренние размеры портала башенных кранов позволяют пропускать через него груженый подвижный состав широкой колеи. Однако в связи с тем что вдоль погрузочного тупика должна идти эстакада для безопасной погрузки, а ширина портала существующих башенных кранов недостаточна для расположения внутри него и погрузочного тупика, и эстакады, погрузочный тупик размещается не внутри кранового пути, а рядом с ним.
• Большинство автомобильных кранов монтируется на базе серийных автомобилей. Применяются также краны, устанавливаемые на специальные колесные шасси с пневматическими шинами. На раме шасси таких кранов размещается поворотная платформа, на которой находится кабина оператора, механизмы поворота платформы и другое оборудование.
• Преимуществом гусеничных кранов является большая устойчивость. Большинство моделей кранов на гусеничном ходу приспособлено к работе с крюком и грейфером. Их применяют для штабелевки бревен и погрузки с подтаскиванием. На береговых лесопромышленных складах для штабелевки, погрузки и сброски бревен на воду используют краны-манипуляторы на базе серийно выпускаемых тракторов.
Самоходные лесопогрузчикиЭти подъемно-транспортные машины применяются на крупных лесопромышленных складах с большим сезонным запасом и развитой переработкой лесоматериалов, на которых рельсовые краны, имеющие строго фиксированные пути перемещения и зоны обслуживания, не могут обеспечить требуемую технологичность внутрискладских переместительных операций. Преимуществом самоходных лесопогрузчиков являются высокая маневренность, универсальность и комплексная механизация всего процесса от захвата пачки до ее укладки.
Для нормальной эксплуатации лесопогрузчиков необходимо, чтобы дороги и площадки, по которым они перемещаются, имели твердое покрытие.
Большинство погрузчиков оборудовано телескопическим грузоподъемником с захватным устройством. Грузоподъемник с подъемной вилкой неудобен при погрузке леса на железнодорожный подвижной состав, особенно в полувагоны. Поэтому для данного вида работы следует применять лесопогрузчики, имеющие стрелу с клещевым захватом.
Лесопогрузчики могут быть подразделены на 3 основные группы:
1. грузоподъемностью 0,6…1,5 т с приводом от электродвигателей постоянного тока, питающихся от аккумуляторной батареи;
2. грузоподъемностью 3…10 т с приводом от двигателя внутреннего сгорания;
3. грузоподъемностью 20…30 т, предназначенные для выгрузки хлыстов и деревьев с подвижного состава лесовозных дорог, подачи пачек на разгрузочную эстакаду или в штабеля запаса.
Лесопогрузчики первой группы не имеют кабины (водитель размещается на открытом сиденье), они оборудованы массивными резиновыми шинами. Они предназначены для работы в закрытых помещениях и на ровных площадках с твердым покрытием.
Лесопогрузчики второй группы используют для работы на открытых площадках, поэтому они снабжены закрытой кабиной и пневматическими шинами.
Автомобильные погрузчики второй группы подразделяют на погрузчики с фронтальным и боковым захватом. У погрузчиков с фронтальным захватом грузоподъемник с рабочими органами расположен впереди кабины, а у погрузчиков с боковым захватом – сбоку.
Погрузчики с боковым захватом удобны для работы на лесопромышленных складах со сравнительно узкими проездами между штабелями, т.к. при подходе к штабелю для укладки или захвата пачки они не должны разворачиваться на 90. Кроме того, размещение длинномерных лесоматериалов вдоль оси погрузчика улучшают его проходимость по ограниченным складским территориям и не мешает обзору водителя.
Для устойчивости лесопогрузчика с боковым захватом служат 2 гидродомкрата, на которые он опирается при выполнении грузовых операций с выдвинутым грузоподъемником.
Пневмотранспортные установкиВ таких установках частицы материала во взвешенном состоянии перемещаются воздушным потоком по закрытым каналам (трубам).
На лесопромышленных складах пневмотранспортные установки используют для транспортирования щепы от сортировочной установки к местам ее хранения (кучи, бункеры), погрузчики щепы в транспортные единицы (ж/д вагоны, автомашины или баржи-щеповозы), перемещения насыпных отходов из цехов в бункеры, а также для удаления древесной пыли из цехов переработки.
Существенными преимуществами пневматического транспорта являются:
1) высокая производительность и непрерывность подачи материала;
2) возможность перегибов транспортной магистрали практически под любым углом в плане и профиле;
3) возможность собирать и транспортировать материалы одновременно из большого числа удаленных друг от друга мест;
4) автоматизация выполнения всех операций по сбору, транспортированию и разгрузке перемещаемых материалов.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УЧАСТКИ
Участки разгрузки
Эти участки организуют для выгрузки деревьев или хлыстов с подвижного состава лесовозной дороги, создания запасов и подачи сырья на основные поточные линии.
• К разгрузочному оборудованию, которым можно создавать запасы деревьев или хлыстов в размере не более двух-трех пачек, относятся:
а) бревносвалы;
б) разгрузочно-растаскивающие установки;
в) тракторные толкатели.
При использовании этого оборудования резервные и сезонные запасы деревьев или хлыстов должны полностью укладываться в стороне от основного технологического потока на промежуточном складе.
• К разгрузочному оборудованию, в зоне действия которого можно располагать до 5...10 тыс. куб.м деревьев или хлыстов, относятся двухниточные кабельные, козловые, консольно-козловые и мостовые краны грузоподъемностью 20...30 т. При использовании этих кранов межоперационные и резервные запасы (а иногда и часть сезонных запасов) находятся в основном технологическом потоке и обслуживаются основным разгрузочным оборудованием. На промежуточном складе размещается только сезонный запас сырья (полностью или частично).
• К разгрузочному оборудованию, которым можно создавать запасы леса неограниченных размеров, относятся колесные лесоразгрузчики грузоподъемностью 20... 30 т. Оборудование такого типа обеспечивает создание всех видов запасов сырья в основном технологическом потоке. При этом нет необходимости организовывать промежуточные склады.
При определении потребного числа разгрузочных машин и установок наряду со сменным грузооборотом лесопромышленного склада следует учитывать общее число работающих на складе основных технологических поточных линий, а также число линий, обслуживаемых одной разгрузочной машиной или установкой.
Бревносвал, разгрузочно-растаскивающая установка, кабельный кран могут подавать деревья или хлысты только на одну основную поточную линию;
Каждый козловой или консольно-козловой кран обслуживает две поточные линии;
В зоне действия мостового крана могут быть расположены шесть-восемь основных поточных линий;
Колесный лесоразгрузчик может подавать пачки деревьев или хлыстов к неограниченному числу сучкорезных или раскряжевочных установок.
• Расчетная производительность разгрузочного оборудования в значительной степени зависит от объема запасов деревьев или хлыстов, укладываемых в зоне его действия. С увеличением запасов возрастает продолжительность цикла и, следовательно, уменьшается производительность оборудования. В среднем сменная производительность козловых и консольно-козловых кранов может достигать 650...800 куб.м/смена, мостовых кранов — 750...900, колесных лесоразгрузчиков большой грузоподъемности — 650...800 куб.м/смена.
• На лесоперевалочных базах и лесопромышленных складах потребителей, получающих хлысты или сортиментное долготье сплавом, разгрузка подвижного состава лесовозной дороги заменяется выгрузкой леса из воды.
Для этой цели используются:
1) лебедки с канатоблочными установками;
2) передвижные кабельные краны с пролетами длиной 300...400 м;
3) козловые краны;
4) продольные и поперечные транспортеры.
• Своеобразным участком разгрузки считается промежуточный склад, который размещается, как правило, в непосредственной близости от лесопромышленного склада и является по существу его составной частью. Через промежуточный склад проходит только часть годового грузооборота лесопромышленного склада (обычно не более 10...12 %). Это количество сырья (хлыстов или деревьев) подвергается двойной перегрузке:
1) сначала выгружается с подвижного состава лесовозной дороги и штабелюется на промежуточном складе;
2) затем вновь грузится и доставляется к разгрузочному оборудованию основного потока лесопромышленного склада.
На промежуточном складе работает погрузочно-разгрузочно-штабелевочное оборудование (кабельные, козловые, консольно-козловые краны, колесные и гусеничные разгрузчики большой грузоподъемности и т. п.), обслуживающее только этот склад.
В основном потоке лесопромышленного склада выгрузку деревьев или хлыстов с подвижного состава лесовозной дороги, создание некоторого их запаса и подачу к сучкорезным или раскряжевочным установкам осуществляет основное разгрузочное оборудование. В зоне его действия находятся межоперационный и резервный запасы, а также часть сезонного запаса. Остальная часть сезонного запаса специальным оборудованием укладывается в штабеля, расположенные на промежуточном складе, из которых по мере надобности этим же оборудованием грузится на автопоезда и доставляется к основному потоку лесопромышленного склада.
Участки штабелевки и погрузки лесоматериалов
• Штабелевка готовой продукции на лесопромышленных складах необходима для создания запасов в связи с неравномерностью отгрузки. Для штабелевки обычно используют то же оборудование, что и для погрузки лесоматериалов на железнодорожный подвижной состав (на прирельсовых складах) или для зимней сплотки и сброски лесоматериалов на воду (на береговых складах).
Чаще всего для штабелевки круглых, пиленых и колотых лесоматериалов на прирельсовых складах применяют консольно-козловые и башенные краны, а также автопогрузчики, на береговых складах — лебедки с канатоблочными установками, штабелеры и башенные краны, а на лесоперевалочных базах и лесопромышленных складах потребителей, где должны создаваться большие запасы лесоматериалов — передвижные кабельные и мостокабельные краны.
Укладка в кучи технологической щепы на складах открытого хранения производится ленточными транспортерами или пневмотранспортными установками. При погрузке лесоматериалов на подвижной состав железных дорог необходимо соблюдать установленные сроки погрузки, а также полностью использовать грузоподъемность подвижного состава. По железным дорогам лесоматериалы перевозят на платформах, в полувагонах, а иногда и крытых вагонах. Для полного использования грузоподъемности четырехосных платформ и полувагонов круглые длинномерные лесоматериалы на эти виды подвижного состава укладывают с «шапкой», т.е. с использованием верхней суженной части габарита.
• Погрузка лесоматериалов на железнодорожные платформы и в полувагоны производится кранами различных типов (консольно-козловыми, башенными, автомобильными и железнодорожными стреловыми и др.) или автопогрузчиками.
• Коротье грузят в открытые вагоны передвижными транспортерами или автопогрузчиками, технологическую щепу — в вагоны-щеповозы ленточными транспортерами или пневмотранспортными установками.
При расчете необходимого числа погрузочных средств следует учитывать неполную их загрузку в течение смены, так как продолжительность их работы зависит от допускаемых сроков простоя порожняка, регламентируемых уставом железных дорог.