К основным типам специализированных погрузочных канатных установок относятся:
1) стреловые, у которых блоки тяговых канатов укреплены на наклонной балке, имеющей постоянный или переменный вылет;
2) мачтовые — блоки тяговых канатов укреплены на вертикальной стойке (мачте);
3)установки, не имеющие мачт или стрел - направляющие блоки укреплены на опорах таким образом, что тяговые канаты располагаются почти горизонтально.
К погрузчикам относятся самоходные погрузочно-разгрузочные и штабелевочные машины с рычажно-сочлененными рабочими органами и механическими грузозахватами. Обычно рабочие органы погрузчиков имеют гидромеханический привод. Погрузчики и штабелеры классифицируют по типу движителя базовой машины, характеру движения рабочих органов и конструкции грузозахватов. По типу движителя погрузчики подразделяют на колесные и гусеничные.
По характеру движения рабочих органов погрузчики и штабелеры подразделяют на следующие типы:
1) вертикально-фронтальные и вертикально-боковые - рабочий орган установлен впереди (иногда на корме) или сбоку машины, рабочие органы способны перемещать груз только вверх или вниз;
2) радиально-фронтальные и радиально-боковые - рабочий орган имеет возможность поворота только в вертикальной плоскости на угол до 90°. В лесозаготовительной промышленности такая техника не применяется;
3) перекидные - рабочий орган может поворачиваться в вертикальной плоскости на угол до 180°, что позволяет переносить груз через базовую машину погрузчика (через себя);
4) поворотные - рабочий орган может поворачиваться в вертикальной и горизонтальной плоскостях благодаря стреле, содержащей кроме грузозахвата два или более шарнирно-сочлененных элемента (манипуляторные погрузчики).
Самопогружающиеся лесовозные автопоезда принципиально отличаются по способу погрузки леса.
По этому признаку различают следующие типы автопоездов:
1) с боковой погрузкой с помощью канатно-блочной системы. Силовым органом таких автопоездов является лебедка, управляемая с пульта дистанционного управления, что позволяет водителю-оператору выбирать наиболее удобные позиции во время погрузки или разгрузки. Затаскивание пачки древесины производится с помощью канатно-блочной системы по откидывающимся погрузочным стойкам, расположенным по левому борту машины;
2) с контейнерной погрузкой. Древесину загружают в установленный на земле контейнер специальным мобильным погрузчиком или краном. Загруженный контейнер затаскивается на полуприцеп автопоезда с помощью лебедки, установленной за кабиной машины;
3) с погрузкой с помощью гидроманипулятора (гидрокрана). Автопоезда такого типа могут выполняться в виде хлыстовозов и сортиментовозов. У последних гидроманипулятор может устанавливаться как непосредственно за кабиной машины, так и на корме машины, что позволяет обслуживать и лесовоз, и прицеп при наименьшем требуемом вылете манипулятора.
Основными требованиями, предъявляемыми к машинам и механизмам, используемым на погрузке древесины на лесовозный транспорт, являются:
1. приспособленность к работе с крупногабаритными грузами;
2. возможность набора пачки как с площадки, так и из штабеля;
3. возможность подъема и подтаскивания груза к месту укладки;
4. достаточная грузоподъемность, равная или кратная грузоподъемности подвижного состава;
5. минимальные затраты на монтаж и демонтаж;
6. обязательное обеспечение требований техники безопасности и сохранности подвижного состава при выполнении работ.
Из перечисленных погрузочных машин и механизмов в настоящее время наиболее распространены мобильные челюстные погрузчики перекидного типа и самопогружающиеся лесовозные автопоезда с гидроманипуляторами.
Конструкция технологического оборудования погрузчиков перекидного типа позволяет свести к минимуму маневры машин при выполнении погрузки, что, в свою очередь, сокращает расходы на подготовку погрузочных площадок, особенно на слабых грунтах. Погрузчики фронтального и поворотного типов нашли применение на нижних складах в качестве лесоштабелеров и разгрузчиков лесовозного транспорта. Они используются также на вспомогательных внутрицеховых операциях.
Применение в настоящее время только лесовозных автопоездов с гидроманипуляторами (гидрокранами) обусловлено существенными недостатками автопоездов с канатно-блочной системой и контейнерной загрузкой.
Эти недостатки заключаются в следующем:
1. не устранена ручная прицепка груза;
2. продолжителен цикл погрузки;
3. автопоезда с контейнерной погрузкой требуют дополнительных механизмов для загрузки и разгрузки контейнера.
Автопоезда, оборудованные гидроманипуляторами, также имеют существенный недостаток:
1. установка гидроманипулятора уменьшает полезную грузоподъемность автопоезд;
2. приводит к дополнительным расходам топлива как в грузовом, так и в холостом направлениях.
Поэтому использование таких автопоездов целесообразно при вывозке древесины с небольших лесосек при малых плечах вывозки.
Штабеля запаса должны укладываться глубиной не более 35 м, а в случае укладки и отгрузки хлыстов их комли должны быть ориентированы в сторону вывозки.
Организационные формы работы лесопогрузчиков могут быть различными:
1) в отдельных случаях наиболее целесообразно закреплять погрузчики за автоколоннами, т.е. при изменении маршрута вывозки меняется место работы погрузчиков, например при организации сквозной лесозаготовительной бригады;
2) в других случаях удобнее закреплять погрузчик за лесопунктом. Такой погрузчик будет последовательно производить погрузку на всех лесосеках данного лесопункта, т. е. работать в качестве функционального звена.
При всех формах организации труда должны соблюдаться два условия:
- при работе нескольких автопогрузчиков на одной погрузочной площадке очередь автопоездов к ним должна быть общей;
- при работе погрузчиков должен быть запас древесины.
ОЧИСТКА ЛЕСОСЕК
Согласно ЛК РФ лесопользователи обязаны проводить очистку лесосек от порубочных остатков.
Различают следующие способы очистки лесосек:
1) сбор порубочных остатков в кучи или валы с оставлением их на перегнивание;
2) измельчение порубочных остатков на отрезки длиной 0 5...1,0 м и разбрасывание их по территории лесосеки с обязательным приземлением (приминанием к земле);
3) сбор порубочных остатков в кучи или валы с последующим их сжиганием;
4) укладка порубочных остатков на трелевочные волоки с последующим примятием трактором;
5) «сплошной пал» - сжигание порубочных остатков на всей территории лесосеки без их предварительного сбора.
Сбор порубочных остатков может осуществляться как вручную, так и с помощью специализированных машин, называемых подборщиками.
Затраты на очистку лесосек существенно сокращаются, если технологический процесс лесозаготовок предусматривает вывозку леса в виде деревьев или очистку деревьев от сучьев на верхнем складе. Это позволяет сконцентрировать основную часть порубочных остатков в одном месте. Однако даже при использовании благоприятных технологических процессов очистку лесосек все равно приходится проводить в связи с тем, что при валке и трелевке деревьев значительное число сучьев, а иногда и тонкомерных деревьев и пасынков обламывается (особенно в зимнее время).
Подборщики предназначены для очистки вырубленных лесосек от порубочных остатков. Они могут также применяться для минерализации почвы в целях создания благоприятных условий для естественного лесовозобновления и образования защитных минерализованных полос (вокруг склада ГСМ, при сжигании порубочных остатков и т.д.).
Подборщик представляет собой трелевочный трактор, оснащенный специальным оборудованием для сбора сучьев, вершин, валежа и других лесосечных отходов в условиях нераскорчеванных вырубок, т.е. при наличии пней, затрудняющих его передвижение по лесосеке.
По технологическому признаку различают следующие виды машин для очистки лесосек: для сбора сучьев, веток и других мелких остатков в валы или кучи с оставлением их на площади лесосек; для сбора вершин, валежа и стволовой древесины с их последующей погрузкой и вывозкой с очищаемых лесосек.
По конструкции подборщики подразделяют на следующие типы:
- с грабельным или челюстным собирающим органом;
- с навесным или прицепным оборудованием;
- с механическим или гидравлическим приводом собирающего органа;
- с передним или задним (по отношению к трактору) расположением собирающего органа;
- с базированием на трелевочных тракторах или тракторах общего назначения.
Наиболее распространенный тип подборщика - навесной грабельный подборщик, навешиваемый сзади на трактор.
Недостатками указанного подборщика являются:
1. вдавливание сучьев в грунт гусеницами трактора;
2. ограничение объема собираемой граблями пачки по высоте и ширине;
3. отсутствие у тракториста обзора мест подхода зубьев сгребающего органа непосредственно к препятствиям, что приводит к частым поломкам зубьев;
4. необеспеченность вывозки отходов для дальнейшей утилизации;
5. использование не всей площади под посадки лесных культур, так как валы отходов остаются на лесосеке и являются разносчиками вредителей леса и болезней.
В случаях, когда для лесовозобновления наиболее предпочтительным является измельчение и разбрасывание порубочных остатков по территории лесосеки, помимо ручных моторных инструментов могут использоваться передвижные дробилки и дробильные катки.
Способ дробления имеет ряд преимуществ: его можно вести в течение всего года, ограничивается необходимость в сгребании порубочных остатков в кучи и дежурстве при их сжигании, измельченные порубочные остатки разлагаются значительно быстрее целых.