Организация размещения и крепления груза на судне

2.5.1. Общие требования к размещению груза по трюмам

Наряду с нахождением общего количества груза, которое следует погрузить на судно, необходимо определить количество груза по отдельным трюмам.

Груз размещается равномерно по трюмам для создания нормальной посадки судна, для исключения чрезмерных прогибов и перегибов корпуса судна, большого крена и предельного дифферента. При распределении груза по трюмам рекомендуется размещать его пропорционально вместимости грузовых трюмов.

В реальных условиях при погрузке груза в речных портах, как правило, для судна смешанного плавания создается небольшой дифферент в корму судна с таким расчетом, чтобы с учетом расходования топлива и воды в течение рейса судно проходило участки с ограниченной глубиной на внутренних водных путях без дифферента или с минимальным дифферентом в корму.

Запасы топлива и воды на судне смешанного плавания пополняются при выходе в море из устьевого порта. После прохождения лимитирующих участков пути величина дифферента может регулироваться перемещением судовых запасов (топлива или воды) между определенными цистернами или приемом некоторого количества балласта в соответствующие балластные танки.

Для предварительной оценки размещения груза по отдельным грузовым трюмам судна предлагается использовать формулу:

Pi = Организация размещения и крепления груза на судне - student2.ru , тонн [2.32.]

где: Рi - масса груза в i -oм трюме, тонн;

Vi– объем i -го трюма, м3 (см. табл. 8 Прил. 1);

Ргр - общая масса груза, погруженного во все трюмы, т. (см. табл. 2.4.);

W - грузовместимость судна, м3 (см. табл. 8 Прил. 1 или табл. 2.4.).

Определив количество груза по отдельным грузовым трюмам судна, необходимо определить объем заполнения трюмов грузом, т.е. объем груза в отдельном трюме (с учетом пустот), используя следующую формулу:

V iг = Рi * µ , м3 [2.33.]

где: V iг - объем груза в i - oм трюме (с учетом пустот), м3;

Рi - масса груза в i -oм трюме, тонн;

µ - удельный погрузочный объем груза, м3/т.

2.5.2 Расчет весовых нагрузок при планируемой загрузке судна

Первоначально весовые нагрузки и координаты весовых нагрузок для выполнения рейса для конкретного судна выбираются по таблице 9 Приложения 1. В таблице для каждой статьи весовой нагрузки судна имеются исходные данные для самостоятельных расчетов: вес в тоннах, возвышение центра тяжести над основной линией - аппликата центра тяжести (zg) в метрах, отстояние центра тяжести от миделя судна - абсцисса центра тяжести (хg)в метрах.

Следует обратить внимание, что в таблице 9 отсутствуют данные весовых нагрузок по грузу в трюмах и палубному грузу, а также аппликата центра тяжести палубного груза, которые необходимо рассчитать самостоятельно.

Следует также иметь в виду, что координаты для грузовых трюмов хg и zg приведены для условий полного их заполнения заданным грузом, поэтому, если объем груза в трюме меньше, чем вместимость этого трюма (см. расчет по формуле 2.25), то возвышение центра тяжести этого груза над основной линией - аппликата центра тяжести (zg) определяется по таблице 23 Приложения 1.

Аппликату центра тяжести палубного груза (zпгg) необходимо рассчитать самостоятельно для тех грузов, для которых возникает необходимость размещения на люковых крышках:

zпгg = hдд + hтр + hлк + hпг/2, м [2.34]

где: zпгg - аппликата центра тяжести палубного груза, м;

hдд - высота междудонного пространства (двойного дна), м – (см. табл. 7 Прил. 1);

hтр - высота грузового трюма, м (см. табл. 8 Прил. 1):

hлк - высота люковой крышки, м (см. табл. 8 Прил. 1);

hпг - высота палубного груза, м (расчет - см. ниже).

Высота палубного груза:

а) универсальные контейнеры:

Высота палубного груза определяется перемножением высоты контейнера (находится из справочника по типу контейнера) на количество ярусов (см. ограничения по п. 2.4.2.3).

б) пиломатериалы в пакетах:

Если Р1лк > Р2лк, то максимальная высота палубного груза пиломатериалов является величиной hпг, определенной в п. 2.4.2.3.6). Если Р1лк < Р2лк, то высота палубного груза hпг устанавливается по значению Рлк = Р1лк:

hпг, = Рлк / [ρ * (ln * K1) * (bn* K2)], м [2.35.]

где: ρ - плотная масса пиломатериалов, т/м3 (см. табл. 2.2.);

lп - длина одного пакета пиломатериалов, м (см. табл. 4 Прил. 1);

bп - ширина одного пакета пиломатериалов, м (см. табл.4 Прил. 1);

К1 - коэффициент, определяемый как целое число из соотношения ∑(Lлк / lп ), ед. (округляется в меньшую сторону);

Lлк - длина отдельной люковой крышки (см.табл. 8 Прил. 1);

К2- коэффициент, определяемый как целое число из соотношения Влк / bп, ед. (округляется в меньшую сторону);

Влк - ширина люковых крышек, м (см. табл. 8 Прил. 1);

hпг - высота палубного груза, м определяется по формуле [2.17.]

Высоту палубного груза hпг необходимо представить в виде целого числа с десятичной дробью до одного числа. Если эта величина не совпадает с числом, кратным произведению высоты пакета пиломатериалов на число ярусов, то это означает, что последний ярус палубного груза пиломатериалов загружен не на всю площадь люковых крышек и поэтому дифферент судна можно изменять простым перемещением груза на свободное место.

в) круглый лес, перевозимый россыпью:

Если Р1лк > Р2лк, то максимальная высота штабеля круглого леса ограничена величиной hдопn(см. 2.4.2.З.). Но, еслиР1лк < Р2лк, то высота палубного груза hпг устанавливается по значению Рлк = Р1лк :

Организация размещения и крепления груза на судне - student2.ru , м [2.36.]

где составные части известны по формуле 2.19.

г) трубы большого диаметра: Рлк

Если Р1лк > Р2лк, то максимальная высота штабеля труб большого диаметра определяется по формуле:

hпг = Dн [ 1 + 0,866 (Rтшт - 1)] ,м [2.37.]

где: hпг - фактическая высота штабеля палубного груза труб, м ;

Dн - диаметр трубы, м;

Rтшт - количество ярусов труб в штабеле палубного груза, ед.

Но, если Р1лк < Р2лк ,то масса палубного груза устанавливается по значению Рлк = Р1лк, определенному в п. 2.4.2.3 г). В этом пункте определены и другие характеристики штабеля груза, в т.ч. фактическое количество труб в отдельном штабеле Nfт и число труб в основании штабеля труб Nосн.

Подставляя эти значения в формулу 2.23. и преобразуя ее, следует найти значение Rтшт - количество ярусов труб в штабеле палубного груза, выраженное целым числом с десятичной дробью с одним знаком после запятой. Для нахождения высоты палубного грузаhпг полученное значениеRтшт следует подставить в формулу 2.37.

Значения весовых нагрузок судна, а также значения хg и zg, определенные выше следует внести в таблицу 2.5., в которой остаются незаполненными клетки для значений Мx и Мz. При отсутствии палубного груза строка «палубный груз» не заполняется.

Следующим шагом является определение статических моментов нагрузок относительно миделя (Мx) и основной плоскостью (Мz) для каждого вида весовых нагрузок, для этого в таблице 2.5. каждую весовую нагрузку перемножают на значение абсциссы центра тяжести (хg) и отдельно на значение аппликаты ц.т. (zg). Значения Мх и Мz суммируются.

Значения xg и zg для всей системы судно-груз определяются расчетным путем, при этом сумма моментов Мx и Мz соответственно делится на значение суммы весовых нагрузок судна, представляющих собой весовое водоизмещение судна Δф.

Таблица 2.5.

Расчет весовых нагрузок судна

№/№ Наименование нагрузки Вес (Р), т xg от L/2, м Mх,тм zg от ОЛ, м Mz, тм
Судно порожнем          
Груз в трюме № 1          
Г руз в трюме № ..,          
Палубный груз          
Топливо и масло          
Вода          
Прочие запасы          
  Всего : Δф =   xg =   zg =  

Наши рекомендации