Освоение элементов техники и тактики спортивной борьбы.
Основные положения борьбы
Положение стойка: фронтальная, левосторонняя, правосторонняя, низкая, высокая, средняя
Положение партер: высокий, низкий, положение лёжа на животе, стойка на четвереньках, на одном колене, борцовский мост, полумост
Положения: в начале и конце схватки, формы приветствия.
Дистанция: ближняя, средняя, дальняя, вне захвата
Элементы маневрирования:
В стойке: передвижение вперёд, назад, вправо, влево, шагами с подставлением ноги, с уклонами.
В партере: передвижение вперёд и назад с помощью ног, выседы в упоре лёжа вправо, влево, повороты на боку вокруг вертикальной оси,
Маневрирование в различных стойках: знакомство с различными способами передвижений и действий в заданной стойке посредством игр в касание, маневрирование с элементами произвольного выполнения блокирующих захватов.
3-2 Техника борьбы Приёмы борьбы в партере Партер.Для ведения борьбы в партере обучающимся рекомендовано освоить простейшие перевороты следующих групп приёмов:
1. Скручиванием (захватом двух рук сбоку, захватом предплечья изнутри, захватом рычагом).
2. Залеганием (захватом шеи из-под плеча, переворот ключом, захватом запястья и головы, захватом шеи из-под плеч).
3. Переходом (переворот переходом с ключом и захватом подбородка, переворот переходом с ключом и захватом плеча другой руки).
4. Прогибом (захватом шеи и плеча сбоку, захватом на рычаг).
Стойка
Среди приёмов в стойке наиболее простыми и доступными для изучения являются:
1. Бросок подворотом захватом за руку;
2. Бросок наклоном с различными захватами;
3. Сваливание сбиванием в комбинации с 1 и 2;
4. Перевод в партер нырком;
5. Сваливание скручиванием;
6. Бросок (перевод) вращением;
Броски подворотом с различными захватами составляют обширную группу приёмов борьбы в стойке.
3-3 Тренировочные задания
• Использования сковывающих, опережающих, выводящих из равновесия действий, обманных (вызовы, комбинации, контратаки), действий для проведения захватов, бросков, удержаний, болевых.
• Выведение соперника из равновесия, находясь с ним обоюдном захвате.
• Выполнение изучаемых приёмов с соперником стоящим в разных стойках, с соперником разного роста.
АКРОБАТИКА
Акробатические упражнения входят в число наиболее эффективных средств
специальной физической подготовки борцов. При выполнении различных сальто,
переворотов, перекатов, кувырков, развиваются скоростно-силовые качества,
ориентирование в пространстве, быстрота реакции, навыки само страховки в пространстве при падениях, ловкости.
Данный раздел учебного материала представлен двумя видами упражнений, комплексом элементарных движений, постоянно включаемых в разминку. Основной задачей разминки является исключение травматизма и введение опорно-двигательного аппарата в рабочий тонус.
Предлагается следующий минимальный комплекс:
- передвижение из упора сзади (лицом вперёд, спиной, левым, правым боком);
- из упора лёжа - забегание по кругу (вправо - влево), проходя через упор сзади по формуле: 1-1; 2-2; 1-1 (т.е. один раз вправо, один влево, два раза вправо - два влево и т. д.);
- из упора сзади не отрывая рук от ковра перейти в упор лёжа (5-6 раз);
- передвижение на коленях; лицом вперёд, спиной, правым боком, левым боком (выполняя в ширину зала);
- передвижение на "мосту" (лицом вперёд, ногами вперёд, левым боком, правым боком);
- забегание на "мосту" вправо - влево;
- перевороты через "мост";
- ходьба в стойке на руках (в начале - пробные попытки, постепенно добиваясь, прохождение ковра в ширину при неограниченном количестве начала и падений);
Методика обучения акробатическим элементам (условия выполнения, страховка, организация занимающихся, само страховка) требует определенной подготовленности педагога или подробных методических консультаций специалистов по гимнастике или акробатики. Усложнение заданий осуществляется по мере закрепления и уверенного выполнения обучающимися базовых упражнений.
В подготовке борцов используются следующие акробатические упражнения, объединённые в группы родственных по технике движений:
Перекаты - вращательные движения с последовательным касанием опоры частями тела без переворота через голову (например, из положения, лёжа вытянувшись перекаты в сторону).
Кувырки - вращательные движения, типа перекатов, но с переворотом через голову.
Перевороты без фазы полёта - движение тела вперёд, назад или в сторону с переворотом через голову. ( Переворот боком, переворот назад через "мост" и т. д.).
Перевороты с фазой полёта - прыжковые движения с переворотом тела вперёд или назад через голову с отталкиванием руками и ногами (переворот вперёд с места и с разбега, фляг, и т.д.
Сальто - движение с полным переворотом тела через голову вперёд или назад, в сторону без промежуточной опоры руками.
Безусловным требованием является достаточная степень владением данными упражнениями. В этом случае не расходуется время на объяснение неспецифических действий и гарантируется безопасность занятий. Освоение акробатических упражнений целесообразно планировать в начале подготовительного периода тренировки, отводя достаточное время в каждом занятии.
ЗАЧЁТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
По общей физической подготовке. В течение года в соответствии с планом годичного цикла сдавать контрольные нормативы, соответствующие возрасту и году обучения.
По специальной физической подготовке. Выполнение на оценку специальных упражнений борца и сдача контрольных нормативов в соответствии с требованиями каждого года обучения.
По технико-тактической подготовке. Знать и уметь выполнять элементы техники и тактики в соответствии с программным материалом. Выполнять приём, защиту, контрприём в стойке и партере, в соответствии с программным материалом.
По психологической подготовке. Соблюдать режим дня, тренировочный режим. Выполнять упражнения различной трудности, требующих проявление волевых качеств.
По теоретической подготовке. Знать и уметь применять на практике программный материал соответствующий году обучения.
Нормативы для групп спортивно-оздоровительной подготовки
Контрольные упражнения | мальчики | ||
«Челночный бег» 3х10 м, с | 8,5 | 9,3 | 10,0 |
Подтягивания на высокой перекладине из виса (кол-во раз) | |||
Подтягивания на низкой перекладине из виса лежа (кол-во раз) | - | - | - |
Отжимание в упоре лежа (кол-во раз) | |||
Упор углом на брусьях, с | |||
Поднимание туловища из положения лежа на спине с фиксированными стопами (кол-во раз) | - | - | - |
Прыжок в длину с места, см | |||
Метание набивного мяча(1 кг) из-за головы с места, м | 13,5 | 12,0 | 10,7 |
Техническая подготовка | |||
5 4 | |||
Исходное положение | Выполнение в одном | Нарушение темпа, | Выполнение в одну |
«борцовский мост» | темпе в обе стороны | смещение головы | сторону, мелкие шаги, |
забегания вокруг | без прыжков | и рук | значительное смещение |
головы (по 5 раз в | относительно и.п. | головы и рук | |
каждую сторону) | относительно и.п. | ||
Варианты | Высокий полет, | Недостаточно | Падение через сторону, |
самостраховки | мягкое приземление, | высокий полет, | удар туловищем о ковер, |
правильная | падение с | жестокое приземление, | |
амортизация руками | касанием головой | ошибки при группировке | |
Владение техникой | Демонстрация без | Демонстрация с | Демонстрация с |
греко-римской борьбы | ошибок с названием | некоторыми | серьезными ошибками, |
из всех основных | приема | ошибками и | неправильно назван прием |
классификационных | названием | ||
групп | приемов |
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Теоретическая подготовка может проводиться не только в форме теоретических занятий, лекций, бесед, но и как элемент практических занятий непосредственно в процессе спортивной тренировки. В этих случаях теоретические занятия органически связаны с физической, технико-тактической и морально-волевой подготовкой. В процессе теоретических занятий целесообразно шире использовать активные методы обучения: проблемный метод анализа конкретных ситуаций, программированное обучение.
Теоретические знания должны иметь определённую целевую направленность: вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях учебно-тренировочного занятия.
Учебный материал распределяется на весь учебный год. При проведении теоретических занятий в группах спортивно-оздоровительной подготовки, следует учитывать возраст занимающихся и излагать теоретический материал в доступной им форме, без сложных специальных терминов. В зависимости от конкретных условий работы в план теоретической подготовки можно вносить коррективы.
В содержании учебного материала для групп спортивно-оздоровительной подготовки выделено 6 основных тем: