Основные морфологические и психолого-педагогические особенности
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа по спортивной борьбе(греко-римской) разработана в соответствии с частью 4 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации от 4 декабря 2007 года №329-ФЗ «о физической культуре и спорте Российской Федерации», методическими рекомендациями по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, приказом Минспорта РФ «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельностью в области физической культуры и спорта» от 27.12.2013 г. № 1125, приказом Минспорта России от 27.03.2013 N 145 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивная борьба".
Программа реализует на практике следующие принципы:
> Непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп детей на всех этапах их жизнедеятельности.
> Учёта интересов всех заинтересованных сторон при разработке и реализации образовательных программ области физической культуры и спорта.
> Создание благоприятных условий для физического развития детей.
Нормативная часть программы определяет задачи деятельности групп спортивно-оздоровительной подготовки отделения спортивной борьбы. Режимы тренировочной работы, основные требования по общефизической и технической подготовке. Условия зачисления в группы спортивно-оздоровительной подготовки и перевода занимающихся на последующие года обучения этапов многолетней подготовки.
В методической части программы раскрываются характерные черты подготовки юных спортсменов в группах спортивно-оздоровительной подготовки, как единого непрерывного процесса. Рекомендуемая направленность тренировочного процесса с учётом возрастных благоприятных фаз возрастного развития физических качеств.
Новизна данной программы заключается в необходимости разработки и использования в практике методических материалов для работы с детьми с 6-9 лет.
Актуальность программы заключается в том, что у взрослого и детского населения России в последнее десятилетие значительно понижаются показатели критериев здоровья, мотивации здорового образа жизни. Поэтому мотивацию детей к здоровому образу жизни необходимо начинать с дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель программы:Формирование здорового образа жизни обучающихся посредством занятий в объединении спортивной борьбы.
Задачи программы:
> Укрепление здоровья и закаливание организма детей
> Устранение недостатков физического развития
> Овладение жизненно необходимыми двигательными навыками
> Формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям борьбой.
> Развитие и воспитание физических качеств (гибкость, быстроты, выносливости, силовых и координационных возможностей)
> Обучение основам технико-тактической подготовки борьбы
> Воспитание морально-этических и волевых качеств.
> Подготовка к зачислению в группы начальной подготовки
Для реализации данной программы в МКУ ДО «Богучарская ДЮСШ» есть все необходимые условия - это квалифицированные педагоги, финансовое обеспечение, материально-техническая база.
Ожидаемый конечный результат освоения образовательной программы:
Улучшение качества набора в группы начальной подготовки, в том числе способных и одарённых детей. Возможность педагогического мониторинга в течение нескольких лет, позволяющего выявить и устранить недостатки физического развития детей. В результате к началу занятий в группах начальной подготовки, у обучающихся будут сформированы основы мотивации к занятиям физической культурой и спортом. В результате обеспечения занятости детей, сократятся случаи правонарушений среди них.
Формы предъявления результатов:
- промежуточная, итоговая аттестация;
- выступление на внутренних мероприятиях, городских соревнованиях и турнирах (протоколы, грамоты, дипломы)
- портфолио.
I. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Особенности набора
К спортивно – оздоровительной подготовке допускаются все лица, желающие заниматься спортивной борьбой, не имеющие медицинских противопоказаний (имеющих письменное разрешение врача). Продолжительность этапа не ограничена, охватывает весь период занятий в объединении. В группах спортивно-оздоровительной подготовки осуществляется физкультурно-спортивная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладение основами технико-тактической подготовки в спортивной борьбе.
В настоящей программе существует спортивно-оздоровительный этап. В данную программу включены учебный план, распределение программного материала по годам обучения.
Численный состав занимающихся, объем тренировочной работы в спортивно-оздоровительных группах устанавливается в соответствии с локальными нормативными актами Учреждения, рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, муниципальных нормативных актов.
Максимальный состав спортивно-оздоровительных групп не должен превышать двух минимальных с учетом соблюдения правил техники безопасности на тренировочных занятиях. Возраст занимающихся 7-9 лет.
Критерии оценки деятельности спортивно-оздоровительных групп: стабильность состава занимающихся и посещаемость тренировочных занятий; динамика индивидуальных показателей развития физических качеств; уровень освоения знаний гигиены и самоконтроля.
1.2. Общие требования к организации тренировочного процесса.
На основании нормативной части программы разрабатываются планы подготовки с учетом имеющихся условий.
1. Уменьшение недельной тренировочной нагрузки и перевод учащихся в последующие группы обучения обуславливаются соответствующим возрастом, стажем занятий, выполнением контрольных нормативов по ОФП, разрешением врача.
2. Возраст учащихся определяется годом рождения и является минимальным для зачисления в спортивно-оздоровительную группу.
3. Установленная недельная тренировочная нагрузка является максимальной.
Примерный учебный план для отделения спортивной борьбы представлен с расчетом на 36 недель тренировочных занятий.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ В СПОРТИВНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ
Организация тренировочного процесса по спортивной борьбе и его содержания на первых этапах спортивно-оздоровительной подготовки принципиальных различий не имеет. Естественное постепенное повышение тренировочных требований решает укрепление здоровья учащихся, развитие специфических качеств, необходимых в единоборствах, ознакомление с техническим арсеналом, привития любви к спорту и устойчивого интереса к дальнейшим занятиям борьбой.
При расчёте времени на каждый из основных видов заданий на тренировках продолжительностью 45, 60 и 90 минут рекомендуется придерживаться следующей схемы его распределения:
• Обязательный комплекс упражнений (в разминке) 3 - 5 мин.
• Элементы акробатики 6 - 10 мин.
• Игры в касания 4 - 7 мин.
• Освоение захватов 6 - 10 мин.
• Упражнения на борцовском мосту 5 - 7 мин. Оставшееся время тренировочного занятия может быть использовано на
изучение и совершенствование подводящих упражнений, элементов техники борьбы, оценочных приёмов в партере и стойке в пропорции 3:1.
Основой отбора учебного материала для групп спортивно-оздоровительной подготовки должен быть спортивно-игровой метод организации и проведения тренировочных занятий.
Подбор игр и игровых комплексов с элементами спортивной борьбы позволит более объективно оценивать пригодность подростка к занятиям спортивной борьбой по таким важным качествам, как уменье «видеть» соперника, реагировать на его конкретные действия, выявить «бойцовский характер», умение переносить болевые ощущения и т.п. Одновременно с этим решать задачи воспитания, приспособление их к специфике единоборства, так как игровой материал является удачной формой постепенной адаптацией детей к предстоящему спортивному образу жизни. В данном случае речь идёт не об играх ради игры, а о средствах и методах, содержащих специфику соревновательной деятельности и огромные возможности общеразвивающего характера.
Программный материал первых лет обучения должен предусматривать возможность работы с детьми, имеющими некоторый избыточный вес, неяркое проявление некоторых физических качеств, которые являются следствием условий жизни (обильного питания, малоподвижный образ жизни), но которым не противопоказаны занятия спортом.
Периодизация тренировки в группах спортивно-оздоровительной направленности достаточно условна, поскольку основной задачей является ознакомление занимающихся с основными средствами подготовки спортсмена-борца, с особенностями соревновательного единоборства через участие в соревнованиях по специализированным игровым комплексам и по правилам мини-борьбы.
Примерный годовой план распределения учебных часов для СОГ (спортивно-оздоровительные группы-4 часа)
Виды подготовки | всего | месяц | ||||||||||
IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | VI | VII | ||
Теоретические занятия | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||
ОФП | ||||||||||||
СФП | ||||||||||||
Психологическая подготовка | ||||||||||||
Технико-тактическая подготовка | ||||||||||||
Соревнования | - | - | - | - | - | - | ||||||
Медицинский контроль | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||
Зачетные требования | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||
Всего |
Примерный годовой план распределения учебных часов для СОГ (спортивно-оздоровительные группы-6 часов)
Виды подготовки | всего | месяц | ||||||||||
IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | VI | VII | ||
Теоретические занятия | - | - | ||||||||||
ОФП | ||||||||||||
СФП | ||||||||||||
Психологическая подготовка | - | - | - | - | - | |||||||
Технико-тактическая подготовка | ||||||||||||
Соревнования | - | - | - | - | - | - | ||||||
Медицинский контроль | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||
Зачетные требования | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||
Всего |
СРЕДСТВА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Одно из главных требований, которое следует учитывать в процессе планирования тренировочных заданий в группах спортивно-оздоровительной подготовки, заключается в том, чтобы средства, вводимые в тренировку постепенно обновлялись и усложнялись. Это необходимо для того, чтобы обеспечить расширение и пополнение запаса двигательных координаций (умений и навыков), необходимых в борьбе.
ИГРЫ В ДЕБЮТЫ (ИГРЫ С НЕОБЫЧНЫМ НАЧАЛОМ ПОЕДИНКА).
После ознакомления с играми в касание, овладение навыками в блокирующие и атакующие захваты на фоне теснения соперника обучающимся предлагается этот же игровой вариант реализовать в более сложных условиях - начинать и продолжать поединок, находясь, в различных позах и положениях по отношению друг к другу:
> спина к спине
> левый бок к левому
> правый бок к правому
> левый бок к правому
> правый бок к левому соперники разошлись и встретились
> один партнёр на коленях, другой стоя.
> оба соперника на коленях
> соперники лежат на спине (левым боком к правому и наоборот)
Игры в дебюты: данный комплекс игр должен явиться одним из основных во всей сей системе игр, используемых для закрепления и совершенствования приобретённых навыков и качеств в усложнённых условиях. Суть игры - начать поединок, находясь в различных позах и положениях относительно друг к друга. Быстрая ориентировка и неожиданно сложившейся ситуации, искусство владеть своим телом, ловкий манёвр помогают эффективно начать прерванный поединок, в наиболее выгодных и даже в невыгодных условиях. Своевременно блокировать или ограничивать действия соперника.
Цель задания заключается в том, что побеждает тот, кто вынудил соперника за пределы круга (наступил на черту), коснулся ковра заранее указанной частью тела, положил соперника на лопатки.
Игры в дебюты позволяют оценить, на сколько усвоен весь предыдущий материал, каким способам действий отдают предпочтенье ученики. Время, отводимое на решения поставленной задачи, не должно превышать 10 - 15 секунд.
Игры в перетягивания для развития силовых качеств:парные и групповые перетягивание захватом за руки, за палку, перетягивание каната.
Игры за овладение обусловленного предмета для формирования навыков маневрирования, развития скоростных и скоростно- силовых качеств.
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Основные положения борьбы
Положение стойка: фронтальная, левосторонняя, правосторонняя, низкая, высокая, средняя
Положение партер: высокий, низкий, положение лёжа на животе, стойка на четвереньках, на одном колене, борцовский мост, полумост
Положения: в начале и конце схватки, формы приветствия.
Дистанция: ближняя, средняя, дальняя, вне захвата
Элементы маневрирования:
В стойке: передвижение вперёд, назад, вправо, влево, шагами с подставлением ноги, с уклонами.
В партере: передвижение вперёд и назад с помощью ног, выседы в упоре лёжа вправо, влево, повороты на боку вокруг вертикальной оси,
Маневрирование в различных стойках: знакомство с различными способами передвижений и действий в заданной стойке посредством игр в касание, маневрирование с элементами произвольного выполнения блокирующих захватов.
3-2 Техника борьбы Приёмы борьбы в партере Партер.Для ведения борьбы в партере обучающимся рекомендовано освоить простейшие перевороты следующих групп приёмов:
1. Скручиванием (захватом двух рук сбоку, захватом предплечья изнутри, захватом рычагом).
2. Залеганием (захватом шеи из-под плеча, переворот ключом, захватом запястья и головы, захватом шеи из-под плеч).
3. Переходом (переворот переходом с ключом и захватом подбородка, переворот переходом с ключом и захватом плеча другой руки).
4. Прогибом (захватом шеи и плеча сбоку, захватом на рычаг).
Стойка
Среди приёмов в стойке наиболее простыми и доступными для изучения являются:
1. Бросок подворотом захватом за руку;
2. Бросок наклоном с различными захватами;
3. Сваливание сбиванием в комбинации с 1 и 2;
4. Перевод в партер нырком;
5. Сваливание скручиванием;
6. Бросок (перевод) вращением;
Броски подворотом с различными захватами составляют обширную группу приёмов борьбы в стойке.
3-3 Тренировочные задания
• Использования сковывающих, опережающих, выводящих из равновесия действий, обманных (вызовы, комбинации, контратаки), действий для проведения захватов, бросков, удержаний, болевых.
• Выведение соперника из равновесия, находясь с ним обоюдном захвате.
• Выполнение изучаемых приёмов с соперником стоящим в разных стойках, с соперником разного роста.
АКРОБАТИКА
Акробатические упражнения входят в число наиболее эффективных средств
специальной физической подготовки борцов. При выполнении различных сальто,
переворотов, перекатов, кувырков, развиваются скоростно-силовые качества,
ориентирование в пространстве, быстрота реакции, навыки само страховки в пространстве при падениях, ловкости.
Данный раздел учебного материала представлен двумя видами упражнений, комплексом элементарных движений, постоянно включаемых в разминку. Основной задачей разминки является исключение травматизма и введение опорно-двигательного аппарата в рабочий тонус.
Предлагается следующий минимальный комплекс:
- передвижение из упора сзади (лицом вперёд, спиной, левым, правым боком);
- из упора лёжа - забегание по кругу (вправо - влево), проходя через упор сзади по формуле: 1-1; 2-2; 1-1 (т.е. один раз вправо, один влево, два раза вправо - два влево и т. д.);
- из упора сзади не отрывая рук от ковра перейти в упор лёжа (5-6 раз);
- передвижение на коленях; лицом вперёд, спиной, правым боком, левым боком (выполняя в ширину зала);
- передвижение на "мосту" (лицом вперёд, ногами вперёд, левым боком, правым боком);
- забегание на "мосту" вправо - влево;
- перевороты через "мост";
- ходьба в стойке на руках (в начале - пробные попытки, постепенно добиваясь, прохождение ковра в ширину при неограниченном количестве начала и падений);
Методика обучения акробатическим элементам (условия выполнения, страховка, организация занимающихся, само страховка) требует определенной подготовленности педагога или подробных методических консультаций специалистов по гимнастике или акробатики. Усложнение заданий осуществляется по мере закрепления и уверенного выполнения обучающимися базовых упражнений.
В подготовке борцов используются следующие акробатические упражнения, объединённые в группы родственных по технике движений:
Перекаты - вращательные движения с последовательным касанием опоры частями тела без переворота через голову (например, из положения, лёжа вытянувшись перекаты в сторону).
Кувырки - вращательные движения, типа перекатов, но с переворотом через голову.
Перевороты без фазы полёта - движение тела вперёд, назад или в сторону с переворотом через голову. ( Переворот боком, переворот назад через "мост" и т. д.).
Перевороты с фазой полёта - прыжковые движения с переворотом тела вперёд или назад через голову с отталкиванием руками и ногами (переворот вперёд с места и с разбега, фляг, и т.д.
Сальто - движение с полным переворотом тела через голову вперёд или назад, в сторону без промежуточной опоры руками.
Безусловным требованием является достаточная степень владением данными упражнениями. В этом случае не расходуется время на объяснение неспецифических действий и гарантируется безопасность занятий. Освоение акробатических упражнений целесообразно планировать в начале подготовительного периода тренировки, отводя достаточное время в каждом занятии.
ЗАЧЁТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
По общей физической подготовке. В течение года в соответствии с планом годичного цикла сдавать контрольные нормативы, соответствующие возрасту и году обучения.
По специальной физической подготовке. Выполнение на оценку специальных упражнений борца и сдача контрольных нормативов в соответствии с требованиями каждого года обучения.
По технико-тактической подготовке. Знать и уметь выполнять элементы техники и тактики в соответствии с программным материалом. Выполнять приём, защиту, контрприём в стойке и партере, в соответствии с программным материалом.
По психологической подготовке. Соблюдать режим дня, тренировочный режим. Выполнять упражнения различной трудности, требующих проявление волевых качеств.
По теоретической подготовке. Знать и уметь применять на практике программный материал соответствующий году обучения.
Нормативы для групп спортивно-оздоровительной подготовки
Контрольные упражнения | мальчики | ||
«Челночный бег» 3х10 м, с | 8,5 | 9,3 | 10,0 |
Подтягивания на высокой перекладине из виса (кол-во раз) | |||
Подтягивания на низкой перекладине из виса лежа (кол-во раз) | - | - | - |
Отжимание в упоре лежа (кол-во раз) | |||
Упор углом на брусьях, с | |||
Поднимание туловища из положения лежа на спине с фиксированными стопами (кол-во раз) | - | - | - |
Прыжок в длину с места, см | |||
Метание набивного мяча(1 кг) из-за головы с места, м | 13,5 | 12,0 | 10,7 |
Техническая подготовка | |||
5 4 | |||
Исходное положение | Выполнение в одном | Нарушение темпа, | Выполнение в одну |
«борцовский мост» | темпе в обе стороны | смещение головы | сторону, мелкие шаги, |
забегания вокруг | без прыжков | и рук | значительное смещение |
головы (по 5 раз в | относительно и.п. | головы и рук | |
каждую сторону) | относительно и.п. | ||
Варианты | Высокий полет, | Недостаточно | Падение через сторону, |
самостраховки | мягкое приземление, | высокий полет, | удар туловищем о ковер, |
правильная | падение с | жестокое приземление, | |
амортизация руками | касанием головой | ошибки при группировке | |
Владение техникой | Демонстрация без | Демонстрация с | Демонстрация с |
греко-римской борьбы | ошибок с названием | некоторыми | серьезными ошибками, |
из всех основных | приема | ошибками и | неправильно назван прием |
классификационных | названием | ||
групп | приемов |
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Теоретическая подготовка может проводиться не только в форме теоретических занятий, лекций, бесед, но и как элемент практических занятий непосредственно в процессе спортивной тренировки. В этих случаях теоретические занятия органически связаны с физической, технико-тактической и морально-волевой подготовкой. В процессе теоретических занятий целесообразно шире использовать активные методы обучения: проблемный метод анализа конкретных ситуаций, программированное обучение.
Теоретические знания должны иметь определённую целевую направленность: вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях учебно-тренировочного занятия.
Учебный материал распределяется на весь учебный год. При проведении теоретических занятий в группах спортивно-оздоровительной подготовки, следует учитывать возраст занимающихся и излагать теоретический материал в доступной им форме, без сложных специальных терминов. В зависимости от конкретных условий работы в план теоретической подготовки можно вносить коррективы.
В содержании учебного материала для групп спортивно-оздоровительной подготовки выделено 6 основных тем:
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Возрастание роли физической культуры и спорта как средства воспитания юных спортсменов обуславливает повышение требований к воспитательной работе. При этом важным условием успешной работы с юными спортсменами является единство воспитательных воздействий на формирование личности юного спортсмена - итог комплексного влияния факторов социальной системы воспитания, в том числе семьи, образовательной школы, коллектива педагогов учреждения дополнительного образования детей.
Методологические и методические принципы воспитания
•Общечеловеческие ценности, национальная, патриотическая идея, приоритет
личности.
Педагогические принципы воспитания
• Гуманистический характер (первоочередной учтёт запросов и интересов занимающихся)
• Воспитание в процессе спортивной деятельности
• Сочетание требовательности с уважением к личности юных спортсменов
• Единство обучения и воспитания
• Воспитание в коллективе и через коллектив Главные направления воспитательного процесса
• Государственно-патриотическое (формирует патриотизм и верность Отечеству)
• Нравственное (вырабатывает чувство долга, честь, совесть, уважение и доброту)
• Профессиональные качества (волевые и физические)
• Социально-правовое (воспитывает законопослушность)
•Социально-психологическое (формирует положительный морально-психологический
климат в коллективе)
ЛИТЕРАТУРА
1. Игуменов В.М. Подливаев Б. А. Основы методики обучения в спортивной борьбе.М,198б.3бс.
2. Иваницкий А.В. Решающий поединок. - М.: ФиС, 1981. - 175 с.
3. Крепчук И. Л. Рудницкий В. Л., Специализированные подвижные игры - единоборства. Минск: Изд-во «Четыре четверти», 1998 г.
4. Миндиашвили Д.Т., Завьялов А.Н. Система подготовки борцов международного класса. Красноярск 1996 -102 с.
5. Пилоян Р. А.,. Мотивация спортивной деятельности. - М.: ФИС.1984. - 104 с.
6. Пилоян Р. А., Суханов А. Д. Многолетняя подготовка спортсменов - единоборцев. Учеб. пособие - Малаховка 1999
7. Подливаев Б. А., Сусоколов Н.Н. Пути совершенствования учебно-тренировочного
процесса по спортивной борьбе. Метод, пособие.-М.: ФОН, 1997. -39 с.
8. Преображенский С. А. Борьба - занятие мужское. - М.: ФиС, 1978. - 176 с.
9. Савенков Г.И. Психолого-педагогическое воздействие на человека в системе спортивной тренировки (Психологическая подготовка спортсмена): Учеб.пособие для преп. ИФК.-М.'2001г
10. Станков А. К. Климин В.П. Письменский И.А. Индивидуализация подготовки борцов М. ФИС, 1984г
11. Туманян П.С. Спортивная борьба: Отбор и планирование. М. ФИС, 1984.-144С.
12. Туманян Г. С., Спортивная борьба: Теория, методика, организация тренировки: Учебное пособие в 4-х кн. - М: Советский спорт, 1997.
13. Шептов А.А., Климин В. П. Выносливость борцов.- М.: ФИС,1979. - 142 с.
14. Юшков О.П. Мишуков А.В. Джгамадзе Р.Г. Спортивная борьба: Книга для тренеров. М. 1977. 83с.
15. Юшков О.П. Шпанов В.И., Спортивная борьба - М.: МГИУ, 2001.-92 с.
16. Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации от 12.05.2014 г.
17. Приказ Минспорта РФ «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта » от 27.12.2013 г. № 1125
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа по спортивной борьбе(греко-римской) разработана в соответствии с частью 4 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации от 4 декабря 2007 года №329-ФЗ «о физической культуре и спорте Российской Федерации», методическими рекомендациями по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, приказом Минспорта РФ «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельностью в области физической культуры и спорта» от 27.12.2013 г. № 1125, приказом Минспорта России от 27.03.2013 N 145 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивная борьба".
Программа реализует на практике следующие принципы:
> Непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп детей на всех этапах их жизнедеятельности.
> Учёта интересов всех заинтересованных сторон при разработке и реализации образовательных программ области физической культуры и спорта.
> Создание благоприятных условий для физического развития детей.
Нормативная часть программы определяет задачи деятельности групп спортивно-оздоровительной подготовки отделения спортивной борьбы. Режимы тренировочной работы, основные требования по общефизической и технической подготовке. Условия зачисления в группы спортивно-оздоровительной подготовки и перевода занимающихся на последующие года обучения этапов многолетней подготовки.
В методической части программы раскрываются характерные черты подготовки юных спортсменов в группах спортивно-оздоровительной подготовки, как единого непрерывного процесса. Рекомендуемая направленность тренировочного процесса с учётом возрастных благоприятных фаз возрастного развития физических качеств.
Новизна данной программы заключается в необходимости разработки и использования в практике методических материалов для работы с детьми с 6-9 лет.
Актуальность программы заключается в том, что у взрослого и детского населения России в последнее десятилетие значительно понижаются показатели критериев здоровья, мотивации здорового образа жизни. Поэтому мотивацию детей к здоровому образу жизни необходимо начинать с дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель программы:Формирование здорового образа жизни обучающихся посредством занятий в объединении спортивной борьбы.
Задачи программы:
> Укрепление здоровья и закаливание организма детей
> Устранение недостатков физического развития
> Овладение жизненно необходимыми двигательными навыками
> Формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям борьбой.
> Развитие и воспитание физических качеств (гибкость, быстроты, выносливости, силовых и координационных возможностей)
> Обучение основам технико-тактической подготовки борьбы
> Воспитание морально-этических и волевых качеств.
> Подготовка к зачислению в группы начальной подготовки
Для реализации данной программы в МКУ ДО «Богучарская ДЮСШ» есть все необходимые условия - это квалифицированные педагоги, финансовое обеспечение, материально-техническая база.
Ожидаемый конечный результат освоения образовательной программы:
Улучшение качества набора в группы начальной подготовки, в том числе способных и одарённых детей. Возможность педагогического мониторинга в течение нескольких лет, позволяющего выявить и устранить недостатки физического развития детей. В результате к началу занятий в группах начальной подготовки, у обучающихся будут сформированы основы мотивации к занятиям физической культурой и спортом. В результате обеспечения занятости детей, сократятся случаи правонарушений среди них.
Формы предъявления результатов:
- промежуточная, итоговая аттестация;
- выступление на внутренних мероприятиях, городских соревнованиях и турнирах (протоколы, грамоты, дипломы)
- портфолио.
I. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Особенности набора
К спортивно – оздоровительной подготовке допускаются все лица, желающие заниматься спортивной борьбой, не имеющие медицинских противопоказаний (имеющих письменное разрешение врача). Продолжительность этапа не ограничена, охватывает весь период занятий в объединении. В группах спортивно-оздоровительной подготовки осуществляется физкультурно-спортивная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладение основами технико-тактической подготовки в спортивной борьбе.
В настоящей программе существует спортивно-оздоровительный этап. В данную программу включены учебный план, распределение программного материала по годам обучения.
Численный состав занимающихся, объем тренировочной работы в спортивно-оздоровительных группах устанавливается в соответствии с локальными нормативными актами Учреждения, рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, муниципальных нормативных актов.
Максимальный состав спортивно-оздоровительных групп не должен превышать двух минимальных с учетом соблюдения правил техники безопасности на тренировочных занятиях. Возраст занимающихся 7-9 лет.
Критерии оценки деятельности спортивно-оздоровительных групп: стабильность состава занимающихся и посещаемость тренировочных занятий; динамика индивидуальных показателей развития физических качеств; уровень освоения знаний гигиены и самоконтроля.
1.2. Общие требования к организации тренировочного процесса.
На основании нормативной части программы разрабатываются планы подготовки с учетом имеющихся условий.
1. Уменьшение недельной тренировочной нагрузки и перевод учащихся в последующие группы обучения обуславливаются соответствующим возрастом, стажем занятий, выполнением контрольных нормативов по ОФП, разрешением врача.
2. Возраст учащихся определяется годом рождения и является минимальным для зачисления в спортивно-оздоровительную группу.
3. Установленная недельная тренировочная нагрузка является максимальной.
Примерный учебный план для отделения спортивной борьбы представлен с расчетом на 36 недель тренировочных занятий.
Основные морфологические и психолого-педагогические особенности
Дошкольный и младший школьный возраст является весьма благоприятным периодом для разучивания новых движений. Примерно до 90% общего объёма двигательных навыков, приобретаемых в течение всей жизни человека, осваивается в возрасте от 6 до 12 лет. Поэтому разучивание большого количества новых разнообразных движений является основным требованием к содержанию физической подготовки детей этого возраста. Чем больше разнообразных движений будет освоено в этом периоде, тем лучше в дальнейшем будут осваиваться сложные технико-тактические действия борьбы.
В этом возрасте у детей наблюдается не устойчивое внимание. Для поддержания устойчивого внимания следует создать на тренировочном занятии повышенный эмоциональный уровень, используя в основном игровые формы, оценку действий каждого ребёнка, метод поощрения.
Для детей 6-9 летнего возраста свойственно конкретно-образное мышление. Поэтому особенно важным на занятиях является дос<