Спасание людей из зданий повышенной этажности
Пожары, произошедшие в ЗПЭ, показывают, что осуществить эвакуацию всех людей до наступления в здании предельно допустимых значений опасных факторов пожара в большинстве случаев невозможно. Скорость распространения дыма и тепловых потоков настолько велика, что даже при работающей системе противодымной защиты люди могут быть блокированы в помещениях не только на этаже пожара, но и на других этажах.
Во время эвакуации людей и тушения пожара РТП должен постоянно поддерживать связь с центральным узлом пожарной связи (дежурно-диспетчерской службой). Люди, отрезанные огнём от путей эвакуации, часто звонят в пожарную охрану с просьбой о помощи. На дежурный состав ЦУС (ЦППС, ПСЧ) возлагаются задачи оказания посильной помощи гражданам. Для того, чтобы действия диспетчеров были эффективными, они должны пройти специальное обучение по приёму заявок о пожарах в ЗПЭ.
При поступлении заявки о необходимости оказания помощи дежурный диспетчер ЦУС (ЕДДС, ПСЧ) обязан (по возможности):
• установить местонахождение человека (корпус, подъезд, этаж, номер квартиры или гостиничный номер), которому необходима помощь; при обращении за помощью иностранцев руководствоваться соответствующими инструкциями, привлекать для уточнения ситуации переводчиков или знающих иностранный язык сотрудников;
• получить сведения об опасности, угрожающей жизни человека (задымление, высокая температура и т. д.);
• сообщить РТП о месте нахождения людей, жизни которых угрожает опасность;
• сообщить человеку, обратившемуся за помощью, о том, что пожарные подразделения направлены к месту пожара и в ближайшее время ему будет оказана помощь, и дать краткие рекомендации по мерам, которые следует принимать в возникшей ситуации;
• получить через заявителя сведения об опасности для жизни других людей, а также о возможности их самостоятельного передвижения;
• установить возможность использования для эвакуации существующих путей, а также зон (мест), где обеспечивается кратковременная безопасность пребывания людей, например балконы или лоджии с глухими простенками, зоны безопасности в зданиях последней постройки;
• указать людям возможные пути эвакуации;
• рекомендовать такие действия, как уплотнение притворов дверей, защиту органов дыхания, оказание помощи женщинам и детям;
• предупредить о недопустимости выпрыгивания из окон, расположенных на 3-м этаже и выше, и выхода на пути эвакуации, блокированные огнём и дымом;
• указать, при согласовании с РТП, возможные подручные средства спасания для осуществления перехода с этажа пожара на другие этажи;
• определить наиболее безопасные приёмы движения по задымленным помещениям и путям эвакуации;
• направить к месту пожара дополнительные силы и средства, необходимые для проведения спасательных работ;
• вести опросный лист на диспетчерском пункте при пожаре в ЗПЭ.
Пожарные подразделения по прибытию к месту пожара немедленно приступают к оказанию помощи людям. Учитывая особенности развития пожара в ЗПЭ, работы по эвакуации и спасанию людей следует осуществлять быстро. Эвакуация людей в первую очередь производится по незадымленным лестничным клеткам, пожарными лифтами, по маршевым лестницам и лестницам, соединяющим балконы и лоджии здания.
Время эвакуации по лecтничнoй клетке зависит от её высоты и конструктивно-планировочного решения, от натренированности, физической подготовленности и слаженности в работе личного состава пожарных подразделений. Результаты экспериментов по проведению спасательных работ в 28-этажном здании отражены в табл. 4.1.
В крайнем случае, допускается вывод людей через задымленные помещения в безопасные зоны с помощью аппаратов СК-4, запасных масок к противогазам, самоспасателей типа СПП-2,4, а также на балконы или лоджии с наветренной стороны здания. С подветренной стороны здания балконы и лоджии быстро задымляются, и пребывание на них небезопасно для людей. Это же относится к любым балконам и лоджиям в безветренную погоду. Спасательные работы можно проводить путём вывода людей к оконным проёмам с дальнейшим спуском их по автолестницам, при помощи спасательных верёвок, ручных пожарных лестниц и других специальных устройств или приборов. Однако обеспечить по автолестницам массовую эвакуацию из ЗПЭ невозможно, так как высота подъёма автолестниц ограничена и перестановка их в условиях пожара занимает много времени.
При решении РТП использовать для эвакуации людей автолестницы и коленчатые подъёмники, необходимо знать и учитывать их тактико-технические данные, и параметры работы.
На многих пожарах для эвакуации людей из ЗПЭ успешно использовался комбинированный способ применения автомобильных и ручных лестниц. Автомобильная лестница устанавливалась к горящему зданию и выдвигалась на максимальную высоту. Затем пожарные поднимались по ней со штурмовой лестницей и с её помощью проникали в вышележащие этажи.
Таблица 4.1
Действия | Этаж | Время, с |
Подъём с первого этажа здания звена ГДЗС в составе 6 человек без включения в СИЗОД | ||
То же, с включением в СИЗОД | ||
Спуск на первый этаж здания звена ГДЗС в составе 4 человек со спасаемым (90 кг) без включения в СИЗОД | ||
То же, с включением в СИЗОД | ||
Спуск на первый этаж здания группы спасаемых из 8 человек в сопровождении трёх пожарных по не задымленной лестничной клетке | ||
Путём подвешивания штурмовых лестниц на перила балконов (лоджий) можно оборудовать непрерывную цепочку по всей высоте ЗПЭ и проводить по ней спасание людей.
При этом необходимо обеспечить надёжную страховку спасаемых, для чего используют спасательные верёвки и выставляют на каждом балконе (лоджии) пожарных.
Определённые проблемы возникают при необходимости подвешивания штурмовых лестниц за подоконники, когда окна заполнены стеклопакетами. В таких случаях штабу пожаротушения и РТП требуется принимать зачастую нестандартные меры по вскрытию остекления для подвешивания лестниц.
В зависимости от обстановки на пожаре, когда все эвакуационные пути отрезаны огнём, возможна эвакуация людей на покрытие ЗПЭ или крыши прилегающих к нему зданий. В этом случае на покрытии вместе со спасаемыми людьми обязательно должны присутствовать пожарные, задача которых заключается в предотвращении паники и оказании необходимой помощи людям.
Людей, потерявших сознание и неспособных самостоятельно передвигаться, выносит личный состав пожарных подразделений. При наличии в здании иностранцев необходимо с момента прибытия на пожар принимать меры для отыскания переводчиков или знающих иностранные языки людей, с последующим привлечением их к работе в штабе пожаротушения.
Если РТП после проведения разведки убедится в отсутствии реальной угрозы для жизни находящихся в ЗПЭ людей, то спасание производить не следует. В этом случае необходимо принять меры для предотвращения паники, обратиться к гражданам непосредственно или через администрацию с успокаивающим заявлением.
Спуск людей из многоэтажного здания может осуществляться с помощью лифтов. При аварийных ситуациях, согласно норм пожарной безопасности, лифты и другие механические средства транспортирования людей, при определении расчётного времени эвакуации, не учитываются.
Как показали уроки пожаров, а также расчёты и пожарно-тактические учения, эвакуацию людей по лестницам можно считать безопасной только для зданий, не превышающих 10-12 этажей. При эвакуации из более высоких зданий на лестницах образуются людские потоки высокой плотности, что увеличивает время пребывания людей в горящем здании и делает эвакуацию небезопасной. Поэтому в аварийных условиях лестницы многоэтажных общественных зданий могут быть использованы только для частичной эвакуации. Так, в 20-этажных зданиях время движения при вынужденной эвакуации по лестнице составляет 15÷18 мин, в 30-этажных -25÷30 мин. Задержка эвакуации на 2 мин приводит к тому, что успешно могут покинуть здание только 13 % людей. Недостаточная надёжность систем противодымной защиты может сделать эвакуацию пешим порядком из высотных зданий невозможной, из-за нарастания смертельных параметров опасных факторов пожара на путях эвакуации.
Использование автолестниц и коленчатых подъёмников для спасания не всегда возможно, т.к. большинство пожарных частей в России оснащено автолестницами 30-метровой длины, что соответствует уровню 9÷10-этажного здания.
Таким образом, здания повышенной этажности с массовым пребыванием людей должны иметь, в качестве дополнительных средств эвакуации, специальные средства спасания, характеризующиеся высокой пропускной способностью, безопасностью, малым временем эвакуации и не требующие от людей специальных знаний и навыков для их использования.
Основным элементом, обеспечивающим безопасный спуск людей с высоты в спасательных устройствах, является эластичный рукав, принцип действия которого основан на создании достаточной силы трения между стенками рукава и одеждой спускающегося внутри него человека. Скорость спуска в рукаве может регулироваться непосредственно спасаемым за счёт изменения положения частей тела или спасателями, находящимися на земле: рукав можно отклонить от вертикали, закрутить или пережать руками. Спасательный рукав пригоден для спуска людей любого возраста, комплекции, физического и психического состояния. При пользовании спасательным рукавом люди не испытывают страха высоты.
Наиболее быстро и эффективно спасательный рукав может быть использован при его стационарном размещении в здании в зоне возможного потока или скопления людей.
Использование спасательного рукава на коленчатом подъёмнике позволяет существенно повысить производительность спасательных операций.
Основные препятствия по спасанию людей из зданий повышенной этажности следующие:
• отсутствие подъездных площадок, наличие стилобата по периметру здания, что затрудняет, а порой делает невозможным установку передвижных средств, предназначенных для спасания людей во время пожара;
• недостаток (или отсутствие) передвижных средств, необходимых для спасания людей с 14-го этажа и выше;
• продолжительная (20÷30 мин) установка автолестниц;
• отсутствие индивидуальных спасательных устройств;
• отсутствие возможности использовать лифты;
• недостаточная подготовленность личного состава пожарной охраны к организации и проведению массовых спасательных работ во время пожара.
Эвакуационные и спасательные работы проводят с учётом обстановки на пожаре, наличия сил и средств, психического состояния людей. Определяя количество дополнительных сил и средств, РТП должен оценить, какая обстановка на пожаре может сложиться к моменту прибытия и включения их в непосредственную работу.
Спасательные работы в случае угрозы жизни людей следует начинать немедленно и привлекать для этого максимально возможное количество сил и средств.
Эвакуацию и спасание людей предусматривают следующими способами:
• самостоятельный выход людей из здания (помещений) в безопасном направлении;
• вывод людей, в сопровождении или без него, по лестничным клеткам и наружным эвакуационным лестницам, а также через наружные переходы (лоджии, балконы) и люки в перекрытиях из секции в секцию, через балконные лестницы на ниже- и вышерасположенные этажи;
• вынос людей в безопасные места из зданий или внутри зданий (может проводиться способом «за руки-ноги», на плече, на руках, с помощью «крестовины»);
• спуск людей с применением спецтехники (автолестниц, коленчатых подъёмников, вертолётов), штурмовых и выдвижных лестниц, спасательных верёвок, индивидуальных спасательных устройств, спасательных рукавов.
При этом используются различные спасательные устройства — лестницы, крупные стационарные сооружения, канатно-спусковые устройства, желоба-спуски, амортизационные устройства, спасательные надувные прыжковые матрацы (подушки) и др.
Для спасания людей используют крыши соседних зданий с последующим переводом людей на лестничные клетки и выводом их из здания.
При массовой эвакуации по лестничным клеткам и переходам на путях эвакуации выставляют пожарных, которые должны обеспечить быстрое и организованное продвижение людей к выходам и не допустить паники.
При спасании людей из зданий повышенной этажности целесообразно в массовом порядке применять пожарные автолестницы, коленчатые автоподъёмники, выдвижные и штурмовые лестницы, спасательные рукава, верёвки и одновременно производить вывод и вынос пострадавших по коридорам и маршевым лестницам звеньями и отделениями ГДЗС. Выдвижные пожарные лестницы устанавливают со стилобатов и перепадов крыши сблокированных корпусов зданий, примыкающих к горящему, а штурмовые лестницы при необходимости подвешивают последовательно одна за другой по «цепочке», начиная с вершины выдвижной лестницы или коленчатого подъёмника. Для большей устойчивости используют штурмовые лестницы с двумя крюками. При этом у каждой штурмовой лестницы (на «цепочке») выставляют пожарного, который удерживает лестницу и оказывает помощь спасаемым в передвижении и переходе с лестницы на лестницу. Спасаемых обязательно страхуют верёвками.
При отыскании людей тщательно проверяют все помещения, особенно на горящих и вышерасположенных этажах, и заблокированные кабины лифтов. Чтобы избежать повторного осмотра помещений, их соответствующим образом помечают (можно в штабе пожаротушения, у диспетчера пожарной связи, на посту безопасности ГДЗС и т.д.).
В табл. 4.2 приведены результаты экспериментальных данных по спасанию людей с помощью спасательной верёвки со 2, 3, 4-го этажей здания с высотой этажа 2,7 м. В процессе эксперимента варьировали вес спасаемых и этаж спасания.
Полный цикл спасания одного человека тремя пожарными с этажа здания при помощи спасательной верёвки состоит из следующих последовательных элементов данной операции:
• движение пожарных с целью отыскания спасаемого;
• движение пожарных со спасаемым к проёму;
• вязка спасательного кресла;
• надевание спасательного кресла на спасаемого;
• спуск спасаемого до безопасной зоны;
• снятие верёвки со спасаемого и подъём её на этаж спасания.
Время, затрачиваемое на снятие спасательной верёвки, составляет около 8 с, на вязку спасательного кресла около 21 с, на подъём спасательной верёвки — 17 с.
Время спасания с помощью спасательной верёвки зависит от этажа спасания: чем выше этаж, тем больше затраты времени на спасание.
Таблица 4.2
Спасание людей из здания с помощью спасательной верёвки
Этаж | Вес спасаемого, кг / время спасания, с | ||||||
31,3 | |||||||
31,8 | 34,4 | ||||||
В табл. 4.3-4.4 приведены результаты по спасанию людей (способом выноса) по лестничным маршам. Время спасания существенно зависит от веса спасаемого и этажа спасания.
Полный цикл спасания одного человека двумя пожарными способом выноса включает:
• движение пожарных в вертикальном (по лестничной клетке) и горизонтальном направлениях к месту возможного нахождения людей (без спасаемого);
• отыскание спасаемого;
• движение пожарных со спасаемым в безопасную зону.
Таблица 4.3