Авария на Фукусиме (11 марта 2011)
Авария на Фукусиме (11 марта 2011)
После 9-балльного землетрясения и цунами, которые обрушились на Японию, ядерная установка Фукусимы Daiichi осталась без электроснабжения и потеряла способность охлаждать реакторы с атомным топливом. Это привело к радиоактивному заражению большой территории и акватории. Около двухсот тысяч жителей были эвакуированы из-за боязни возникновения тяжёлых заболеваний в результате облучения. Катастрофа еще раз заставила ученых задуматься об опасности атомной энергии и необходимости разработки альтернативных электростанций.
Источник: http://www.novate.ru/blogs/060814/27229/
Крупнейшие техногенные катастрофы XX-XXI веков.
Чрезвычайные ситуации, вызванные техногенными факторами, представляют собой огромную угрозу не только человеческому обществу, но и экологической обстановке в целом. Человек является частью мировой экосистемы, и любое ее негативное изменение приносит вред его здоровью и качеству жизни. Технические чрезвычайные ситуации наносят удар по всем жизненно необходимым природным средам: загрязнения воздушного пространства, воздействие на гидросферу, отравление и деградация поверхностного покрова Земли, разрушение биологических систем, а также уничтожение зданий, коммуникаций, путей сообщения и прочие масштабные бедствия.
Техногенная катастрофа опасна тем, что в процессе ее кульминации освобождаются неуправляемые силы, несущие колоссальные разрушения. Такие катаклизмы развиваются стремительно и носят экстремальную окраску. В результате техногенной чрезвычайной ситуации, как правило, бывает много человеческих жертв и разрушений. Последствия катаклизмов, порой, носят необратимый характер. Техногенные катастрофы принято классифицировать в зависимости от их разрушительных факторов. Выделяют чрезвычайные ситуации с:
- пожарами;
- взрывами;
- выбросом в окружающее пространство опасных ядовитых и токсических веществ;
- разрушениями недвижимых сооружений и конструкций;
- затоплениями;
- разрушением транспорта
- обрывом и уничтожением коммуникаций и сообщения.
В различных программах по гражданской обороне можно выделить более подробные классификации чрезвычайных ситуаций:
Транспортные катастрофы.К транспортным катастрофам следует отнести аварии на железнодорожном транспорте, в том числе товарных поездах, метро, а также обычных и скоростных поездах и электропоездах пригородного сообщения. Кроме того, это чрезвычайные ситуации на автомобильном транспорте, в том числе в тоннелях, на переездах и мостах, Включаются в эту группу морские и речные катастрофы с участием грузовых и пассажирских судов, любого водоизмещения, авиакатастрофы. В состав данной группы следует включить также аварии на трубопроводах. Транспортными считаются аварии, произошедшие на аэродромах, причалах. С участием средств транспорта.
Катастрофы, сопровождаемые взрывами, пожарами, а также их угрозой.К таковым относят взрывы и возгорания в недвижимых объектах бытового и промышленного назначения, а также аварии с участием оборудования и стационарных машин, обнаружение или утрата военных боеприпасов и оружия взрывного характера.
Химические аварии.Здесь имеются в виду любые аварии, связанные с выбросом химических реагентов, обладающих опасными свойствами, либо угроза такого выброса.
Радиоактивные катастрофы.К этой группе относят любые экстремальные ситуации на объектах ядерной энергетики, а также применение ядерного оружия, его испытание или обнаружение, в том числе угрозы таких аварий.
Чрезвычайные ситуации биологического характера.Имеются в виду катастрофы, связанные с выбросом и неконтролируемым распространением опасных биологических компонентов окружающей среды, а также угроза их выброса и распространения.
Разрушения объектов недвижимости.Разрушения единично стоящих сооружений бытового или промышленного назначения или массива зданий, а равно угроза такого катаклизма. К этой категории относят разрушения транспортных магистралей, мостов, тоннелей, иных сооружений транспортного сообщения, а также коммуникаций.
Катастрофы в электроэнергетике.В состав данной группы чрезвычайных ситуаций включены аварии на подстанциях, обрыв и разрушение линий передачи электрической энергии, в результате которых население длительное время лишено возможности получать ее.
Коммунальные аварии.Данный вид катастроф представлен разрывом коммуникаций, канализационными выбросами, а также утратой систем водоснабжения и разгерметизацией иных коммунальных систем и прочие.
Техногенные катастрофы с участием очистных сооружений.К таковым катастрофам относят выброс загрязненных стоков в окружающую среду, угроза такого выброса, а равно неисправность очистных сооружений, повлекшая систематический сброс зараженных или загрязненных объектов.
Аварии гидротехнического происхождения.Основными являются разрушения и прорывы дамб и плотин, вызвавшие затопления, подтопления, сопровождающиеся размывом плодородных поверхностных слоев почвы, а также разрушением построек и коммуникационных сетей. К данной группе относят и затопления без указанных последствий.
Список самых крупных и дорогих техногенных катастроф.
Катастрофы происходят зачастую из-за нелепого совпадения событий и приводят к непоправимым последствиям. Последнее время наиболее часто происходят экологические катастрофы, оставляя огромные шрамы на теле нашей планеты. Итак, вашему вниманию список самых крупных и дорогих техногенных катастроф, большая часть из которых произошла в течение последнего столетия.
Взрыв на Чернобыльской АЭС. Эта катастрофа обошлась миру в 200 млрд долларов, при том что работы по ликвидации не закончены даже наполовину. 26 апреля 1986 г. на Чернобыльской АЭС в бывшем СССР произошла самая страшная ядерная авария в истории. Более 135000 человек, проживавших в радиусе 30 километров (19 миль) от разрушенного реактора — и 35000 голов скота — были эвакуированы; вокруг станции, расположенной вблизи украинско-белорусской границы создали беспрецедентную по размеру зону отчуждения. На этой запретной территории природа должна была сама справляться с высоким уровнем радиации, вызванным катастрофой. В результате зона отчуждения по сути превратилась в гигантскую лабораторию, где ставился эксперимент — что происходит с растениями и животными в условиях катастрофического ядерного заражения местности? Сразу после катастрофы, когда всех волновали тяжелейшие последствия радиоактивных осадков для здоровья людей, мало кто думал о том, что произойдет с дикой природой внутри зоны — и уж тем более о мониторинге происходящего
Взрыв на нефтяной платформе Piper Alpha — произошел 6 июля 1988, который признан самой ужасной катастрофой за всю историю нефтедобывающей отрасли. Авария обошлась в 3,4 миллиарда долларов. Piper Alpha — единственная в мире сгоревшая нефтедобывающая платформа. В результате утечки газа и последующего взрыва, а также в результате непродуманных и нерешительных действий персонала погибло 167 человек из 226 находившихся в тот момент на платформе, только 59 осталось в живых. Сразу же после взрыва на платформе была прекращена добыча нефти и газа, однако в связи с тем, что трубопроводы платформы были подключены к общей сети, по которым шли углеводороды с других платформ, а на тех добычу и подачу нефти и газа в трубопровод долгое время не решались остановить (ждали разрешение высшего руководства компании) огромное количество углеводородов продолжило поступать по трубопроводам, что поддерживало пожар.
Взрыв на глиноземном комбинате Ajkai Timfoldgyar Zrt компании MAL Zrt 4 октября 2010 года, который находится в Венгрии под городом Колонтар в 160 километрах к западу от Будапешта. Взрыв разрушил плотину резервуара с ядовитыми отходами — так называемым красным шламом. После взрыва из резервуара вылилось примерно 1,1 миллиона кубометров токсичных веществ, которые затопили несколько близлежащих населенных пунктов. В результате катастрофы 10 человек погибли, около 150 получили различные травмы и ожоги.
Гибель буровой платформы Deepwater Horizon. 22 апреля 2010 года,в Мексиканском заливе у побережья штата Луизиана (США) после 36-часового пожара, последовавшего за мощным взрывом, унесшим жизни 11 человек, затонула управляемая буровая платформа Deepwater Horizon.
Остановить утечку нефти удалось только к 4 августа. В воды Мексиканского залива вылилось около пяти миллионов баррелей сырой нефти. Платформа, на которой произошла авария, принадлежала швейцарской компании Transocean. На момент аварии платформой управляла компания Вritish Petroleum.
Судно собирает нефть после взрыва на вышке «Deepwater Horizon» 28 апреля 2010 года. (Chris Graythen/Getty Images)
АЭС «Фукусима-1». 11 марта 2011 года на северо-востоке Японии на АЭС «Фукусима-1» после сильнейшего землетрясения произошла крупнейшая за последние 25 лет после катастрофы на Чернобыльской АЭС авария. Вслед за подземными толчками магнитудой 9,0 на побережье пришла огромная волна цунами, которая повредила 4 из 6 реакторов атомной станции и вывела из строя систему охлаждения, что привело к серии взрывов водорода, расплавлению активной зоны.Общий объем выбросов йода-131 и цезия-137 после аварии на АЭС «Фукусима-1» составил 900 000 терабеккрелей, что не превышает и 20% от выбросов после Чернобыльской аварии в 1986 году, который составил тогда 5,2 млн терабеккерелей.
Суммарный ущерб от аварии на АЭС «Фукусима-1» эксперты оценили в 74 млрд долларов. Полная ликвидация аварии, в том числе демонтаж реакторов, займет около 40 лет.
Процесс измерения уровня радиации.
Катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС.17 августа 2009 года произошла техногенная катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, расположенной на реке Енисей. Это случилось во время ремонта одного из гидроагрегатов ГЭС. В результате аварии были разрушены 3-й и 4-й водоводы, произошло разрушение стены и подтопление машинного зала. 9 из 10 гидротурбин полностью вышли из строя, ГЭС была остановлена.
Останки второго гидроагрегата СШГЭС, полностью разрушенного в аварии 17 августа.
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС считается одной из самых значительных в истории мировой гидроэнергетики. Погибли 75 человек. Последствия аварии отразились на экологической обстановке акватории, прилегающей к ГЭС, на социальной и экономической сферах региона.
Бхопальская катастрофа.Ранним утром 3 декабря 1984 года в индийском городе Бхопал произошла авария на химическом заводе. Бхопальскую катастрофу назвали Хиросимой химической промышленности. Всего за час отравления получили свыше полумиллиона человек. Около 4000 человек погибли в день аварии, 8000 в течение двух недель.Это по официальной статистике, но по неофициальным оценкам в первые дни аварии погибли от восьми до десяти тысяч. Гибла и отравленная природа с деревьев опадала листва, трава пожелтела, и повсюду лежали трупы животных. За последующие несколько лет умерли еще почти 16 000 человек. Десятки тысяч ослепли. И сегодня, двадцать девять лет спустя, тысячи людей страдают от последствий крупнейшей в мире техногенной катастрофы.
Причина страшной катастрофы в Бхопале до сих пор официально не установлена. Среди версий преобладают грубое нарушение техники безопасности и намеренное саботирование работы предприятия. Доподлинно известно, что в роковую ночь со 2 на 3 декабря на химическом заводе Union Carbide, специализировавшемся на производстве средств для уничтожения насекомых-вредителей, произошла утечка смертельного газа. Ядовитое облако прошлось по соседним территориям, спящие жители просыпались от чувства нестерпимого жжения в горле и глазах.
Серия взрывов на шахте в Кемеровской области.19 марта 2007 года из-за взрыва метана на шахте "Ульяновская" в Кемеровской области погибли 110 человек. Вслед за первым взрывом через 5-7 секунд последовало ещё четыре взрыва, что вызвало обширные обвалы в выработках сразу в нескольких местах. Погибли главный инженер и почти все руководство шахты. Эта авария является крупнейшей в российской угледобыче за последние 75 лет.
Столкновение топливной автоцистерны и легкового автомобиля - произошло 26 августа 2004 г. на мосту Wiehltal в Германии. Эту катастрофу, которая произошла 26 августа 2004 года, можно отнести к авариям на дорогах. Они часто происходят, но эта по масштабности превзошла все. Машина проезжая по мосту на всей скорости врезалась в едущий на встречу полный бензовоз, произошёл взрыв, который практически уничтожил мост. Кстати, на восстановительные работы моста ушло 358 миллионов долларов
Взрыв в Тулузе (Франция) на химическом комбинате AZF-21 сентября 2001года ,последствия которого считаются одной из крупнейших техногенных катастроф. Взорвалось 300 тонн нитрата аммония, которые находились на складе готовой продукции. По официальной версии, вина за катастрофу была возложена на руководство комбината, не обеспечившее безопасное хранение взрывоопасного вещества.
В результате ЧП погибли 30 человек, общее число раненых превысило 3,5 тысячи, были разрушены или получили серьезные повреждения тысячи жилых домов и многие учреждения, в том числе 79 школ, 11 лицеев, 26 колледжей, два университета, 184 детских сада, 27 тысяч квартир, без крова остались 40 тысяч человек, фактически прекратили деятельность 134 предприятия. В органы власти и страховые компании поступило 100 тысяч требований по возмещению убытков. Общая сумма ущерба составила три миллиарда евро.
Катастрофа на нефтеперерабатывающем заводе "Петробрас"-В июле 2000 года,в Бразилии в реку Игуасу вытекло больше миллиона галлонов нефти. Образовавшееся пятно продвигалось по течению, грозя отравить питьевую воду сразу для нескольких городов. Ликвидаторы аварии построили несколько заградительных барьеров, но остановить нефть удалось лишь на пятом. Одну часть нефти собрали с поверхности воды, другая ушла по специально построенным отводным протокам.Компания "Петробрас" выплатила 56 миллионов долларов штрафа в государственный бюджет и 30 миллионов — в бюджет штата.
Взрыв на военно-морской базе неподалеку от Лимасола на Кипре 11 июля 2011 года, который унес 13 жизней и поставил островное государство на грань экономического кризиса, разрушив крупнейшую электростанцию острова.
Следователи обвинили президента республики Димитриса Христофиаса в том, что он халатно отнесся к проблеме складирования боеприпасов, конфискованных в 2009 году с судна «Мончегорск» по подозрению в контрабанде оружия Ирану. По факту боеприпасы хранились прямо на земле на территории военно-морской базы и сдетонировали из-за высокой температуры.
12 августа 2000 года - гибель атомной подлодки "Курск".Во время военно-морских учений российского флота в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-141 "Курск" с крылатыми ракетами. По официальной версии, на подлодке, которая была спущена на воду в мае 1994 года, произошел взрыв торпеды по причине утечки компонентов топлива. Возникший через две минуты после первого взрыва пожар повлек за собой детонацию торпед, находившихся в первом отсеке лодки.
Второй взрыв привел к еще более значительным разрушениям. В результате все 118 членов экипажа погибли. В результате операции подъема подлодки, завершенной год спустя, были найдены и захоронены 115 тел погибших моряков. "Курск" считался лучшей подводной лодкой Северного флота. В числе прочих версий гибели "Курска" утверждалось, что он мог быть торпедирован американской подводной лодкой.
Гибель Титаника. Трагедия произошла 15 апреля 1912 г. и унесла 1523 человеческие жизни. Расходы на строительство корабля составили 7 млн долларов (в пересчете на сегодняшний курс — 150 млн долларов).
Шаттл «Колумбия» был первым действующим многоразовым орбитальным аппаратом. Его изготовили в 1979 году и передали Космическому центру НАСА имени Кеннеди. Шаттл «Колумбия» был назван по имени парусника, на котором капитан Роберт Грей в мае 1792 года исследовал внутренние воды Британской Колумбии. Шаттл «Колумбия» погиб в результате катастрофы 1 февраля 2003 года, при входе в атмосферу Земли, перед посадкой. Это было 28-е космическое путешествие «Колумбии». Информацию с жесткого диска Колумбии удалось восстановить, были выявлены причины крушения, что позволило избежать таких катастроф в будущем.
Техногенные катастрофы
Министерство образования науки и культуры Украины
Донецкий институт туристического бизнеса