Расширенный магический дневник
Поэкспериментируйте с расширением информативности вашего магического дневника, разделив его на четыре колонки. В первой колонке записывайте физические характеристики события (путешествия, ситуации). Во второй колонке отмечайте все воспоминания, которые навевает на вас это событие. В третью колонку выписывайте понравившиеся вам цитаты: это могут фразы из книги, газеты или рекламы. В четвертую колонку вписывайте обрывки диалогов, невольным слушателем которых вы, возможно, стали. Эта практика демонстрирует нелинейные связи между событиями, которые мы часто цензурируем, скрывая от сознания.
Оттенки восприятия
Когда мы начинаем заглядывать за занавес "обычного" восприятия, то включаемся в непрерывный процесс. Принимая время за объективное измерение, мы склонны считать восприятие чем-то пассивным, неким мостом между внутренним "я" и внешним миром. Но восприятие динамично; оно изменяется в зависимости от настроения, обстоятельств и уровня знаний. Существует два основных подхода к исследованию восприятия: один из них сужающий, а другой -- расширяющий горизонты восприятия.
Сенсорное обогащение
Первый подход строится на последовательном изучении каждой сенсорной возможности. Объектная концентрация -- это способность неподвижно фиксировать взгляд на конкретном объекте в течение продолжительного периода времени. Важнейшее требование к успешной магической практике -- способность к визуализации. Начинайте с самых простых форм и доходите до сложных картин, содержащих множество элементов. Исследуйте ваше восприятие цветовых оттенков. Например, я знаю, что живу в совершенно иной вселенной, чем другие люди, потому что совершенно иначе вижу цвета. Обоняние тоже играет важную роль в магии. Через запах происходит прямое подключение к памяти и воспоминаниям. Понаблюдайте за тем, как разные запахи пробуждают у вас разные воспоминания, и создают систему устойчивых связей с эмоциями и символическими образами, помогающую выстраивать и упорядочивать ваши ощущения. Развивайте в себе способность слышать звуки, фокусируясь на различных элементах звука. Потратьте неделю, вслушиваясь в тембр, тон, громкость и энергетику человеческих голосов. Замечаете ли вы разницу между тем, что говорят люди и какони это говорят? Исследуйте осязание, ощущая прикосновения ваших пальцев к предметам, материалам и тканям. Исследуйте поверхности предметов с закрытыми глазами. Во время приема пищи не читайте и не разговаривайте, а сосредоточьте внимание на вкусовых ощущениях. Съешьте ломтик лимона, а через пару дней вспомните свои ощущения.
Существует множество программ магических упражнений для последовательного исследования чувственного восприятия, но гораздо увлекательнее и проще создавать собственные программы.
Гештальты восприятия
Хотя мы склонны разделять элементы нашего чувственного восприятия, на самом деле мы всегда воспринимаем некий гештальт (целостность, которая больше суммы ее составных частей). Я пишу это предложение, ем печенье, ощущаю стул, на котором сижу, слышу шум проезжающих под окном машин и чувствую прохладу в комнате. Да, наше воображение в первую очередь визуально, но мы не менее успешно можем воображать ощущения:
· вкусовые,
· проприоцептивные (давление, температура),
· кинестетические (ориентация тела в пространстве),
· обонятельные,
· слуховые и
· осязательные.
Например, если вы хотите представить себя плывущим в воде, вы "собираете" гештальт восприятия: визуализируете себя в воде, ощущаете прикосновение воды к вашей коже и потоки воды, наплывающие на ваше тело, вдыхаете определенный запах, ощущаете лучи солнца, греющие вашу спину, и "слышите" характерное звучание плещущихся волн.
Собирание и воссоздание таких картин составляет основу так называемого патворкинга1. Занимаясь этой практикой, маг составляет мифическую обучающую историю и сам входит в нее, отождествляясь с этим опытом до такой степени, что он обретает для него личную значимость. Такое собирание образов может происходить осознанно, но часто происходит и самопроизвольно, поскольку наше воображение обладает удивительным свойством конструировать сложные картины на основе довольно скудной информации.
Есть три основных вида патворкинга: структурированный, полуструктурированный и неструктурированный. Пример структурированного патворкинга приводится в главе 7. В данном случае истории тщательно проработаны и снабжены сенсорными, эмоциональными и поведенческими подсказками, которым пользователь просто пассивно следует. Это очень полезно в качестве тренировочных упражнений, особенно когда вы начинаете работать с доныне незнакомой вам системой убеждений. Такие патворкинги обычно начитываются на аудиокассету или просто читаются вслух другим человеком.
Полустуктурированный патворкинг менее детализирован. Обычно он начинается с некоторой "вводной", задающей пространство, подлежащее исследованию, и вашу цель в этом пространстве. После этого вы предоставлены сами себе. Например, рассказчик приводит вас в удивительный замок, дав вам достаточно подсказок, чтобы вы сумели создать мысленный образ этого замка, а потом говорит, что вы должны найти хранителя "ключа" от вашей магической силы. Затем вы остаетесь в одиночестве. Этот подход предоставляет вам больше свободы действий и творчества в рамках упражнения.
Неструктурированные, или спонтанные патворкинги могут состоять из одного трехмерного образа, например, карты Таро, Руны или гексаграммы И-Цзина. Этот образ или символ используется как портал, или врата, через которые вы должны пройти в мифический мир.
Для чего можно использовать патворкинг? Помимо тренировки и знакомства с разными системами убеждений, эта практика позволяет нам попадать в ситуации, которые вызывают эмоциональные и когнитивные реакции на таком уровне, где вы полностью сливаетесь с происходящим. Патворкинг, в котором вы переживаете собственную смерть, похороны и все стадии распада, как минимум напоминает вам о неизбежности смерти, а как максимум может помочь избавиться от страха перед нею. Патворкинги можно разрабатывать так, чтобы в них оставалось "свободное пространство" для скраинга (см. ниже), бесед с разными сущностями или выполнения заклинаний.
Кинестетическая память
Когда мы отчетливо осознаем наше положение в пространстве, и понимаем, как работа мышц трансформируется в движение тела, то можем лучше почувствовать наше тело света, астральное тело или нашего двойника. Медленно поднимите левую руку, ощущая изменения, которым подвергаются мышцы, и замечайте, как сопротивляется движению суставов и костей воздух. Выполните подъем левой руки несколько раз, а затем мысленно поднимите правую руку, и попытайтесь воспроизвести все ощущения, которые должны при этом возникать. Поступайте так до тех пор, пока не почувствуете, что "кинестетический" подъем руки вызывает у вас такие же отчетливые ощущения, что и реальный подъем руки. Если вы продолжите выполнять эту практику, работая с разными видами движений и положений разных участков тела, то со временем обнаружите, что способны свободно передвигаться в "кинестетическом" теле. Двойник может выполнять много функций. С его помощью можно "проигрывать" потенциально сложные ситуации или задачи (в продолжение техники расслабления и упражнения "делай проще"). Его можно использовать для шейпшифтинга2 и призывания (см. главу 8) , а также для исследования сновидений и пороговых трансов.
Астральный храм
Для построения астрального храма используйте гештальты восприятия и кинестетическую память. Астральный храм -- это место, в которое вы мысленно "отправляетесь" для выполнения магических действий. В традиционных описаниях астральных храмов широко используется псевдомасонский и герметический символизм, но вам ничто не мешает создавать собственный храм, оперируя символизмом и понятиями, которые кажутся вам более уместными. Это храм может быть киберпространственной зоной, космической станцией или небоскребом. Астральный храм можно использовать не только для выполнения любой магической работы, которую вы обычно выполняете на "физическом" плане, но и в качестве отправной точки для исследования внутренних миров и ландшафтов. Это мир, в котором вы ограничены лишь собственным воображением. По мере приобретения опыта учитесь связывать с этим миром определенные эмоции, чтобы, попадая в него, вы ощущали покой, расслабление и максимальную магическую силу.
Звездный зал
Звездный зал -- это сфера прозрачного кристалла, который висит в открытом космосе. При необходимости размеры этого кристалла могут увеличиваться. Чтобы войти в звездный зал, визуализируйте вращающуюся перед вами звезду Хаоса, от которой исходит восемь лучей. Далее визуализируйте, что она превращается в воронку, которая затягивает вас в этот зал. В центре зала находится невысокая хрустальная колонна, или панель управления. Если вы кладете руки на эту хрустальную колонну, в зале зажигается мерцающий пурпурный свет, и управление событиями целиком переходит в ваши руки. Звездный зал -- это не только астральный храм, но и аппарат для путешествия по Мультиверсуму. Вы можете перенестись в любую точку пространства-времени, если заявите вашу Волю, прикасаясь руками к "панели управления" этой колонны. Из стен зала можно извлекать другие устройства, позволяющие выполнять различные задачи: шары для гадания и вызова слуг, диковинные энергетические проекторы или экраны для проекции желаний, а также коллекторы, собирающие излучение черных дыр.
Транс и восприятие
В течение дня наше восприятие постоянно меняется: мы предаемся мечтам, фантазируем, концентрируемся на трудных задачах, слушаем музыку, или настолько погружаемся в ситуацию, что перестаем замечать посторонний шум. Когда мы говорим, что человек входит в транс, то имеем в виду его осознанные, или намеренные, действия по изменению восприятия в соответствии с конкретной задачей. В современном западном обществе сформировались устойчивые представления о том, что такое состояние транса: мы сразу представляем пассивного бесчувственного человека с закрытыми глазами, который индифферентен к внешнему окружению. Загипнотизированных людей (слово "гипноз" происходит от имени древнегреческого бога сна Гипноса) мы представляем неподвижными и ожидающими инструкций. Под термином "транс" мы часто понимаем состояние полного погружения в то, что всецело занимает сознание. Способность входить и пребывать в таких состояниях по собственному усмотрению считается еще одной необходимой предпосылкой для успешных занятий магией.
В транс можно входить по-разному, и большинство маршрутов, которые ведут к трансу, построены на техниках возбуждения или торможения. Если длительно выполнять техники возбуждения, к числу которых относится гипервентиляция (т. е. перенасыщение легких кислородом), танцы, песнопения, ритмичный барабанный бой или любая другая сильная стимуляция, то они вызывают серьезные физиологические изменения в организме. Это позволяет магу достигать трансового экстаза, где осознание всего остального, что удерживается в сознании как проекция воли, растворяется. Именно в такие моменты накладываются чары, образ бога приобретает форму и голос, и происходит запечатление убеждений в глубинном разуме (подсознании). Техники торможения помогают заглушить внутренний диалог, разрушить линейное ощущение времени и сломать границы осознания эго с помощью техник сенсорной депривации, воздержания от сна, поста, или медленного ритмического дыхания. Все эти техники обладают ярко выраженным физиологическим эффектом и демонстрируют, что физическое осознание -- это первая необходимость для успешной магической деятельности. Наша культура навязала нам "потребность" при любых обстоятельствах "прислушиваться к голосу рассудка"": вести непрерывные внутренние диалоги, комментировать слова и образы гиперреальности. Наше ощущение, что мы представляем собой неизменную личность, поддерживается нашими реальными и воображаемыми взаимодействиями с другими людьми. Удалитесь из привычного окружения, поживите в изоляции, и ваше "я" станет более гибким и восприимчивым; это еще один классический маневр мага для погружения в состояние транса. Личность, которую мы на себя "одеваем", задает четкие границы того, что для нас возможно и невозможно. Зачастую при погружении в состояние транса, будь это погружение преднамеренным или нет, мы способны совершать подвиги и справляться с задачами, которые в обычной жизни мы считаем невыполнимыми. Если автореферентное осознание в результате потрясения блокируется или приходит в смятение, управление переходит к телу, которое уносит нас с места опасности. Нам нравится думать, что мы "управляем" нашими телами. Но здесь заключается серьезная проблема, потому что многим людям очень трудно отказаться от управления и сдерживания (особенно в групповом сеансе), ибо в обществе полное раскрепощение обычно не одобряется. Но в других культурах растормаживание, наоборот, одобряется и считается свидетельством избранности. Прочитайте, как Лукиан описывал погружение в транс дельфийской жрицы:
Она исступленно металась по храму, таская на себе бога, который взгромоздился ей на плечи, и сметала все, что встречалось на ее пути. Волосы поднялись на ее голове, и когда она резко дергала головой, с нее слетали веночки, плавно пикируя на пол... Жжрица лихорадочно брызгала слюной; она стонала, задыхалась, издавала страшные вопли, и огромная пещера оглашалась эхом ее унылого рычания. Наконец Апполону удалось заставить ее заговорить разумно.
Опыт погружения в транс не всегда бывает приятным, особенно, если трансовые состояния связаны с одержимостью. Ощущение, что кто-то другой использует твои конечности, и что твой голос -- вовсе не твой голос, вряд ли можно назвать привычным. Естественно, западные люди не хотят переживать такой опыт, даже зная, что в них вселяется добрый дух. Часто одержимые люди не помнят и даже не осознают, что с ними происходило. На протяжении веков маги прибегали к наркотическим средствам, физическому истощению или продолжительным ритуалам, временно "закрывая" личность, чтобы облегчить процесс одержания.