Цель и задачи дипломного проектирования

ВВЕДЕНИЕ

Переход хозяйственного комплекса нашей страны на рыночные отношения предполагает повышение качества всех видов продукции, в т.ч. сельскохозяйственной, обеспечение ее конкурентоспособности по отношению к импортным товарам и продуктам. Это требует совершенствования технической базы производства, освоения новых технологий.

В связи с этим неизмеримо возрастают требования к качеству проектирования вновь создаваемых и реконструируемых объектов сельскохозяйственного назначения, новых механизированных процессов. Проектирование должно обеспечивать широкое применение в производственных процессах комплексной механизации и автоматизации, малоотходных и ресурсосберегающих технологий, что дает сокращение ручного труда, экономию энергии, топлива, металла, строительных материалов и т.д. Необходимо также предусматривать рациональное использование земель, эффективную охрану окружающей среды. Дипломные проекты должны быть глубоко проработаны с точки зрения учета местных условий, особенностей рынка и т.д., а также сопровождаться необходимыми экономическими расчетами и обоснованиями.

Очевидно, что повышенные требования предъявляются и к уровню подготовки специалистов, их умению применять теоретические знания для решения практических задач производства.

Проектированием занимаются не только специалисты проектных организаций. В этом деле участвуют и инженерно-технические работники предприятий-товаропроизводителей, особенно на стадии разработки технического задания. К тому же сейчас нередки случаи, когда не прибегают к услугам проектных организаций, а обходятся при проектировании своими силами. Поэтому все выпускники агроинженерных специальностей аграрных вузов должны иметь навыки проектирования. Проект – это комплексное инженерно-техническое, архитектурно-конструктивное, объемно-планировочное или технологическое решение, учитывающее конкретные условия эксплуатации и обеспечивающее эффективное функционирование сельскохозяйственных объектов в соответствии с их назначением. Именно такую комплексную задачу решает в своем дипломном проекте студент последнего года обучения аграрного вуза.

Дипломное проектирование является заключительным этапом подготовки специалиста по агроинженерным специальностям, а дипломный проект – его аттестационной (выпускной) работой. И от того, в какой мере в дипломном проекте использованы новые методы проектирования, вычислительная техника, применены элементы САПР, маркетинговые и экономические обоснования, можно судить и об уровне преподавания в данном вузе, и о профессиональных качествах дипломника – завтрашнего специалиста.

Данное пособие призвано ориентировать студента-дипломника по всем вопросам, возникающим при проектировании: что такое дипломный проект и как он выполняется, защищается; структура и объем расчетно-пояснительной записки и графической части; научно-обоснованные методы, используемые при принятии технических решений.

В пособии отражены сложившиеся традиции в дипломном проектировании Алтайского государственного аграрного университета, а также богатый опыт подобной работы в других вузах России.

Авторы выражают благодарность рецензентам пособия – доценту Алтайского государственного технического университета В.А. Дрюку и профессору Алтайского государственного аграрного университета В.И. Беляеву, чьи замечания способствовали улучшению данной работы.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Примерная тематика выпускных квалификационных работ

Расчетно-пояснительная записка

2.2.1 Титульный лист и задание на дипломный проект

Эти документы оформляются на бланках установленной формы, напечатанных типографским способом (приложения В и Г). На титульном листе размещаются подписи разработчика, руководителя и утверждающая подпись заведующего кафедрой. Фамилии преподавателей должны быть указаны с учеными званиями и степенями.

Заполнение обоих названных документов должно осуществляться машинописным способом.

Аннотация

Аннотация должна отражать основные сведения по дипломному проекту, достаточные для принятия решения о целесообразности обращения к первичным документам – расчетно-пояснительной записке и чертежам.

Аннотация строится по следующей схеме:

- собственно текст аннотации, включающий цель проекта, сведения по существу выполненной работы, принятые методы проектирования, характеристика технологических и инженерных решений, экономическая эффективность проекта и т.д.

- сведения об объеме проекта, количестве иллюстраций, таблиц, используемых литературных источниках, приложениях и т.д.

Аннотация пишется после завершения дипломного проекта.

Содержание

Содержание представляет собой последовательное перечисление разделов и подразделов записки с указанием страниц, где они берут свое начало.

Введение

Во введении излагается значение вопроса в масштабах региона или страны, которому посвящен дипломный проект. Необходимо привести историю вопроса, его актуальность, а также обоснование выбора темы.

Состояние вопроса

В зависимости от профиля подготовки и темы проекта, приводится производственная характеристика предприятия или его подразделения, анализируется состояние производства, техники или технологий, рассматриваются актуальные проблемы и пути их решения, прогрессивные технологические процессы, оборудование и др., формулируются цель и задачи дипломного проектирования.

Анализ производственно-финансовой деятельности конкретных предприятий и подразделений рекомендуется выполнять на базе показателей, указанных в годовых отчетах, производственных и финансовых планах и первичных документах. Результаты анализа излагаются в записке в виде таблиц с пояснениями, а в графической части проекта представляются в виде диаграмм или графиков. Для отражения динамики показателей анализ желательно проводить не менее чем за три последних года.

По литературным источникам выпускник проводит анализ существующих методов, технологий, способов решения аналогичных инженерных задач в России и за рубежом. В необходимых случаях проводится патентный обзор (удобнее всего использовать сайт Роспатента).

Выводы данного раздела являются обоснованием дипломного проекта, как по актуальности тематики, так и по принимаемым инженерным решениям.

При написании раздела нужно широко использовать центральные и региональные научно-технические журналы, электронные ресурсы.

На основе сравнительного анализа выявляются наиболее целесообразные технические средства и технологии для внедрения их на предприятии.

Проектная часть

- Раздел должен содержать решения основных производственно-технологических, организационно-управленческих, экспериментальных, исследовательских, проектно-технологических задач. Проводится анализ состояния объекта проектирования, разрабатываются технологии производства тех или иных видов работ, связанных с повышением работоспособности машин, механизмов, деталей и др.

При проектировании технологического процесса стремятся подбором необходимых технологических операций обеспечить высокую производительность труда, получение большего (по сравнению с существующим) выхода продукции, повышение ее качества; свести к минимуму затраты на внедрение новой технологии, предотвратить вредное воздействие производства на природу, человека и т.п. Эти аспекты учитываются уже на этапе разработки схемы технологического процесса.

Большое значение имеет подбор оборудования для реализации, как отдельных операций, так и всего технологического процесса. Не следует увлекаться использованием только новейшего оборудования, не изучив внимательно его возможности и характеристики (производительность, надежность, энергоемкость и т.д.). Нецелесообразно использовать и морально устаревшее оборудование.

Состав чертежей определяется темой дипломного проекта. Чаще всего проектную часть представляют следующие чертежи:

- технологическая схема предлагаемого процесса;

- совмещенная схема генерального и ситуационного планов, на которой должны быть нанесены проектируемые, реконструируемые и подлежащие сносу здания, сооружения, объекты благоустройства и озеленения, внешние коммуникации, инженерные сети и т.д.

-

Конструкторская часть

Конструкторская часть направлена на инженерное решение по модернизации серийных машин и их сборочных единиц, конструированию и выбору энергетического и электротехнического оборудования, контрольно-измерительных приборов и средств автоматики (КИПиА); по разработке и проектированию новых машин, устройств, стендов, приспособлений, систем управления; по расчету надежности и работоспособности систем и устройств, энергоэффективности их работы и энергосбережению и проведению технологических расчетов. Разработки ведутся в направлении усовершенствования существующих машин и механизмов на основе анализа опыта их использования и результатов исследований, проверки на прочность деталей, правил эксплуатации и др.

Раздел должен быть хорошо иллюстрирован: содержать общий вид конструкции или технологическую схему работы и чертежи разрабатываемого узла.

Для обеспечения современного уровня проектирования конструкторской разработки необходимо использовать компьютерные технологии и специализированные прикладные программы.

В разделе проводятся расчеты основных технологических показателей, характеризующих проектируемую технологию (производительность, трудоемкость, энергоемкость, материалоемкость, уровень механизации и т.д.). Определяются технологические режимы, проводится сравнение показателей технологической эффективности с базовыми, лучшими, среднеотраслевыми показателями аналогичных технологий производства.

Не следует приводить чертежи общего вида сложной машины, если модернизация касается какого-то небольшого ее узла. Например, если модернизируется топливный насос трактора, то не нужно вычерчивать трактор в целом. Первым листом конструкторской части в этом случае будет чертеж общего вида топливного насоса.

Запрещается представлять без существенных изменений чертежи серийно выпускаемых машин и аппаратов, а также чертежно-конструкторскую документацию специализированных конструкторских бюро.

Заключение

Заключение отражает сущность выполненной работы, содержит ответы на поставленные задачи, оценку полученных результатов и рекомендации производству. Если определение экономической эффективности невозможно, указывается практическая, научная, социальная значимость работы. Выводы должны быть четко сформулированы, иметь цифровое выражение и быть понятными без чтения основного текста расчетно-пояснительной записки.

Список литературы

Список литературы содержит сведения об источниках, использованных при выполнении дипломного проекта, а также ссылки на электронные издания и материалы в Интернете. В дипломном проекте сведения об источниках располагаются в порядке появления ссылок, а не по алфавиту, и нумеруются арабскими цифрами. Стандарты и нормали в список литературы не включают. При необходимости ссылку на номер ГОСТ указывают в тексте.

Приложения

Приложения включают материалы, дополняющие основную часть. Это могут быть заявки хозяйств на разработку дипломных проектов определенной тематики, акты внедрения, копии печатных работ и патентов, вспомогательные расчеты, таблицы исходных данных, алгоритмы и программы расчетов на ПК, распечатка слайдов графической части.

ПРОЕКТА ПО НАУЧНОЙ ТЕМАТИКЕ

Общие положения

Наибольшую ценность представляют дипломные проекты, содержащие элементы собственных научных исследований студента или целиком посвященные научной тематике. Направления исследований могут быть разнообразными, единственное требование при этом состоит в том, чтобы они носили прикладной характер, т.е. были ориентированы на получение конкретных народнохозяйственных результатов (нового технологического процесса, модернизированного оборудования, усовершенствованных приборов и средств автоматизации, нового нормативного показателя, интенсивной технологии и т.д.). Иными словами, эти результаты могут быть использованы в опытно-конструкторских разработках, проектировании или непосредственно в практической деятельности предприятий и организаций сельскохозяйственного профиля при создании новых видов техники и технологии.

Задачи, выдвигаемые современным производством и практикой, нынешними экономическими условиями, столь сложны, что их решение требует творческого подхода, исследовательских навыков. В связи с этим современный специалист должен владеть не только необходимой суммой специальных знаний, но и умением использовать в своей работе все то новое, что появляется в науке и практике у нас и за рубежом, постоянно совершенствовать свою квалификацию, быстро адаптироваться к условиям производства. Эти качества быстрее всего прививаются посредством участия студентов в научно-исследовательской работе.

Работая в научных кружках при кафедрах под руководством преподавателей, научных сотрудников или аспирантов, студенты выполняют поручения, связанные с решением реальных научных задач, в решении которых нуждается производство.

Если научные результаты вносятся в один-два раздела дипломного проекта, то вопросов с построением расчетно-пояснительной записки и графической части обычно не возникает. В этом случае материалы научно-исследовательской работы просто дополняют или заменяют некоторые традиционные подразделы проекта.

Сложнее обстоит дело, когда дипломный проект в полном объеме претендует на научный уровень. Очевидно, что оформление и содержание проекта в данном случае имеет свои особенности.

Содержание дипломного проекта

Содержание дипломного проекта научной направленности не поддается какой-то унификации и регламентации. Все зависит от научной темы, объема выполненных исследований, пожеланий руководителя и, естественно, таланта и знаний автора проекта.

Можно дать лишь самые общие рекомендации.

Во-первых, в проекте должны быть показаны не только научные достижения, но и возможность их применения на практике. Это означает, что в записке и на чертежах нужно разработать и показать конечный результат исследований – экспериментальную технологическую линию, опытный образец машины и т.д.

Во-вторых, дипломный проект обязательно должен содержать раздел по технико-экономическому обоснованию предлагаемых мероприятий, рекомендаций, конструкторских или технологических решений.

С учетом изложенного структура дипломного проекта должна быть примерно такова:

Титульный лист.

Задание на дипломный проект.

Аннотация.

Содержание.

Введение.

Основная часть:

1 Состояние вопроса.

2 Методика исследований.

3 Результаты экспериментов.

4 Техническая реализация результатов исследования.

5 Техника безопасности при проведении исследований.

6 Технико-экономическое обоснование эффективности результатов научной работы.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Таким образом, по сравнению с обычным дипломным проектом здесь основная часть содержит научные разделы. Кратко остановимся на некоторых из них.

Раздел «Состояние вопроса» должен содержать анализ результатов предыдущих исследований по теме дипломного проекта. Здесь же приводится обоснование необходимости данного научного исследования, формулируется цель и задачи исследования.

В разделе «Методика исследований» следует подробно изложить оригинальные методы, впервые предложенные автором проекта. Если же в работе применялись общепринятые (общеизвестные) методы, их описание можно перенести в приложения, а в самом тексте расчетно-пояснительной записки дать ссылки на соответствующие источники документальной информации.

В подразделах, посвященных описанию экспериментов, указывается цель и описывается программа конкретных экспериментов, излагается их сущность. Как это принято в любых научных публикациях и отчетах, следует дать оценку точности и достоверности получаемых экспериментальных данных, что связано с числом и повторностью опытов, применяемыми приборами.

Описание методик следует сопровождать схемами и фотографиями объекта исследования, приспособлений и приборов.

В разделе «Результаты экспериментов» приводится табличный и графический материал, иллюстрирующий результаты опытов и их математическую обработку. Наибольшую ценность имеют регрессионные зависимости, полученные по методике планирования эксперимента. Они позволяют всесторонне проанализировать влияние отдельных факторов на изучаемый процесс или явление, а также оптимизировать их по выбранному критерию.

Раздел должен завершаться анализом полученных экспериментальных данных и описанием их применения на практике.

В разделе «Техническая реализация результатов исследования» приводятся разработки: проектно-конструкторской документации на опытные машины, их узлы, механизмы, приборы и установки; проектов новых технологических процессов, режимов, регламентов и т.д.

Этот раздел должен включать 2…3 листа графической части.

В разделе «Технико-экономическое обоснование эффективности результатов научной работы» осуществляется подбор показателей, характеризующих на техническом и технологическом уровнях эффективность выполненных научных исследований. Здесь же проводится расчет показателей экономической оценки эффективности работы экспериментального оборудования и новых технологических процессов, разработанных на основе проведенных исследований. Для этого используются известные методики с учетом требований к экономическому разделу изложенному ранее.

ПРИМЕНЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ЭВМ ПРИ РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИИ ПРОЕКТА

При выполнении дипломного проекта можно выделить следующие основные направления использования студентами персональных компьютеров (ПК):

- оформление пояснительной записки и других текстовых документов (программа Word);

- проведение технологических, экономических и других расчетов, анализ полученных данных (Ехеl, Statistica, МаthCAD и др.);

- проведение кинематических расчетов, конструктивных расчетов на прочность и т.д. (WinМасhinе, Аnsуs, SоlidWоrкs и др.);

- выполнение графической части дипломного проекта («Компас», АutоСАD, Т-Flех и др.);

- представление материалов при защите дипломного проекта (РоwегРоint).

4.1 Использование ПК при оформлении текстовых документов

В настоящее время основным редактором, в котором готовятся текстовые документы, является МiсrоsоftWоrd. При работе с этой программой необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

1) текст дипломного проекта набирается шрифтом ТimеsNеwRоmаn, размер – 14 рt, с полуторным межстрочным интервалом. Абзацный отступ 1,2…1,3 см. Использование курсива и жирного шрифта целесообразно в заголовках, в тексте – нежелательно.

2) в тексте необходимо использовать автоматическую расстановку переносов: Сервис-Язык-Расстановка переносов-Автоматическая расстановка переносов. Но в заголовках переносы не допустимы.

3) для более наглядного отображения листа в процессе работы с текстом можно установить границы текста: Формат-Параметры-Вид-Границы текста.

4) во избежание потери информации при работе с текстом для 5) простые схемы и рисунки целесообразнее создавать средствами самого редактора МiсrоsоftWоrd. Для удобства работы все элементы создаваемого рисунка группируются и используются различные типы обтекания.

6) если в документ импортируется или вставляется рисунок, полученный с помощью сканера или фотоаппарата (формат *bmp, *tiff, *gif и др.), то объем файла значительно увеличивается, что приводит к затруднениям в работе с документом. Поэтому если не требуется изображения очень высокого качества, то рисунок можно вставить в формате *jpg (*jреg): Правка-Специальная вставка-рисунок JPG. Оформление рисунка (указание позиций, изменение размеров, позиционирование и т.д.) проводится в отдельном документе, а затем вставляется в итоговый.

7) если при заполнении таблицы текст «красиво» не помещается в ячейки, то допускается уменьшить размер шрифта до 10 рt, сделать одинарный интервал, или уменьшить поля ячеек: Таблица-Свойства таблица-Параметры...-Поля ячеек.

4.2 Использование редактора МiсrоsоftЕхсеl при расчетах

1). Ввод формул и использование данных в МSЕхсеl. В формулу, кроме чисел, могут входить и адреса других ячеек или блоков, функции и формулы. Если формула начинается с адреса ячейки, то сначала набирают знак «=» или «+». В ячейке будет результат вычислений, а формула – в строке редактирования.

2). Важным моментом при копировании и перемещении формул является проблема преобразования содержащихся в них ссылок на другие ячейки. Для решения этих проблем в Ехсеl поддерживается система относительных и абсолютных ссылок. Абсолютная ссылка – это не изменяющийся адрес ячейки, содержащий исходные данные, при копировании и перемещении формулы (для обозначения в адресе используют знак $).

3). По умолчанию Ехсеl использует относительную адресацию. Для быстрой смены типа адресации в формуле, используют клавишу F4, при последовательном нажатии на которую происходит смена с относительной на абсолютную, и наоборот.

4). Графические возможности МSЕхсеl. Система позволяет достаточно просто производить построение графиков, диаграмм, гистограмм и других графических объектов. Построение диаграмм можно осуществлять через панель инструментов. Вначале построения необходимо определить тип диаграммы: с областями, линейчатая, гистограмма, графики, круговая, кольцевая, лепестковая, точечная, смешанная, а также объёмные, пространственные в трёх измерениях. Построение диаграммы можно выполнить двумя способами: по умолчанию или с использованием Мастера диаграмм. Редактирование диаграмм можно выполнить тремя способами: 1) выделить данные на рабочем листе и перетащить их на диаграмму; 2) выделить данные на рабочем листе и скопировать их на диаграмму; 3) через меню: Вставка-Новые данные.

Самый удобный – первый вариант. Построение диаграмм производится на отдельных рабочих листах, которым система присваивает имя Диаграмма 1, Диаграмма 2...

5). При выполнении дипломного проекта часто возникает необходимость отсортировать обрабатываемые данные по определенным критериям. Для этого можно использовать операцию сортировка,которая может быть произведена:

1) в алфавитном порядке, для текстовых величин;

2) по величине числовых данных;

3) в хронологическом порядке: данные типа дата, время.

Операция выполняется либо через меню Данные-Сортировка, либо значками АЯ↓ или ЯА↓ стандартной инструментальной панели. Сортировка возможна до трёх уровней выбранных признаков, приведённых в диалоговом окне Сортировка диапазона: 1) Сортировать по...; 2) Затем по...; 3) В последнюю очередь, по... При этом направление ранжирования может быть или по возрастанию, или по убыванию величин диапазона. При выполнении данной операции и ряда других преобразований над электронной таблицей курсор должен находиться на одной из ячеек таблицы.

Функции.

Функции в данной программе обозначаются следующим образом: имя (аргумент), например: у1(х), S(х,у,z) и т.д.

В МаthСАD есть два вида функций – встроенные и функции, определяемые пользователем. Встроенные функции– это элементарные и специальные функции, список которых можно найти, нажав кнопку «f(х)» на панели инструментов «Стандартная» или в меню Вставка-Функции. Появится окно со списком и описанием функций, из которого можно выбирать любую из них. Элементарные функции есть также на панели «Са1си1аtог» («Калькулятор»). Пользовательские функции.Для их определения (создания) используется уже известный вам оператор присваивания «:=». Например, у(х):=х+х2. После этого данной функцией можно пользоваться как встроенной. Например, у(2)=6. При определении функции от нескольких переменных аргументы пишутся через запятую.

Пример, определение абсолютной скорости вылета зерна с разгонного диска.

начальные данные

г1 := 0.07 L1 := 0.06 w := 310 w2 := 0 y1 := 0 f := 0.366 g := 9,81

разгон частицы на 1 роторе

А := r1 · Цель и задачи дипломного проектирования - student2.ru

А = 0.07

относит. скор. 1 ротора Vr1 := w · ( Цель и задачи дипломного проектирования - student2.ru - 2 · L1 · f Vr1 = 14.789

окр. скор. 1 ротора Vо1 := w · (r1 + L1) Vо1 = 40.3

абсолютная скорость вылета с разгонного диска

Vа1 := Цель и задачи дипломного проектирования - student2.ru

Vа1 = 42.928

угол вылета Цель и задачи дипломного проектирования - student2.ru

a1 = 20.152

скорость нормального удара y2 := 30

о 1 ряд элементов Vn2 := Vа1 · cos [(a1 - y2) · deg]

Vn2 = 42.295

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Расположение текста

Расчетно-пояснительная записка дипломного проекта выполняется студентом на одной стороне писчей нелинованной бумаги потребительского формата А4 ГОСТ 9327 со сторонами 297 х 210 мм и сброшюрована в папку.

Пояснительная записка дипломного проекта может быть оформлена одним из следующих способов: рукописным – четким почерком, тушью или пастой черного (фиолетового) цвета, высота букв и цифр не менее 2,5 мм, расстояние между основаниями строк не менее 10 мм; с применением компьютера, размер шрифта – 14, интервал – полуторный.

Текст располагают на листе следующим образом. По периметру листа должны быть оставлены поля рукописи от левого края страницы до начала строки – 30 мм, справа – 10 мм; сверху до первой строки и снизу до основания последней строки – 20 мм.

Содержание текста должно быть написано литературным и технически грамотным языком.

Абзацы в тексте начинаются отступом, равным пяти знакам (12…13 мм) при выполнении текста рукописным способом (на компьютере – с абзацного отступа).

Раздел «инженерные расчеты и решения» пояснительной записки выполняется в рамках: поле слева – 20 мм, справа, сверху и снизу – 5 мм. Расстояние от рамки формы до границ текста в начале и в конце строк – не менее 3 мм. Расстояние от верхней или нижней строки текста до верхней или нижней рамки – не менее 10 мм. На первых листах этого раздела выполняется основная надпись (штамп) формы 2 по ГОСТ 2. 104 – для конструкторских и технологических документов. На последующих листах выполняются основные надписи формы 2а. Формы 2, 2а и примеры заполнения в пояснительной записке основных надписей приводятся в приложениях Д и Е.

Номера страниц пояснительной записки, выполненных без рамок, проставляют арабскими цифрами в соответствии с ГОСТ 7.32 в центре нижней части листа без точки. Нумерация страниц – сквозная, включая титульный лист, задание, иллюстрации, приложения (на этих страницах номера страниц не проставляются, но подразумеваются).

В содержании перечисляются все заголовки, снабженные в тексте рубрикационными индексами.

Рубрикация

Текст пояснительной записки должен быть разделён на разделы и подразделы, а при необходимости – пункты и подпункты. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей пояснительной записки, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела, соответственно пункты и подпункты. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела (пункта, подпункта), разделенных между собой точками. «Введение», «Аннотация», «Содержание», «Список использованных источников» не нумеруются, например:

Введение

1 Анализ состояния ремонтной базы

1.1 Общие сведения о ...

Цель и задачи дипломного проектирования - student2.ru 1.1.1 Нумерация пунктов первого подраздела первого

1.1.2 раздела проекта.

Если раздел или подраздел состоят из одного пункта, то он не нумеруется. Пункты, при необходимости, могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например: 4.2.1.1, 4.2.1.2 и т.д.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией следует ставить дефис, а при необходимости последующего упоминания одного из перечислений в тексте – строчную букву (за исключением ë, з, о, г, ь, й, ы ъ), после которой ставится скобка.

Для дальнейшей детализации перечислений следует использовать арабские цифры со скобкой, а запись производится с большего абзацного отступа, как показано ниже:

а) _________________

1)__________

б) _________________

1)__________

2)__________

в) _________________

Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа.

Требования к изложению текста

Разделы и подразделы должны иметь наименования. Наименования их должны быть краткими и отражать содержание разделов, подразделов. Наименование разделов записывают в виде заголовков с абзацного отступа прописными буквами, высота букв не более 10 мм (ГОСТ 2.304). Наименование подраздела записывают строчными буквами в виде заголовков (с абзаца). Пункты, как правило, заголовков не имеют.

Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой (ГОСТ 2.105-95).

Расстояние между заголовком и текстом пояснительной записки, выполненной на компьютере, должно быть 2 полуторных интервала, при выполнении рукописным способом – 15 мм.

Расстояние между заголовками раздела и подраздела 2 полуторных интервала при выполнении проекта на компьютере и 10 мм – при рукописном способе.

Каждый раздел пояснительной записки следует начинать с новой страницы.

Существуют особенности в наименовании изделий на титульных листах, рисунках, схемах. Полное наименование изделия на титульном листе должно быть обратным, т.е. на первом месте имя существительное, на втором – имя прилагательное, например, «Стенд обкаточный». В последующем тексте порядок слов в наименовании должен быть прямой, т.е. на первом месте должно быть определение (имя прилагательное), а затем – название изделия (имя существительное), например «Обкаточный стенд». При этом допускается употреблять сокращенное наименование, приведя его в скобках после первого полного наименования. Наименования, приводимые в тексте и на иллюстрациях, должны быть одинаковыми.

В пояснительной записке должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в научно-технической литературе.

Допускается применять специфическую терминологию, при этом приводится перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями. Текст записки должен быть точным и не допускать различного толкования.

В пояснительной записке не допускается:

- применять обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;

- использовать для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

- применять произвольные словообразования;

- сокращать обозначения единиц, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц, в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы;

- применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, пунктуации, а также соответствующими государственными стандартами (ГОСТ 7.12). Не изменять введенное словообразование (аббревиатуру) в пределах пояснительной записки;

- использовать в тексте математический знак минус ( - ) перед отрицательными значениями величин. Следует писать: «Температура в камере должна быть минус 10°С»;

- употреблять математические знаки без цифр, например, ≤, ≥, а также № и %;

- не применять индексы стандартов без цифр, т.е. не использовать форму записи «выполнять по ГОСТу ...», но «... выполнять в соответствии с требованиями стандарта». Если необходимо сослаться на конкретный документ, то приводят его номер, применяя формы записи: «Основные размеры подшипников должны соответствовать ГОСТ 3478...» [3] или «...для контроля размера 22-0,3 использовать микрометр МК 0-25 по ГОСТ 6507-78...» [3]. В первой ссылке не сообщается год утверждения (переиздания) стандарта, так как приведенное требование имеет форму будущего времени и должно оставаться в силе при дальнейших переизданиях основополагающего документа. Во втором случае указывается, что должен использоваться только один вид инструмента, изготовленный (свершившийся факт) в соответствии с требованиями, регламентируемыми стандартом определенного года выпуска.

Условные буквенные обозначения величин, а также условные графические обозначения должны соответствовать установленным государственными стандартами. В тексте документа перед обозначением параметра дают его пояснение, например: «Временное сопротивление разрыву sв».

Числовые значения величин в тексте должны указываться с необходимой степенью точности, при этом в ряду величин выравнивание числа знаков после запятой обязательно.

Единицы физических величин необходимо применять в соответствии с ГОСТ 8.417. Числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счёта следует писать цифрами, а числа без физических единиц и единиц счёта от единицы до девяти словами, например: «Зазор не более 2 мм», «Катушку пропитать два раза».

Необходимо соблюдать единообразие в изложении. Единица физической величины одного и того же параметра в пределах всей пояснительной записки должна быть постоянной. Если в тексте записки приводится ряд числовых значений, выраженных в одной и той же единице физической величины, то ее указывают только после последнего числового значения, например 1,50; 1,75; 2,00 м.

Требования к написанию формул

Уравнения и формулы в тексте записываются сразу после их упоминания и выделяются из текста в отдельную строку на середину листа. Выше и ниже каждой формулы должно быть не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства ( = ) или после знаков плюс ( + ), минус ( - ), умножения ( х ), деления ( : ), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «х».

Формулы в тексте можно вписывать вручную чертежным шрифтом (высота букв не более 5 мм) тушью черного цвета. Формуле или уравнению присваивается номер, который состоит из номера раздела и ее порядкового номера, например (3.1), независимо, в каком подразделе находится формула. Номер формулы заключают в круглые скобки и располагают в крайнем правом положении на уровне строки формулы. Применение печатных и рукописных символов в одной формуле не допускается.

Номер раздела, и порядковый номер формулы разделяются точкой, точка после номера формулы не ставится. На странице текста, при где m – масса образца, кг;

V – объем образца, м3.

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, отделяют запятой.

При использовании формул

Наши рекомендации