Возрастные особенности развития спринтеров.
С целью прогноза способностей успешно могут быть применены модельные характеристики сильнейших спортсменов. Они позволяют определить комплекс требований, предъявляемых к бегунам, специализирующимся в спринте. Важным параметром при создании модели спортсмена-олимпийца могут стать данные о возрасте начала занятий спортом, возрасте начала специализированной подготовки, многолетней динамике спортивных результатов сильнейших спринтеров мира.
Выявлено, что возраст, в котором спортсмены добиваются наивысших достижений в спринте, величина довольно стабильная. Средний возраст финалистов на последних Олимпиадах (1956- 1996 гг.) составляет 22-24 года.
Проведенный анализ спортивных биографий сильнейших спринтеров мира показал, что число атлетов, начавших выступления в беге на короткие дистанции в 13-14 лет, всего 32,4%. В то же время у 16 человек (43,2%) первые старты зафиксированы после 16-летнего возраста.
Динамика спортивных результатов у сильнейших спринтеров мира
Возраст, лет Число спортсменов Отношение исходных результатов к наилучшим, Исходный уровень, с Лучший результат, с Возраст достижения лучшего результата, лет Время, затраченное на достижение результата, лет13-14.Практика показывает, что начинать занятия в спринте можно в широком возрастном диапазоне. Это необходимо учитывать учителям физического воспитания, тренерам и руководителям спортивных школ, так как сейчас при приеме в секции спринтерского бега "возрастной ценз" ограничен, в основном, 13-14 годами. Отметим, что в зависимости от возраста, в котором начали специализированные занятия спринтеры, изменяется соответственно и уровень первоначальных результатов, и возраст достижения ими наивысших показателей. Чем позже начали выступления в соревнованиях атлеты, тем более высоких результатов они достигли в начале своей спортивной карьеры. Очевидно, это связано со степенью завершенности процессов биологического развития организма. Большое значение для успеха в спринте имеет разносторонняя физическая подготовленность, приобретенная спортсменами в подростковом и юношеском возрасте в процессе занятий футболом, баскетболом и другими видами спорта.
Таким был путь К. Льюиса. Карл Льюис вырос в спортивной семье. Отец и мать в молодости были отличными легкоатлетами. Завершив выступления, они стали тренерами. Карл уже с 8 лет играл в бейсбол, футбол, баскетбол, участвовал в импровизированных соревнованиях по легкой атлетике. Среди сверстников К. Льюис "выделялся" только тем, что уступал им в росте. Только в 15 лет ему удалось за 2 месяца подрасти сразу на 7 см. В этот период резко улучшились его спортивные достижения: в прыжках в длину - 7 м 62 см, в беге на 100 ярдов - 9,8 с. За один год результат в беге на 100 ярдов был улучшен на 0,8 с! После окончания школы Карл, как подающий надежды спортсмен, был приглашен на учебу в университет города Хьюстона, где в 19 лет стал лучшим спринтером и прыгуном (100 м - 10,21 с и длина - 8 м 11 см) этого известного своими спортивными традициями учебного заведения.
Независимо от возраста начала занятий спринтом, первоначальных результатов и темпов прироста, к 5-му году тренировки результаты почти у всех спортсменов в беге на 100 м были лучше 10,5 сек. Для достижения же наилучших результатов им пришлось затратить 8-9 лет.
Оценивая при отборе основные факторы, определяющие в будущем результативность в спринтерском беге, принимаются во внимание и модельные характеристики сильнейших спортсменов. Т.е. сравнивается модель настоящего и модель будущего. Такое сравнение позволяет наиболее рационально построить индивидуальную программу тренировок спортсменов. Используя педагогические контрольные испытания - тесты, можно определить двигательные способности новичков. При этом наиболее способными, как правило, признаются те дети и подростки, у которых исходный уровень физических качеств выше, чем у их сверстников. Однако практика отбора юных спортсменов только на основе результатов приемных испытаний не совсем надежна, так как она не учитывает индивидуальных особенностей ребят. Практика показывает, что довольно часто ребята со средними способностями к спринтерскому бегу, но обладающие относительно высоким уровнем физической подготовленности, приобретенной ими при занятиях другими видами спорта в секциях или просто при высокой двигательной активности в детском возрасте, могут на первых порах превосходить своих сверстников по различным контрольным испытаниям. Именно поэтому при первоначальном тестировании следует учитывать двигательный опыт детей и подростков. Важным критерием спортивного отбора и ориентации является темп индивидуального полового развития. Известно, что девушки и юноши с ускоренным темпом полового созревания имеют некоторые преимущества в спортивно-технических показателях по сравнению со своими сверстниками с нормальным темпом биологической зрелости. Однако преимущества эти носят временный, преходящий характер. Данный факт свидетельствует о том, что определение одаренности юных спортсменов по их результатам в тестах требует параллельной оценки половой зрелости, так как в пределах одного паспортного возраста могут быть существенные колебания биологического возраста (до 2-х лет). Надежность прогнозирования способностей юных бегунов на короткие дистанции может быть обеспечена лишь при учете двух интегральных показателей: исходного уровня развития физических качеств и темпов прироста физических качеств. Экспериментально выявлено, что наибольшие относительные изменения показателей, характеризующие физические качества спринтера, претерпевают в первые 1,5 года занятий .
В 11–12 лет различия между мальчиками и девочками в скоростно-силовой подготовленности наименьшие за период обучения в школе. Начиная с 13 лет мышечная масса заметно увеличивается. Начинает возрастать ее доля в общей массе тела, и к 15 годам она составляет уже примерно 33%. У подростков 12–14 лет наиболее значительно изменяется сила мышц-разгибателей туловища, бедра и сгибателей стопы. В мышцах увеличивается преимущественно сухожильная часть, мышечная часть тоже растет, но в меньшей мере. Это несколько снижает сократительную способность мышц, но увеличивает их выносливость. Сила растет за счет увеличения поперечника мышечных волокон. Количество мышечных веретен увеличивается, особенно в тех участках мышечного волокна, которые испытывают наибольшее растяжение. Это повышает быстроту сокращений мышцы. У девочек прирост массы тела и силы мышц вдвое меньше, чем у мальчиков. Можно сделать вывод, что морфофункциональные предпосылки вполне благоприятны для выполнения силовых упражнений и мальчиками, и девочками. Однако при дозировке нагрузок необходимо учитывать, что девочки вдвое отстают в приростах силы от мальчиков, что им значительно труднее выполнять упражнения, связанные с преодолением массы тела, в висах и упорах.
Различны и показатели выносливости (общей, скоростной, силовой) между мальчиками и девочками, у мальчиков они продолжают улучшаться. У девочек же при переходе от среднего к старшему школьному возрасту рост различных показателей выносливости резко замедляется, останавливается или даже ухудшается, что особенно заметно для статической силовой выносливости различных групп мышц. Например, статическая силовая выносливость (тест «вис на согнутых руках»), которая росла до 10–11 лет, резко снижается и почти не изменяется до 13–14 лет, снова резко увеличивается и с 15–16 лет столь же резко снижается до уровня 7-летних девочек. Такие колебания обусловлены ростом неактивной массы тела в период полового созревания и, конечно же, отсутствием тренировки данного типа выносливости в школе и дома. У девочек статическая выносливость мышц брюшного пресса и сгибателей бедра, оцениваемая числом сгибаний туловища из положения лежа на спине, подниманием прямых ног до угла 90° растет до 11–12 лет, за тем эти показатели постепенно снижаются до уровня семилетних. Однако выносливость мышц спины у девочек равномерно возрастает вплоть до 17 лет. Данный возраст продолжает оставаться благоприятным для развития ловкости, координации движений. Подростки готовы к развитию более сложных проявлений ловкос ти: ориентированию в пространстве, ритму и темпу движения, повышению мышечного чувства, оценке временных параметров двигательных действий. К 13–15 годам почти завершается формирование двигательного анализатора. Повышается роль зрения в ориентировании в пространстве. Способность точности воспроизведения мышечных на пряжений продолжает развиваться до 16 лет и достигает почти максимума. К 15 годам улучшается способность учащихся поддерживать постоянную скорость в сложно координированных упражнениях. Для улучшения координации движений необходимо обращать внимание на быстрый переход от ненапряженного состояния мышц к напряженному и наоборот. Нужно научить в этом возрасте расслаблять мышцы. Половые различия в уровне развития скоростных способностей незначительны до 12–13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий.К 13–14 годам становится выше угловая скорость движений в суставах, в большей мере растет скорость движений кисти, предплечья, стопы и голени. К 14 годам достигает максимума частота в движениях, выполняемых без отягощения. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта положительно сказываются на скоростных способностях: развивается способность к быстрому реагированию, улучшается быстрота одиночного сокращения. Если в младшем возрасте особое внимание обращалось развитию гибкости, то в среднем школьном возрасте ставится задача поддерживать ее на достигнутом уровне и совершенствовать специальными упражнениями, в противном случае гибкость будет регрессировать. Девочки более склонны к развитию гибкости, нежели мальчики, и их оценочные нормативы более высоки.( Москомспорт - справочники и методические пособия, Показать все документы источника, Современная подготовка юных спортсменов от 1/2009, стр. 41 – 47. Автор: Никитушкин Виктор Григорьевич)