Основные положения в стартовых колодок
Актуальность.
От техники низкого старта и стартового разгона в значительной степени зависит результат на всех спринтерских дистанциях. Особое значение низкий старт и стартовый разгон имеет в беге на 60 и 100 метров. Большинство российских спринтеров отстают от мировых и европейских атлетов. Последними спринтерами, которые показывали достойный результат были Андрей Епишин и Валерий Борзов. По последним данным, взятым с официального сайта международной федерации легкой атлетики , наши спринтеры проигрывают на 60 метров атлетам из Европы в среднем на 0,2 сек. Такая же ситуация обстоит и со 100 метровой дистанцией, в среднем мы отстаем на 0,2 сек. В связи с тем, что дистанция 60 метров является самым коротким спринтом, а отставание со 100 метрами одинаковое – это может говорить о проблеме низкого старта и стартового разгона наших спринтеров.
Наибольшую скорость развивают, разумеется, бегуны на короткие дистанции. В процессе стартового разгона, на первых тридцати-сорока метрах, этот показатель может достигать 11 метров в секунду, и далее, на всем протяжении дистанции, спортсмен бежит примерно с той же скоростью. Незначительное ее снижение, вызванное усталостью организма в условиях кислородного дефицита, происходит где-то на 80-100 метрах. По этим причинам именно результаты стометровки дают объективное представление о скоростных качествах человека.
Если же говорить о реальных цифрах, то бегун Уэйн Болт, являющийся обладателем мирового рекорда, прошел дистанцию в 100 метров со скоростью 45 километров в час.
Гипотеза .
Предлагается ,что оптимизация техники низкого старта и стартового разбега за счет уменьшение угла в коленном суставе в стартовом разгоне и понижение ОЦТ тела в стартовом разгоне ,позволит улучшишь результат , за счет увеличения скорости в стартовом разгоне у спринтеров.
Объект исследования.Техника низкого старта и стартовый разгон.
Предмет исследования. Угол в коленном суставе во время стартового разгона и нахождение ОЦТ тема в пространстве.
Цель работы:оптимизировать методику начального обучение технике низкого старта с учетом современных тенденций выполнение низкого старта спортсменами мирового уровня.
Задачи работы:
1. Определить влияние старта и стартового разгона на скорость бега по дистанции у спринтеров.
2.Провести сравнительных анализ техники низкого старта сильнейших спринтеров мира и сильнейших спринтеров России.
3. Оптимизировать методику обучения технике низкого старта на этапе начального обучения.
4. Проверить и оценить эффективность разработанной оптимизированной методики начального обучения низкому старту.
Новизна работы.
В спринтерском беге существует много элементов техники и особое влияние на скорость бега является старт и стартовый разгон .
Практическое значимость.
В оптимизации методики ….......... обучение современной технике низкого старта и стартового разгона.
Глава 1. Оптимизация техники низкого старта в подготовки спринтеров.
Основные понятия низкого старта .
В спринтерском беге применяется низкий старт, позволяющий быстрее начать бег и развить максимальную скорость на коротком отрезке. При низком старте ОЦМТ бегуна сразу оказывается далеко впереди опоры-как только спортсмен отделит руки от дорожки. Для быстрого выхода со старта применяются стартовый станок и колодки . Они обеспечивают твердую опору для отталкивания , стабильность расстановка ног и углов наклона опорных площадок.
В зависимости от расположения колодок изменяется и угол наклона опорных площадок: с приближением колодок к стартовой линии он уменьшается, с удалением их увеличивается . Расстояние между колодками и удаление их от стартовой линии зависят от особенностей телосложения бегуна, уровня развития его быстроты, силы и других качеств
Стартовое ускорение начинается с отрыва ноги от дальней стартовой колодки и заканчивается на 6 – 10 шаге (6 – 15 м дистанции) от передней колодки или на 2-й секунде от начала стартового ускорения. От начала старта до второй секунды набор скорости бега происходит за счёт активного взаимодействия с опорой. Иными словами бегун набирает скорость активным отталкиванием от опоры. В конце этого этапа техника бега начинает походить на бег по дистанции
Стартовый разгон. На участке от 2-ой сек. до 3,5 – 4,0 сек. от начала бега происходит окончательная перестройка техники бега от стартового ускорения к бегу по дистанции, а к 5,5 – 6,0 сек. спортсмен набирает максимальную скорость на которую он способен. В итоге получаем, что набор максимальной скорости распадается на 3 составляющих:
1-й этап 0 – 2,0 сек.
2-й этап 2,0 – (3,5 – 4,0)сек.
3-й этап (3,5 – 4,0) – (5,5 – 6,0)сек.
Ведущие технические элементы на каждом из этапов старта.
Стартовое ускорение: от 0 – 2,0 сек.
А) на первых 2-3 шагах максимально быстро выносить бедро маховой ноги. Вынос бедра маховой ноги как можно выше.
Б) одновременно с махом ноги оттолкнуться от передней колодки.
В) постановка ноги на опору на первых 2-3 шагах немного позади проекции ОЦМТ (желательно) остальные как можно ближе к проекции ОЦМТ.
Г) амплитуда движения желательно максимальная.
На данном этапе частота и длина беговых шагов должна быть сбалансирована, как и на всех других этапах.
Стартовый разгон: от 2,0 – (3,5-4,0)сек.
В этот промежуток времени техника бега окончательно переходит от техники стартового ускорения в технику бега по дистанции. Основные рекомендации по выходу на нужные параметры техники бега по дистанции.
А) Отталкивание от опоры осуществлять за счёт разгибателей бедра и спины
Б) Отталкивание закачивается сгибанием стопы в голеностопном суставе.
В) Складывание ноги после завершения отталкивания осуществляется по инерции (баллистический принцип).
Г) Сложенную ногу разогнать до максимально большой скорости и вынести вперёд вверх.
Д) Постановка ноги осуществляется броском вниз (все суставы ноги максимально расслаблены).
Е) Работа ног, рук осуществляется на полной амплитуде всех звеньев. Только при этом будет использоваться ресурс баллистического принципа.
Ж) Бег при этих условиях становиться свободным и не закрепощённым и не вызывает внутренних напряжений (или внутреннего трения).
З) Очень важно при всём при этом избавиться от всех основных элементов напряжённости бегуна начиная от стиснутых челюстей шеи плечевого пояса и заканчивая голеностопным суставом. Всё это рождает внутреннее напряжение и порождает зажимы в суставах и как следствие понижение скорости перемещения.
На этом этапе скорость достигает до 95% от максимального значения.
Заключительный этап набора скорости от 3,5 – 4,0 до 5,5 – 6,0 сек. На этом этапе происходит окончательная коррекция техники бега согласно выше перечисленным принципам. Ведётся контроль над всеми возникающими напряжениями и техникой бега по внутренним ощущениям до финиша.
На этапе от 3,5 – 4,0 до 5,5 – 6,0 сек. происходят очень важные события окончательная корректировка техники бега и избавление от внутренних напряжений.
По нашему мнению корректировка техники бега и избавление от внутренних напряжений это, одно итоже. Ещё лучше дефекты техники и внутренние напряжения нужно называть внутренним трением системы и вот почему. При вынужденных колебаниях маятника возникающие не согласованные действия приложения усилий к амплитуде колебаний ведут к гашению скорости колебаний. Не наступают условия резонансной частоты, которая даёт максимальную скорость передвижения ног и рук. Основываясь на этих постулатах механики, можно и нужно сделать вывод отсутствие внутреннего трения в системе минимально уменьшить тормозящие процессы. А приложения согласованных усилий с вынужденными колебаниями способствует возникновению частотного резонанса. Это вызвано тем, что в голове у бегуна возникает модель бегового шага и убыстряется прохождение нервных импульсов от мозга к двигательным центрам. При этом происходит увеличения частоты беговых шагов до 5% от имеющегося номинала без уменьшения длины беговых шагов. Всё это способствует увеличению скорости бега, до 0,5м/сек и, как следствие результат на 100 метровой дистанции уменьшается на 0,4 секунды. Увеличение частотных характеристик бега волевым усилием уменьшает значительно длину бегового шага, что чаще всего не только не увеличивает, но и снижает скорость бега.( "Э.С.Озолин. Спринтерский бег 2010 г.176 стр".)
Актуальность.
От техники низкого старта и стартового разгона в значительной степени зависит результат на всех спринтерских дистанциях. Особое значение низкий старт и стартовый разгон имеет в беге на 60 и 100 метров. Большинство российских спринтеров отстают от мировых и европейских атлетов. Последними спринтерами, которые показывали достойный результат были Андрей Епишин и Валерий Борзов. По последним данным, взятым с официального сайта международной федерации легкой атлетики , наши спринтеры проигрывают на 60 метров атлетам из Европы в среднем на 0,2 сек. Такая же ситуация обстоит и со 100 метровой дистанцией, в среднем мы отстаем на 0,2 сек. В связи с тем, что дистанция 60 метров является самым коротким спринтом, а отставание со 100 метрами одинаковое – это может говорить о проблеме низкого старта и стартового разгона наших спринтеров.
Наибольшую скорость развивают, разумеется, бегуны на короткие дистанции. В процессе стартового разгона, на первых тридцати-сорока метрах, этот показатель может достигать 11 метров в секунду, и далее, на всем протяжении дистанции, спортсмен бежит примерно с той же скоростью. Незначительное ее снижение, вызванное усталостью организма в условиях кислородного дефицита, происходит где-то на 80-100 метрах. По этим причинам именно результаты стометровки дают объективное представление о скоростных качествах человека.
Если же говорить о реальных цифрах, то бегун Уэйн Болт, являющийся обладателем мирового рекорда, прошел дистанцию в 100 метров со скоростью 45 километров в час.
Гипотеза .
Предлагается ,что оптимизация техники низкого старта и стартового разбега за счет уменьшение угла в коленном суставе в стартовом разгоне и понижение ОЦТ тела в стартовом разгоне ,позволит улучшишь результат , за счет увеличения скорости в стартовом разгоне у спринтеров.
Объект исследования.Техника низкого старта и стартовый разгон.
Предмет исследования. Угол в коленном суставе во время стартового разгона и нахождение ОЦТ тема в пространстве.
Цель работы:оптимизировать методику начального обучение технике низкого старта с учетом современных тенденций выполнение низкого старта спортсменами мирового уровня.
Задачи работы:
1. Определить влияние старта и стартового разгона на скорость бега по дистанции у спринтеров.
2.Провести сравнительных анализ техники низкого старта сильнейших спринтеров мира и сильнейших спринтеров России.
3. Оптимизировать методику обучения технике низкого старта на этапе начального обучения.
4. Проверить и оценить эффективность разработанной оптимизированной методики начального обучения низкому старту.
Новизна работы.
В спринтерском беге существует много элементов техники и особое влияние на скорость бега является старт и стартовый разгон .
Практическое значимость.
В оптимизации методики ….......... обучение современной технике низкого старта и стартового разгона.
Глава 1. Оптимизация техники низкого старта в подготовки спринтеров.
Основные понятия низкого старта .
В спринтерском беге применяется низкий старт, позволяющий быстрее начать бег и развить максимальную скорость на коротком отрезке. При низком старте ОЦМТ бегуна сразу оказывается далеко впереди опоры-как только спортсмен отделит руки от дорожки. Для быстрого выхода со старта применяются стартовый станок и колодки . Они обеспечивают твердую опору для отталкивания , стабильность расстановка ног и углов наклона опорных площадок.
В зависимости от расположения колодок изменяется и угол наклона опорных площадок: с приближением колодок к стартовой линии он уменьшается, с удалением их увеличивается . Расстояние между колодками и удаление их от стартовой линии зависят от особенностей телосложения бегуна, уровня развития его быстроты, силы и других качеств
Стартовое ускорение начинается с отрыва ноги от дальней стартовой колодки и заканчивается на 6 – 10 шаге (6 – 15 м дистанции) от передней колодки или на 2-й секунде от начала стартового ускорения. От начала старта до второй секунды набор скорости бега происходит за счёт активного взаимодействия с опорой. Иными словами бегун набирает скорость активным отталкиванием от опоры. В конце этого этапа техника бега начинает походить на бег по дистанции
Стартовый разгон. На участке от 2-ой сек. до 3,5 – 4,0 сек. от начала бега происходит окончательная перестройка техники бега от стартового ускорения к бегу по дистанции, а к 5,5 – 6,0 сек. спортсмен набирает максимальную скорость на которую он способен. В итоге получаем, что набор максимальной скорости распадается на 3 составляющих:
1-й этап 0 – 2,0 сек.
2-й этап 2,0 – (3,5 – 4,0)сек.
3-й этап (3,5 – 4,0) – (5,5 – 6,0)сек.
Ведущие технические элементы на каждом из этапов старта.
Стартовое ускорение: от 0 – 2,0 сек.
А) на первых 2-3 шагах максимально быстро выносить бедро маховой ноги. Вынос бедра маховой ноги как можно выше.
Б) одновременно с махом ноги оттолкнуться от передней колодки.
В) постановка ноги на опору на первых 2-3 шагах немного позади проекции ОЦМТ (желательно) остальные как можно ближе к проекции ОЦМТ.
Г) амплитуда движения желательно максимальная.
На данном этапе частота и длина беговых шагов должна быть сбалансирована, как и на всех других этапах.
Стартовый разгон: от 2,0 – (3,5-4,0)сек.
В этот промежуток времени техника бега окончательно переходит от техники стартового ускорения в технику бега по дистанции. Основные рекомендации по выходу на нужные параметры техники бега по дистанции.
А) Отталкивание от опоры осуществлять за счёт разгибателей бедра и спины
Б) Отталкивание закачивается сгибанием стопы в голеностопном суставе.
В) Складывание ноги после завершения отталкивания осуществляется по инерции (баллистический принцип).
Г) Сложенную ногу разогнать до максимально большой скорости и вынести вперёд вверх.
Д) Постановка ноги осуществляется броском вниз (все суставы ноги максимально расслаблены).
Е) Работа ног, рук осуществляется на полной амплитуде всех звеньев. Только при этом будет использоваться ресурс баллистического принципа.
Ж) Бег при этих условиях становиться свободным и не закрепощённым и не вызывает внутренних напряжений (или внутреннего трения).
З) Очень важно при всём при этом избавиться от всех основных элементов напряжённости бегуна начиная от стиснутых челюстей шеи плечевого пояса и заканчивая голеностопным суставом. Всё это рождает внутреннее напряжение и порождает зажимы в суставах и как следствие понижение скорости перемещения.
На этом этапе скорость достигает до 95% от максимального значения.
Заключительный этап набора скорости от 3,5 – 4,0 до 5,5 – 6,0 сек. На этом этапе происходит окончательная коррекция техники бега согласно выше перечисленным принципам. Ведётся контроль над всеми возникающими напряжениями и техникой бега по внутренним ощущениям до финиша.
На этапе от 3,5 – 4,0 до 5,5 – 6,0 сек. происходят очень важные события окончательная корректировка техники бега и избавление от внутренних напряжений.
По нашему мнению корректировка техники бега и избавление от внутренних напряжений это, одно итоже. Ещё лучше дефекты техники и внутренние напряжения нужно называть внутренним трением системы и вот почему. При вынужденных колебаниях маятника возникающие не согласованные действия приложения усилий к амплитуде колебаний ведут к гашению скорости колебаний. Не наступают условия резонансной частоты, которая даёт максимальную скорость передвижения ног и рук. Основываясь на этих постулатах механики, можно и нужно сделать вывод отсутствие внутреннего трения в системе минимально уменьшить тормозящие процессы. А приложения согласованных усилий с вынужденными колебаниями способствует возникновению частотного резонанса. Это вызвано тем, что в голове у бегуна возникает модель бегового шага и убыстряется прохождение нервных импульсов от мозга к двигательным центрам. При этом происходит увеличения частоты беговых шагов до 5% от имеющегося номинала без уменьшения длины беговых шагов. Всё это способствует увеличению скорости бега, до 0,5м/сек и, как следствие результат на 100 метровой дистанции уменьшается на 0,4 секунды. Увеличение частотных характеристик бега волевым усилием уменьшает значительно длину бегового шага, что чаще всего не только не увеличивает, но и снижает скорость бега.( "Э.С.Озолин. Спринтерский бег 2010 г.176 стр".)
Основные положения в стартовых колодок
Начало бега (старт). В спринте применяется низкий старт, позволяющий быстрее начать бег и развить максимальную скорость на коротком отрезке.
Для быстрого выхода со старта применяются стартовый станок и колодки. Они обеспечивают твердую опору для отталкивания, стабильность расстановки ног и углов наклона опорных площадок.
В расположении стартовых колодок можно выделить три основных варианта:
1. При «обычном» старте передняя колодка устанавливается на расстоянии 1—1,5 стопы спортсмена от стартовой линии, а задняя колодка — на расстоянии длины голени (около 2 стоп) от передней колодки;
2. При «растянутом» старте бегуны сокращают расстояние между колодками до 1 стопы и менее, расстояние от стартовой линии до передней колодки составляет около 2 стоп спортсмена;
3. При «сближенном» старте расстояние между колодками также сокращается до 1 стопы и менее, но расстояние от стартовой линии до передней колодки составляет 1—1,5 длины стопы спортсмена.(«Ратов И. П. Биомеханические технологии подготовки спортсменов / И. П. Ратов, Г. И. Попов, А. А. Лонгинов, Б. В. Шмонин. — М.: Физкультура и спорт, 2007. — 120 с.»)
Стартовые колодки, расположенные близко друг к другу, обеспечивают одновременное усилие обеих ног для начала бега и создают большее ускорение бегуну на первом шаге. Однако сближенное положение ступней и почти одновременное отталкивание обеими ногами затрудняют переход к попеременному отталкиванию ногами на последующих шагах.
Опорная площадка передней колодки наклонена под углом 45—50°, задняя — 60—80°. Расстояние (по ширине) между осями колодок обычно равно 18—20см. В зависимости от расположения колодок изменяется и угол наклона опорных площадок: с приближением колодок к стартовой линии он уменьшается, с удалением их увеличивается. Расстояние между колодками и удаление их от стартовой линии зависят от особенностей телосложения бегуна, уровня развития его быстроты, силы и других качеств.
По команде «На старт!» бегун становится впереди колодок, приседает и ставит руки впереди стартовой линии. Из этого положения он движением спереди назад упирается ногой в опорную площадку стартовой колодки, стоящей впереди, а другой ногой — в заднюю колодку. Носки туфель касаются рантом дорожки или первые два шипа упираются в дорожку. Встав на колено сзади стоящей ноги, бегун переносит руки через стартовую линию к себе и ставит их вплотную к ней. Пальцы рук образуют упругий свод между большим пальцем и остальными, сомкнутыми между собой. Прямые ненапряженные руки расставлены на ширину плеч. Туловище выпрямлено, голова держится прямо по отношению к туловищу. Тяжесть тела равномерно распределена между руками, стопой ноги, стоящей впереди, и коленом другой ноги.
По команде «Внимание!» бегун слегка выпрямляет ноги, отделяет колено сзади стоящей ноги от дорожки. Ступни плотно упираются в опорные площадки колодок. Туловище держится прямо. Таз приподнимается на 10—20 см выше уровня плеч до положения, когда голени будут параллельны. В этой позе важно не перенести чрезмерно тяжесть тела на руки, так как это отрицательно отражается на времени выполнения низкого старта.
В позе готовности важное значение имеет угол сгибания ног в коленных суставах. Увеличение этого угла (в известных пределах) способствует более быстрому отталкиванию. В позе стартовой готовности оптимальные углы между бедром и голенью ноги, опирающейся о переднюю колодку, равны 92—105°; ноги, опирающейся о заднюю колодку,— 115—138°, угол между туловищем и бедром впереди стоящей ноги составляет 19—23°. Указанные значения углов можно использовать для построения оптимальной стартовой позы; вначале с помощью транспортира расположить тело спортсмена в соответствии с оптимальными углами сгибания ведущих звеньев тела, а затем «подставить» ему стартовые колодки.
Угол отталкивания при первом шаге с колодки составляет у квалифицированных спринтеров 42—50°, бедро маховой ноги приближается к туловищу на угол около 30°. Указанное положение удобно для выполнения мощного отталкивания от колодок и сохранения общего наклона тела на первых шагах бега. ( Ратов И. П. Биомеханические технологии подготовки спортсменов / И. П. Ратов, Г. И. Попов, А. А. Лонгинов, Б. В. Шмонин. — М.: Физкультура и спорт, 2007..)