Использование показателей надежности для оценки качества ТО и ремонта ТМО.
На современном этапе технического прогресса одной из важнейшихтехнических и экономических проблем стала проблема повышения качества производимой продукции. Поэтому на повышение качества продукции должны быть нацелены весь механизм планирования и управления. Для эффективного функционирования сервисных предприятийнеобходимо создание эффективно действующей системы обеспечениякачества. Показатели надежности это показатели, характеризующие сложное свойство продукции сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования.Эти показатели могут быть использованы для оценки качества работтехнического обслуживания и ремонта машин.Надежность состоит из сочетаний свойств: безотказности, долговеч-ности, ремонтопригодности и сохраняемости. Исправное состояние подвижного состава обеспечивается проведением технического обслуживания.Под ТО понимают комплекс операций по поддержанию подвижногосостава в работоспособном состоянии; обеспечению- экономичности егоработы, безопасности движения; уменьшению интенсивности измененияпараметров технического состояния; предупреждению отказов. Важное место в системе показателей, характеризующих качество ТОи ремонта автомобиля, занимают показатели надежности автомобиля.Вне связи с другими характеристиками высокая надежность еще неопределяет высокого качества технического состояния подвижного состава, но без нее не могут быть полностью реализованы технико-эксплуатационные данные автомобиля. Чаще всего оценка надежностипроизводится с помощью наработки на отказ – одного из показателей безотказности, характеризующей свойство автомобиля сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки.Этот показатель используется при определении ресурсов агрегатов и деталей автомобиля, прогнозировании их отказов, планировании потребности взапасных частях, определении межремонтных пробегов, периодичности ТО и т.д.В связи с тем, что в эксплуатации исправное состояние автомобиля обеспечивается проведением ТО и ремонта, то система оценок надежности автомобиля должна реализовываться с учетом показателей качества выполнения ТО и ремонта. Оценка работоспособности и исправности автомобиля, его агрегатов и узлов после ТО и ремонта может осуществляться с помощью фактической наработки на операцию ремонта. lTP = L/M, (15.1)где L – пробег автомобиля между TO-2, тыс. км;М – количество выполненных операций ремонта между TO-2, ед.Показатель «Наработка на операцию ремонта» может косвенно характеризовать надежность автомобиля в эксплуатации, прежде всего его безотказность и сохранность. Его можно также использовать в целях ана-326лиза достигнутого уровня качества ТО и ремонта автомобиля в эксплуатации, для чего уровень качества (К) рекомендуется определять какK= lТР / lТР(Н) , (15.2)где lТР(Н) – нормативная наработка на операцию ремонта, тыс. км. Существуют следующие показатели качества: качество технического состояния автомобилей, систем и агрегатов. Назначением показателя является осуществление оперативного контроля качества ремонта; оценка ка-чества технического состояния автомобиля, узлов, систем и агрегатов; оп-ределение объема сопутствующего ремонта; общая оценка качества экс-плуатации автомобилей; анализ и планирование технико-экономическихпоказателей работы предприятия; качество видов ТО и ремонта автомобилей.Этот показатель позволяет проводить анализ эффективности видовТО и ремонта и определять их рациональную организацию; качество вы-полнения основных операции ТО и ремонта автомобилей. Показатель по-зволяет разрабатывать мероприятия по подготовке производства, направленные на повышение качества операций ТО и ремонта, осуществлять выбор направлений по усилению их приемочного контроля, а также корректировать перечни операций ТО и ремонта; качество труда исполнителей.Применение этого показателя обеспечивает принятие решений по моральному и материальному стимулированию, организации социалистического соревнования и развитию внутреннего хозрасчета; качество приемочного контроля смазочных, очистительных, заправочных, уборочно-моечных работ ЕО и ТО. С помощью этого показателя оценивается качество работы бригад ЕО и TO-1, разрабатываются мероприятия по повышению требований к внешнему виду и чистоте автомобилей, к уменьшению их износа. Частота появления отказов и повреждений автомобилей в цикле ТО зависит от его вида и имеет соответствующие закономерности в циклах ТО-1 и TO-2. Поэтому формирование значений наработки на операцию ремонта, как показателя качества технического состояния, производится после завершения цикла ТО за период между очередными TO-2. Таким образом, величина наработки на операцию ремонта характеризуется совокупностью отклонений от номинала параметров состояния автомобилей за период между очередными TO-2.