Понятие о технологическом процессе, технологии, операции, переходе.
Ремонт или обслуживание автомобиля, его узлов выполняется по определенной технологии. Технология ТО и ТР а/м — это совокупность методов изменения его технического состояния с целью обеспечения работоспособности. Технологический процесс — это совокупность операций, выполняемых планомерно и последовательно во времени и пространстве над а/м (агрегатом). Операция — законченная часть технологического процесса, выполняемая над данным объектом (а/м) или его элементом одним или несколькими исполнителями на одном рабочем месте. Часть операции, характеризуемая неизменностью применяемого оборудования или инструмента, называется переходом. На проведение технических обслуживаний и текущих ремонтов специализированными проектными организациями разрабатываются типовые технологии, которые для каждого конкретного АТП требуют привязки с учетом категории условий эксплуатации и особенно состояния производственно-технической базы. Технологические процессы на технические обслуживания требуют минимальной привязки. Привязка технологических процессов на текущий ремонт сложнее, поскольку отказы автомобиля случайны по месту, времени, трудоемкости и количеству возникновения, труднее поддаются регламентации. При внедрении технологических процессов следует учитывать оснащенность рабочих постов оборудованием, инструментом, приборами, технологической документацией, проводить обучение исполнителей выполнению закрепленных операций и соблюдению технических условий. Совокупность технологических процессов технического обслуживания и текущего ремонта представляет собой производственный процесс автотранспортного предприятия.
При осуществлении технологического процесса ТО и ТР авто производятся работы, направленные на поддержание его технического состояния на заданном уровне. Рациональная последовательность выполнения работ обеспечивается технической документацией в виде технологических карт, заводских инструкций, технических условий и т.д. Технологический процесс ТО и ТР осуществляется на рабочих постах. Различают два метода организации работ ТО: на универсальных и специализированных постах. Рекомендуется операции ТР выполнять совместно с процессом обслуживания ТО-2 при малой частоте повторяемости данной операции и в случае, если операции ТР имеют малую трудоемкость. Ремонт авто производится одним из двух методов: агрегатным или индивидуальным. Производственным процессом называется совокупность всех действий людей и орудий производства, необходимых на данном предприятии для изготовления или ремонта изделий. В производственный процесс входят не только основные процессы, связанные с преобразованием исходных материалов д.ля получения автомобилей и их составных частей, но и вспомогательные, например изготовление инструмента и приспособлений, ремонт оборудования, а также обслуживающие процессы (внутризаводская транспортировка материалов и деталей, складские операции, контроль и др.), обеспечивающие возможность изготовления, изделий. Особенности технологии ремонта:
Мойка, разборка, дефектовка, восстановление, сборка машин, окраска, очистка и испытание. Прерывные ТП подразделяются на циклические и не циклические. Циклические - это процессы, при которых часто повторяются однородные операции в определенной последовательности. Нециклические - неповторяющиеся прерывные процессы или повторяющиеся с различной последовательностью. Прерывные характеризуются периодичностью и повторяемостью процесса, и они преобладают в ТП ТО и Р ТМ и О К непрерывным относят процессы, при которых ТП изменение сырья в конечную продукцию на данном рабочем месте происходит непрерывно.
Принципы классификации технологического оборудования. Классификация технологического оборудования, используемого при ТО и ремонте САТТО. Понятие главного и основных параметров технологического оборудования.
Оборудование подразделяется на несколько признаков:
Универсальное оборудование кот. Применяться не только для ТО и Р но и для др отраслей.
Специализированное для ТО и Р. Из всей совокупности технологического оборудования можно выделить две различные и большие группы: 1. гаражное оборудование; 2. диагностическое оборудование. Данное оборудование рассматривается паралельно основываясь на общих принципах. Принцип по которому рассматривают обе группы: 1. функциональное назначение и укрупнённоефункцион назначение; 2. технологическое расположение 3. принцип действия (диагностика – метод контроля) 4. тип привода рабочего органа 5. степень специализации 6. степень подвижности; 7. уровень автоматизации. По функциональному назначению оборудование, применяемое для ТО и Р ТМО можно разделить на 9 групп: 1. подъемно – транспортное 2. шиномонтажное и шиноремонтное 3. смазочно – заправочное 4. уборочно – моечное 5. разборочно – сборочное 6. оборудование для ремонта навесного оборудования 7. специализированный инструмент 8. средства для диагностирования электрооборудования 9. средства для диагностирования и регулировки агрегатов, узлов и систем. Под укрупненным функциональным назначением понимается обобщенная цель применения оборудования. По этому признаку (критерию) оборудование подразделяется на группы следующим образом : 1. оборудование служащие для повышения производительности труда (составляет 37 %) 2. оборудование без которого невозможно или опасно выполнение работ (составляет 34%) 3. оборудование, повышающее качество выполнения работ ( составляет 16 % ) 4. оборудование комбинированного значения По принципу действия гаражное оборудование может быть: 1. инерционно – ударным 2. гидравлическим 3. тепловым и т.д. В зависимости на каком методе измерения основано диагностическое оборудование может быть метрическим, оптическим, виброаккустическим. По технологическому расположению диагностическое оборудование может быть внешнее, встроенное и смешанное. Все гаражное оборудование относится к внешнему. Внешнее в свою очередь делится на подвесное, напольное, канавное, над канавное. По типу привода рабочих органов все оборудование может иметь механический, электрический, гидравлический, пневматический и комбинированный привод. По степени специализации: узкоспециализированное и специализированное, универсальное и широкоуниверсальное. По подвижности: передвижное, переносное, стационарное. По уровню автоматизации: ручное, механизированное, автоматизированное.
По подвижности все оборудование делится на: передвижное, переносное, стационарное.
Подавляющая часть стационарного оборудования не требует создания специализированных постов и устанавливается на участках ТР автомобилей: стенды для демонтажно-монтажных работ по двигателю, коробки передач, переднему мосту; ванны для проверки радиаторов, камер; гидравлические прессы и т.д.
Передвижное оборудование – тележки для транспортировки колес, аккумуляторных батарей, гаражные домкраты и другие не требуют определенных, закрепленных за ними, производственных площадей им при необходимости могут быть использованы на различных рабочих местах.
Переносное оборудование включает в себя главным образом инструменты, контрольные приборы, приспособления, другие устройства.
По уровню автоматизации оборудование делится на: ручное, механизированное, автоматизированное.
Ручное оборудование (не автоматизированное) требует обязательного участия исполнителя при его использовании, все операции при этом проводятся в ручную.
Качество работ, выполняемых таким оборудованием, во многом определяется квалификацией и опытом исполнителя.
При использовании механизированного оборудования часть операций по обслуживанию автомобиля выполняется автоматически.
Автоматизированное оборудование требует лишь незначительного вмешательства исполнителя (оператора). При его использовании все операции на ТО автомобиля выполняются автоматически – исполнитель только включает оборудование и задает нужный режим.
По функциональному назначению оборудование, применяемое на АТП И УТТ и СТО для ТО и ремонта, можно разделить на восемь групп:
1. уборочно-моечное;
2. подъемно - транспортное;
3. смазочно-заправочное;
4. шиномонтажное и шиноремонтное;
5. разборочно – сборочное;
6. специализированный инструмент;
7. средства для диагностирования электрооборудования;
8. средства для диагностирования и регулирования агрегатов, узлов и частей.
Виды работ ТО транспортно-технологических машин. Назначение работ по ЕО, ТО-1, ТО-2 и ТО-3 специальной автотракторной техники.