Действительные циклы ДВС. Индикаторные диаграммы
Действительный цикл - комплекс последовательных газодинамических и термодинамических процессов, обеспечивающих преобразование тепловой энергии в механическую.
Действительные циклы двигателей графически изображаются или в координатах давление-объем (r, V), или в координатах давление-угол поворота коленчатого вала (r, j). Такие графические зависимости давления от указанных параметров называются индикаторными диаграммами (рис.5.1, 5.2)
Рис. 4.1. Свернутая индикаторная диаграмма: 1-воздухоочиститель; 2-впускной клапан;
3-свеча зажигания; 4-выпускной клапан
Если в качестве независимой переменной принимается объем рабочей полости цилиндра V, то индикаторная диаграмма носит название свернутой (рис.5.1), а если независимой переменной является угол поворота коленчатого вала, то диаграмма называется развернутой (рис.5.2). Для научно-производственных целей при анализе эффективности процессов действительного цикла двигателя представляют интерес развернутые индикаторные диаграммы, снимаемые с использованием специальной аппаратуры. Свернутые индикаторные диаграммы используются главным образом в учебных целях для понимания процессов цикла теплового двигателя.
На рис. 5.1 и 5.2 приведены индикаторные диаграммы, характеризующие протекание процессов действительного (рабочего) цикла четырехтактного бензинового (карбюраторного) двигателя при нормальных регулировках систем питания, зажигания, технически исправном состоянии других систем. Вид диаграммы может существенно измениться при нарушении регулировок состава смеси и опережения зажигания, применении бензина с низкой детонационной стойкостью и по другим причинам. По индикаторной диаграмме можно оценить правильность выбранных регулировок и техническое состояние двигателя.
Рис. 4.2. Развернутая индикаторная диаграмма
Скоростная характеристика дизеля, анализ и определение эксплуатационных свойств энергетической установки
Дается сравнительный анализ характеристики рассчитываемого двигателя с точки зрения его эксплуатационных свойств:
а) указывается диапазон рабочих частот вращения (nН–nТ); для дизеля дополнительно отмечается режим перегрузки (работа на корректоре);
б) рассчитывается коэффициент приспособляемости –
;
в) указывается минимальный удельный расход топлива и соответствующая ему частота вращения (нагрузка).
Рис. 4.3. Скоростная характеристика дизеля с регуляторной ветвью.
Анализ эксплуатационный свойств двигателя по С.Х.
Приспособляемость (коэффициент приспособляемости) - Кп=Темах/ Тен
Приемистость - Пр = ΔР/ Δn
Топливная экономичность - bemin
Скоростной коэффициент устойчивой работы - Кс = nт/nн