Вопрос 1: Особенности проектирования и реализации ТП массового производства.Виды и особенности АЛ
Под массовым производством понимается производство, характеризуемое узкой номенклатурой и большим объемом выпуска изделий, непрерывно изготовляемых или ремонтируемых в течение продолжительного времени.
Длительное изготовление большого количества одних и тех же изделий делает возможной непрерывную загрузку основной массы ст-в одними и теми же загот., что, в свою очередь, позволяет широко использовать специальные и специализированные ст-и и автоматы, сложные специальные приспособления и автоматизированные устройства, специальные фасонные и многолезвийные режущие инструменты, высокоточные и автоматизированные контрольно-измерительные устройства и установки. Большие затраты на специальное высокопроизводительное оборудование и технологическую оснастку полностью окупаются в условиях массового производства даже при незначительном повышении производительности труда. Мас. пр-во, как правило, строится по принципам полной взаимозаменяемости деталей и узлов машин с исключением методов индивидуальной пригонки.Достижение необходимой точности обработки заготовок осуществляется на настроенных станках по методу автоматического получения размеров с использованием наиболее совершенных и точных исходных заготовок.
Поточная орг-я пр-ва — это форма орг-и пр-ва, хара-я расположением средств технол-го оснащения в последовательности выполнения операций ТП и специализации рабочих мест. При этом широко применяются разнообразные сборочные конвейеры и АЛ механической обработки. Только отдельные заготовки изделий массового производства изготовляются непоточными методами, (штамповка мелких деталей из листа, изготовление болтов и гаек на высадочных автоматах и выполнение других высокопроизводительных операций, не закрепляемых за определенным оборудованием).
При разработке технологических процессов обработки заготовок на поточных, и особенно на АЛ, желательно создание общего такта выполнения отдельных операций, т. е. их синхронизация, что существенно способствует повышению коэф. исп-я всех ст-в линии.
С учетом задачи синхронизации операций выбирается структура отдельных операций, применяются парал-я и послед-я обр-ки, разнообразные многоместные приспособления, наборы режущих инструментов и т. п.
Особое значение в масс-м пр-ве занимает выбор технол-х баз (наиб. распостр. базир-е в центрах).
При изготовлении ответственных деталей массового производства обработку наиболее важных поверхностей обычно осуществляют за несколько операций: за три (черновая, получистовая и чистовая) или за две (черновая и чистовая).
Таким образом, разделение процесса обработки на черновые и чистовые операции (или переходы) значительно повышает точность размеров и формы, а также качество поверхностей обрабатываемых заготовок. Связанное с таким разделением увеличение общего количества операций, а =>, и пр-го цикла изготовления деталей компенсируется в масс. пр-ве созданием поточных, и особенно АЛ, с автоматизацией межоперационного контроля и транспортирования заготовок на конвейерах, исключающего необходимость складирования и межоперационного пролеживания заготовок.
АЛ подразделяют на стационарные, роторные (комплектуются из рот-х автоматов, на которых обработка заготовок выполняется в процессе непрерывного транс-я их совместно с РИ. Т.о., главной особенностью РЛ явл. совмещение во времени транс-я заготовок и их обработки. Перемещение заготовки ко всем рот. автоматам производится транс-ми роторами.Траектория транс-го перемещения заготовки имеет замкнутую форму (обычно это окружность). Все инструментальные шпиндели оснащены одинаковыми инструментами и выполяют только одну ТО. Каждый инстр-й шпиндель соответствует шпинделю изделия.) и конвейерные. По количеству потоков различают однопоточные (каждая операция выполняется на одной заготовке) и многопоточные (одна и та же операция выполняется одновременно на нескольких заготовках). Транспортные потоки на линиях могут быть зависимыми и независимыми, то есть заготовки на последующую обработку поступают на определенное оборудование или нет. По числу типов одн-но обр-х загот. : однопредметные (однономенклатурные) и многопредметные (многономенклатурные).Переналаживаемая, непереналаживаемая, гибкая.
Гибкая АЛ - переналаживаемая на заданную и перенастраиваемая на новую номенклатуру деталей. Переналадка может осуществляться регулировкой или сменой отдельных элементов оснастки, транспортных или загрузочных устройств и т.д.
По компоновке: линейная, кольцевая, прямоугольная, зигзагообразная, Z-образная.
АЛ называют сблокированной (синхронной), если транспортная система и система управления связана общим циклом работы. В этом случае оборудование работает синхронно (заготовки загружаются, обрабатываются, передвигаются одновременно), и при последовательном расположении оборудования отказ любого станка вызывает в течение цикла остановку линии.
Несблокированные (несинхронные) АЛ такие, в которых транспортная система и система управления обеспечивают независимый цикл работы каждого станка, установленного последовательно или параллельно. Отказ любого станка не вызывает одновременного простоя АЛ, так как все другие станки продолжают работу до окончания межоперационных заделов, размещенных в накопителях или транспортной системе.
По характеру транспортирования заготовок АЛ делят на спутниковые (заготовки базируют, обрабатывают и транспортируют спутниках) и бесспутниковые.
Важным показателем конструкции транспортной системы и оборудования является способ транспортирования, который может быть: -сквозным (через зону обработки) или несквозным, при этом транспортный поток может быть ветвящимся и неветвящимся. В АЛ с ветвящимся потоком поток заготовок делится хотя бы на одной операции на несколько потоков, и обработка производится на параллельно работающих станках.
По виду обрабатываемых заготовок: корпусных деталей и тел вращения.
Переналаживаемые АЛ групповой обработки предназначены для изготовления двух-десяти, а иногда и более заранее известных аналогичных по конст-и, служ. назнач. и технологии обр-ки, близких по р-рам деталей в условиях крупносер. и мас. пр-ва. Эти линии используют при необх-ти одновременного выпуска нескольких модификаций деталей и узлов или машин. Обработка различных заготовок может вестись как парал-но так и послед-но после осуществления авт-кой или ручной переналадки. Возможность переналадки расширяется за счет использования специальных станков с ЧПУ.
Компоновки переналаживаемых АЛ:
- переналаживаемые АЛ с гибким транспортным потоком. (каж. типоразмера на линии пред-ют опред-е раб. позиции, сходные по ТП и по набору РИ. Каждая деталь имеет свой транспортный маршрут).
-Переналаживаемые АЛ с послед-й обр-й загот. различных типоразмеров. Основное технол-е и транс-е обор-е, также как и СУ, перенал-е. Все заготовки имеют сходный ТП при одинаковом числе раб. позиций. Время перенал. сравнительно велико, вследствие чего обработка ведется крупными партиями.
-Переналаживаемые АЛ с фиксир-м транс-м потоком деталей (транс-е устр-ва для всей группы обр-х заг. не подлежат переналадке (в основном это линии с обработкой на приспособлениях-спутниках). Перенал. ст-в реализуется быстро, в авт-м или полуавт-м режимах. Затраты на оснастку также сравнительно невелики, но число типоразмеров в группе обрабатываемых заготовок, как правило, не превышает двух-четырех. Перенал-е линии получили широкое распр-е для групп. обр-ки блоков цилиндров ДВС, отлич-ся только р-ми, числом цилиндров и крепежных отверстий.