Раздел 3. Методика преподавания классического танца в системе обучения бальной хореографии
Тема1. Организация педагогического процесса обучения основам классического танца
Цели, задачи и содержание педагогического процесса обучения основам классического танца. Основные направления в учебно-творческой работе.
Формы организации учебно-творческой работы: индивидуальная, групповая, коллективная. Характеристика системы занятий в процессе обучения основам классического танца. Типология и структура урока.
Особенности, содержание и методика индивидуальных занятий в процессе обучения основам классического танца. Значение учебных и внеучебных форм занятий на различных этапах обучения. Формы самообразования в процессе обучения основам классического танца. Методы стимулирования и мотивации. Методы контроля эффективности педагогического процесса обучения основам классического танца. Приемы обучения.
Сущность методов осуществления педагогического процесса и их классификация. Методы организации учебно-познавательной деятельности.
Тема2. Методика сочинения учебной танцевальной комбинации на материале классического танца
Цель и задачи построения учебной формы танцевальной комбинации. Технология построения учебной формы танцевальной комбинации. Особенность приемов пространственного построения учебных форм танцевальных комбинаций на середине зала: adagio, allegro, вращений и т.д. Построение учебной формы танцевальной комбинации во взаимодействии с музыкальным материалом. Подготовительная работа с концертмейстером по музыкальному оформлению учебной формы танцевальной комбинации. Длительность учебной формы танцевальной комбинации (8–16 тактов). Музыкальный размер 2/4, 4/4 или 3/4. Применение в сочетании не более 2–3 основных и одного связующего движений. Анализ структуры учебного примера. Выявление ошибок, их корректировка.
Практические занятия:
1. Подбор музыкального материала для сочинения учебной танцевальной комбинации.
2. Консультативная работа с концертмейстером по подбору музыкального материала для сочинения учебной формы танцевальной комбинации, в соответствии с ритмом, темпом, характером.
3. Определение цели и задач формы танцевальной комбинации в структуре учебных занятий: в экзерсисе у станка, на середине зала, adagio, allegro и т.д.
4. Задания на логику комбинирования движений классического экзерсиса: одной группы, смежных; одного вида, раздела в процессе работы по сочинению танцевальных комбинаций.
5. Задания на использование законов динамического развития движений классического танца в процессе работы. Выявление ошибок, их корректировка.
6. Применение учебно-методического наследия в процессе работы по сочинению танцевальных комбинаций. труды А. Вагановой «Основы классического танца»; Н. Базаровой «Классический танец»; Н. Базаровой, В. Мей «Азбука классического танца»; Л. Ладыгина «О музыкальном содержании учебных форм танца»; Н. Тарасова «Классический танец»; Е. Валукина «Система мужского классического танца»; Л. Ярмолович «Принципы музыкального оформления урока классического танца» и т.д.
Тема4. Методика сочинения учебной танцевальной композиции на материале классического танца
Цель и задачи учебной танцевальной композиции. Логика комбинирования движений классического танца учебной танцевальной композиции. Динамика развития движений классического танца: en face, croisé, effacé, на plié, relevé, носком на полу, на высоту 45°, 90°, en tournant и т.д. Использование в процессе работы движений одной группы: battements, rond и т.д. Использование в процессе работы движений различных групп, схожих по темпу, характеру и приемам исполнения. Длительность танцевальной комбинации от 8 до 16 (16–32) тактов, музыкальный размер 2/4, 3/4 или 4/4. Музыкальный материал – импровизация. Консультативная работа с концертмейстером по музыкальному оформлению учебной танцевальной композиции. Анализ структуры учебного примера. Выявление ошибок, их корректировка.
Практические задания:
1. Подбор музыкального материала для сочинения учебной танцевальной композиции.
2. Консультативная работа с концертмейстером по подбору музыкального материала для учебной формы танцевальной композиции, в соответствии с ритмом, темпом, характером
3. Определение цели и задач формы танцевальной композиции в структуре учебных занятий: в экзерсисе у станка, на середине зала, adagio, allegro и т. д.
4. Задания на использование логики комбинирования движений классического экзерсиса: одной группы, смежных; одного вида, раздела в процессе работы по сочинению танцевальных композиции.
5. Задания на использование законов динамического развития движений классического танца в процессе работы. Выявление ошибок, их корректировка.
6. Использование учебно-методического материала в процессе работы по сочинению танцевальных композиций. труды: А. Вагановой «Основы классического танца»; Н. Базаровой «Классический танец»; Н. Базаровой, В. Мей «Азбука классического танца»; Л. Ладыгина «О музыкальном содержании учебных форм танца»; Н. Тарасова «Классический танец»; Е. Валукина «Система мужского классического танца».
Тема5. Методика работы с концертмейстером
Роль концертмейстера в учебном хореографическом процессе.
Музыкальный материал – основа учебного хореографического процесса. Музыкальное оформление академического построения урока: у станка, на середине зала. Отличительные черты музыкального сопровождения групповых и индивидуальных форм учебного построения.
Формы и методы работы. Принципы отбора учебного материала. Качество исполнения. Соответствие музыкального и хореографического содержания в процессе формирования репертуарной программы построения учебной дисциплины. Формирование музыкального репертуара с использованием нотной литературы.
Практические занятия:
1. Определение метроритмической и темповой основы учебной танцевальной комбинации у станка.
2. Консультативная работа по подбору музыкального материала для учебной формы танцевальной комбинации у станка.
3. Определение музыкального размера, характера, количество тактов звукового оформления для учебной формы танцевальной комбинации у станка и на середине зала.
4. Применение учебно-методического материла в практической работе: труды Н. Базаровой «Классический танец»; Н. Базаровой, В. Мей «Азбука классического танца»; Л. Ладыгина «О музыкальном содержании учебных форм танца»; Н. Тарасова «Классический танец»; Е. Валукина «Система мужского классического танца»; Л. Ярмолович «Принципы музыкального оформления урока классического танца» и т.д.
4. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Раздел 1.Становление школы классического танца