Квалификация «Бакалавр искусства балета»

Искусство балета»,

Квалификация «Бакалавр искусства балета»

Рекомендовано:

Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области хореографического искусства

Сопредседатель УМО Л.Н. Надиров

Санкт-Петербург

Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца)» Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению 530700 «Искусство балета», квалификация «бакалавр искусства балета».

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель курса

Подготовка специалиста, в совершенстве владеющего теоретическими и практическими основами методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца).

Задачи курса

• Освоение теоретических основ методики исполнения движений классического танца.

• Изучение методики преподаваняи классического танца.

• Развитие навыков композиционных построений

• Изучение методического наследия школы классического танца.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

«Основы методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца)» является одним из основных предметов специальных дисциплин, рекомендованных УМО ВУЗам, ведущим подготовку бакалавра искусства балета.

Требования к уровню освоения содержания курса

В результате освоения содержания курса студенты должны

знать:

• исторический процесс становления и развития системы обучения классическому танцу;

• научно-теоретическое наследие мастеров и современное состояние отечественной балетной педагогики;

• методологию балетной педагогики;

• понятийный аппарат классического танца;

• теоретические основы методики исполнения движений классического танца;

• различие стилей мужского и женского исполнительства;

• методику сочинения танцевальных комбинаций (от простых учебных до развернутых танцевальных);

• основные приемы пространственного решения танцевальных композиций;

• методику записи примеров учебных комбинаций и разбора хореографического текста по записи;

• принципы музыкального оформления урока классического танца;

Уметь:

• применять полученные знания в самостоятельной педагогической деятельности;

• создавать учебные и танцевальные комбинации и композиции на основе классического танца;

• осуществлять подбор музыкального материала для осуществления учебного процесса;

• использовать учебную, учебно-методическую и иную литературу в профессиональной деятельности.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Разделы курса

Становление школы классического танца

Методика изучения движений классического танца

Методика преподавания классического танца

  1. Темы и краткое содержание

Раздел 1.Становление школы классического танца

Тема 1. Введение в «основы методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца)»

Цель и задачи курса «Основы методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца)». Структура курса. Краткая характеристика основных разделов дисциплины. Требования к уровню освоения курса. Формирование понятийного аппарата. Самостоятельная работа по предмету. Аннотированный обзор литературы и других источников по курсу.

Методика изучения движений классического танца

Методика изучения движений классического танца

Примерная тематика рефератов, курсовых работ

Рефераты и курсовые работы по данной дисциплине не предусмотрены.

Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу

1. Классический танец как выразительное средство хореографического искусства.

2. Исторический процесс формирования классического танца.

3. Становление и развитие русской школы классического танца.

4. Состояние и тенденции развития классического танца на современном этапе.

5. Музыкальные формы и стили классической хореографии.

6. Система преподавания классического танца А. Я. Вагановой.

7. Педагогическая система Н. И. Тарасова в обучении мужскому классическому танцу.

8. Влияние научного труда Н.И. Тарасова на развитие отечественной, а также мировой балетной педагогики.

9. Методика изучения основных движений классического экзерсиса.

10. Основные приемы развития движений классического танца у станка и на середине зала.

11. Дидактические принципы в процессе обучения классическому танцу.

12. Позы классического танца как выразительное средство классического танца.

13. Основные движения, развивающие приемы и технику исполнения поз классического танца.

14. Allegro как выразительное средство классического танца.

15. Классификация прыжков по формам, группам, видам и их разновидностям, характеру.

16. Технология и методика исполнения прыжка.

17. Методика изучения движений группы маленьких прыжков.

18. Методика изучения движений группы средних прыжков.

19. Методика изучения движений группы больших прыжков.

20. Последовательность изучения движений классического танца раздела alleqro.

21. Методика исполнения сложных форм прыжка.

22. Связующие и вспомогательные движения классического танца методика их изучения.

23. Развитие устойчивости в процессе освоения движений классического танца.

24. Adagio как выразительное средство классического танца.

25. Значение простой развернутой форм adagio в процессе занятий по освоению методики исполнения движений классического танца на середине зала.

26. Вращения как выразительное средство классического танца.

27. Классификация вращений по формам, группам, видам и их разновидностям, характеру.

28. Приемы, технология и методика исполнения движений классического танца различных групп вращений.

29. Последовательность изучения движений классического танца группы вращений.

30. Приемы, технология и методика исполнения движений классического танца, исполняющиеся en tournant.

35. Методика изучения сложных поворотов: tour lent, fouetté и renversé.

36. Характеристика вариантов подходов и приемы завершения больших форм поворотов.

37. Методика сочинения учебной танцевальной комбинации на материале классического танца.

38. Методика сочинения учебной танцевальной композиции на материале классического танца.

39. Методика работы с концертмейстером.

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

1. Рекомендуемая литература (основная)

1. Альберт Г. Василий Дмитриевич Тихомиров. Опыт исследования метода преподавания классического танца, определившего стиль исполнительства московского балета XX века. // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой – Спб: Изд-во АРБ. – 2001. – № 9.

2. Альберт Г. Педагог мужского классического танца. Чекетти. // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. – Спб.: Изд-во АРБ. – 1995. – № 4.

3. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. – Л., 1971.

4. Асафьев Б. О балете. – Л., 1974.

5. Асылмуратова А. Методика Вагановой – фундамент для дома любого стиля // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. – Спб: Изд-во АРБ. – 2001. – № 9.

6. Базарова Н. Классический танец. – Л., 1984.

7. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л., 1983.

8. Блок Л. Классический танец: история и современность. – М., 1987.

9. Богданов-Березовский В. Музыка и вопросы хореографического образования. – Л., 1968.

10. Ваганова А. Основы классического танца. – Л., 1980.

11. Валукин Е. Н. Н. Тарасов – мастер мужского танца. // Проблема наследия в хореографическом искусстве / отв. ред. В. И. Уральская. – М.: ГИТТИС, 1992.

12. Валукин Е. Система мужского классического танца. – М.: ГИТИС, 1999.

13. Валукин Е. Мужской классический танец. – М.: ГИТИС, 1987.

14. Ванслов В. Статьи о балете. – Л., 1980.

15. Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. – М., 1971.

16. Васильева Т. Тем, кто хочет учиться балету: учебно-метод. пособие. – М., 1994.

18. Гаевский В. Дивертисмент. – М., 1981.

19. Головкина С. Уроки классического танца в старших классах. – М., 1989.

20. Звездочкин В. А. Классический танец: учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2003.

21. Каплан С. С. Методика классического танца В. И. Пономарева // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. – Спб.: Изд-во АРБ, 2000.

22. Классический танец. Программа 1–3 класс. – СПб.: Изд-во АРБ, 1998.

23. Классический танец. Программа 4–5 класс. – СПб.: Изд-во АРБ, 2000.

24. Классический танец. Программа 6–8 класс. – СПб.: Изд-во АРБ, 2001.

25. Классическое наследие. Вариации из балетов русских хореографов: учебно-метод. пособие. – М., 1989.

26. Клименко Н., Мордовина И. Использование современной отечественной музыки на уроках классического танца: методическое пособие. – Тамбов, 1995.

27. Комбинации классического урока А. Я. Вагановой. Старшие классы. Запись Н. Н. Зазулиной // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой – Спб.: изд-во АРБ. – 2001. – № 9.

28. Композиция классического танца / сост. Я. Сех, ред Е. Коровина, Э. Мазнина. – М., 1987.

29. Конюс Н. Хореографический текст балета А. Адана «Жизель». – М., 1985.

30. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. – Л., 1981.

31. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. – Л., 1986.

32. Ладыгин Л. О музыкальном содержании учебных форм танца: метод. пособие – М., 1993.

33. Мессерер А. Уроки классического танца. – М., 1967.

34. Мессерер А. Уроки классического танца. – М., 2003.

35. Методика преподавания классического танца: программа / сост. Д. М. Иванова, науч. ред. В. Нилов. – М.: МГУКИ, 2001.

36. Мингалова Т. Некоторые особенности комбинирования аллегро: учебно-метод. пособие. – Пермь, 2000.

37. Музыка и хореография современного балета: сб. статей, в. З. – М., 1979.

38. Музыка и хореография современного балета: сб. статей, в. 4. – М., 1982.

39. Музыкальная энциклопедия: т. 1. – М., 1973.

40. Музыкальная энциклопедия: т. 2.– М., 1974.

41. Новер Ж. Письма о танце и балетах. – Л., 1965.

42. Пестов П. Аллегро в классическом танце. Раздел заносок. – М.: МГХИ, 1994.

43. Пуртова Т., Беликова А., Кветная О. Учите детей танцевать: учебное пособие. – М., 2003.

44. Сафронова П. Значение в уроке классического танца // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой – СПб.: Изд-во АРБ. – 1998. – № 6.

45. Серебренников Н. Поддержка в дуэтном танце. – Л., 1985.

46. Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. – Л., 1981.

47. Тарасов Н. Классический танец. – М., 1981.

48. Тарасов Н. Классический танец. Школа мужского исполнительства. – М., 1971.

49. Цукерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. – М., 1964.

50. Шатилов К. Координация и ее значение в процессе обучения классическому танцу // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. – СПб.: Изд-во АРБ, – 1999. – № 3.

2. Рекомендуемая литература (дополнительная):

1. Армашевская К., Вайнонен Н. Балетмейстер Вайнонен. – М., 1971.

2. Балет. Энциклопедия. – М., 1981.

3. Ваганова А. Статьи. Материалы. Воспоминания. – Л., – М., 1958.

4. Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. – М., 1968.

5. Голубовский Б. Пластика в искусстве актера. – М., 1986.

6. Касьян Голейзовский. Жизнь и творчество. – М., 1984.

7. Конюс Н. «Жизель»: хореографический текст балета. – М., 1975.

8. Когтев Г. Грим и сценический образ. – М., 1981.

9. Красовская В. Русский балетный театр начала XX в: в 2-х томах т. 1: Хореографы. т. 2: Танцовщики. – М., 1971.

10. Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр. От истоков до середины XVIII века. – Л., 1979.

11. Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр. Эпоха Новерра. – Л., 1981

12. Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр. Романтизм. – М., 1996.

13. Лавровский Л. Документы Статьи. Воспоминания. – М., 1983.

14. Лопухов Ф. 60 лет в балете. – М., 1966.

15. Лукьянова Е. Дыхание в хореографии. – М., 1989.

16. Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания, статьи. – Л.: Искусство, 1985.

17. Музыка и хореография современного балета: сборники статей. – Л., 1974. – № 1; Л., 1977. – № 2; Л., 1979. – № 3; Л., 1982 – № 4.

18. Музыка советского балета: сб. статей. – М., 1962.

19. Слонимский Ю. Дидло. – Л., 1968.

20. Советский балетный театр. 1917–1967. – М., 1976.

21. Суриц Е. Хореографическое искусство двадцатых годов. – М., 1979.

22. Тихомиров В. Артист. Балетмейстер. Педагог. – М., 1971.

23. Чистякова В. Ролан Пети. – Л., 1977.

24. Эльяш Н. Образы танца. – М., 1970.

4. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ,

Искусство балета»,

квалификация «Бакалавр искусства балета»

Рекомендовано:

Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области хореографического искусства

Сопредседатель УМО Л.Н. Надиров

Санкт-Петербург

Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца)» Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению 530700 «Искусство балета», квалификация «бакалавр искусства балета».

Наши рекомендации