Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций)

Методические материалы, определяющие процедуры

оценивания сформированности компетенций,

соотнесенные с этапами их формирования

Контролируемые этапы (разделы) практики Форма оценочного средства Методические материалы
ОПК-1 способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, использовать различные источники информации по объекту туристского продукта
Подготовительный этап Собеседование Методические указания по проведению научно-исследовательской работы и оценке сформированности знаний, умений, навыков
ПК-6 Способность находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристкой деятельности
Основной этап (этап сбора, обработки и анализа полученной информации) Дневник прохождения практики Методические указания по проведению научно-исследовательской работы и оценке сформированности знаний, умений, навыков
ПК-8 Готовность к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме
Основной этап (этап сбора, обработки и анализа полученной информации) Дневник прохождения практики Методические указания по проведению научно-исследовательской работы и оценке сформированности знаний, умений, навыков
ПК-8 Готовность к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме
Этап подготовки отчета Отчет по практике Методические указания по проведению научно-исследовательской работы и оценке сформированности знаний, умений, навыков

Методические указания по проведению научно-исследовательской работы и оценке сформированности знаний, умений, навыков

Организация научно-исследовательской работы направлена на обеспечение непрерывности и последовательности процесса овладения обучающимися основ профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки бакалавров по направлению 43.03.02 «Туризм» (профиль «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг»).

Общее руководство научно-исследовательской работой осуществляется деканатом факультета сервиса и туризма. Непосредственное организационное и учебно-методическое руководство научно-исследовательской работой осуществляет выпускающая кафедра «Агротуризм и региональное краеведение». Руководство научно-исследовательской работой обучающегося осуществляют преподаватели выпускающей кафедры.

При проведении научно-исследовательской работе используются технологии проблемного обучения, проявляющиеся в решении конкретных проблемных ситуаций, возникающих на предприятиях туриндустрии; исследовательские технологии, связанные с самостоятельным пополнением знаний; технология проектного обучения, реализующаяся в участии обучающихся в реальных процессах, имеющих место в организациях (учреждениях); информационно-коммуникационные технологии, в том числе доступ в Интернет.

Кабинетные исследования включают поисковые работы в открытых и закрытых источниках информации: мониторинг электронных и печатных СМИ, поиск и анализ информации открытых и закрытых баз данных, аналитика готовых исследований, анализ государственных и ведомственных статистических данных, анализ информации с выставок, отраслевых событий, специализированных каталогов и справочников, рекламно-информационных материалов.

В ходе сбора материалов для выпускной квалификационной работы бакалавра обучающиеся используют технологии конспектирования, реферирования, анализа научной и методической литературы по специальности, сбора и обработки практического материала, написания отчета.

Методами получения информации в выездных исследованиях, проводимых в ходе практики (НИР), являются наблюдение, опрос работников предприятия (организации), в том числе руководителя практики от предприятия, а также потребителей; сбор информационных материалов (прайс-листов, каталогов, финансовых отчетов, проспектов и т.д.)

В ходе научно-исследовательской работы студенты направления «Туризм» должны развить ряд профессиональных компетенций. Работая с литературой, источниками, нормативными документами они должны развивать и осваивать навыки концептуальной постановки исследовательских проблем; формулировки теоретических и практических вопросов; постановки этапов научно-исследовательской работы и ее практической апробации; методов мониторинга рынка туристских услуг; быть готовыми к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме. В процессе исследовательской деятельности должны развиваться профессиональные знания – такие, как основные классификации услуг и их характеристики; теорию обслуживания; теоретические основы маркетинга, основные тенденции и направления развития маркетинговых исследований, особенности маркетинга в туристской индустрии; технологии и общие закономерности системы продаж в туристской индустрии.

Полученные после проведения обучающимся научно-исследовательской работы результаты, дополненные или откорректированные в ходе защиты отчета о практике, являются основой предлагаемых решений в проектной части будущей выпускной квалификационной работы.

На этапе подготовки отчета о проведении научно-исследовательской работы перед обучающимся стоят следующие задачи:

- изучить научную и специальную литературу, законодательные и нормативные документы и материалы по проблеме, выбранной для выполнения выпускной квалификационной работы;

- собрать, обработать и проанализировать теоретическую информацию по проблематике индустрии туризма, выполнить все необходимые практические расчеты, используя существующие и самостоятельно разработанные алгоритмы, программное обеспечение;

- используя результаты, полученные в процессе анализа и обобщения исходных материалов, подготовить обоснованные выводы, рекомендации и предложения.

Научно-исследовательская работа заканчивается написанием и предоставлением на кафедру отчета о прохождении практики (НИР). Отчет подготавливается в соответствии с утвержденной программой НИР и представляется обучающимся в установленные кафедрой сроки.

После проверки отчета руководителем практики обучающийся защищает его на заседании специальной комиссии на кафедре «Агротуризм и региональное краеведение». В процессе защиты обучающийся должен кратко изложить основные результаты проделанной работы, выводы и рекомендации, структуру и анализ представленных материалов, оценить их полноту. Основным критерием при оценке отчета о НИР является наличие в нем информации, составляющей основу для написания статьи, курсовой работы, выпускной квалификационной работы (статистические данные объекта исследования, аналитические материалы и т. п.).

Оценка знаний, умений, навыков, характеризующая этапы формирования компетенций в процессе прохождения НИР, проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода прохождения практики. Процесс прохождения практики в ходе текущего контроля оценивается положительно, если:

1) обучающийся знает правила техники безопасности в процессе прохождения практики, имеет представление о целях, задачах и содержании НИР;

2) дневник прохождения практики ведется аккуратно и соответствует содержанию практики, отметки в дневнике поставляются своевременно;

3) отчет о прохождении практики оформлен аккуратно, содержание отчета соответствует индивидуальному заданию.

Промежуточная аттестация обучающихся позволяет определить степень достижения запланированных результатов обучения по преддипломной практике в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» и проводится в форме зачета с оценкой. Форма проведения зачета с оценкой – защита отчета по практике, по результатам которой выставляется оценка: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Отчет по практике является основным документом, характеризующим работу студента во время практики. Отчет составляется в соответствии с реально выполненной программой практики. Отчет рекомендуется составлять на протяжении всей практики по мере накопления материала.

При оформлении отчета по научно-исследовательской работе необходимо использовать информацию и полученные знания в результате её прохождения. Кроме этого необходимо использовать сведения и информацию из научно-исследовательской, справочной и учебной литературы, а также из нормативно-правовой документации.

Рекомендуемая структура отчета:

- титульный лист;

- введение (во введении описываются цель и задачи НИР, обозначается база практики, перечисляются методы сбора и обработки информации).

- содержание:

- изучение основных научных публикаций (статей), опубликованных в заданный период времени в ведущих журналах, по предметным областям туристического бизнеса;

- рецензия на одну из научных публикаций (статей) по одной из исследуемых проблем развития туристской индустрии;

- описание основных проблем и перспектив развития туризма как сектора экономики и предложений по улучшению туристской деятельности в регионе на основе информации, полученной из исследованных научных статей (реферат);

- список использованных источников.

Отчет по практике должен быть подписан студентом и руководителем практики от факультета и от предприятия (подразделения).

Отчет должен быть написан грамотно, сжато и сопровождаться необходимыми цифровыми данными, таблицами, графиками, схемами. Отчет оформляется на листах бумаги формата А4, объем отчета должен составлять от 5 до 10 страниц текста. При отчёте обучающийся должен грамотно ответить на вопросы преподавателя-руководителя практики.

Промежуточная аттестация обучающихся позволяет определить степень достижения запланированных результатов обучения по практике в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» и проводится в форме зачета с оценкой. Форма проведения зачета с оценкой – защита отчета по практике. По результатам зачета с оценкой выставляется оценка: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Методические указания по написанию рецензии на научную публикацию (статью)

Рецензия – статья, раскрывающая содержание рецензируемого документа (книги, статьи, научной работы) и дающая мотивированную критическую оценку, как отдельным его положениям, так и рецензируемому документу в целом. Рецензия, в отличие от конспекта и тезисов, представляет связное изложение авторского материала.

Логика изложения материала рецензии должна соответствовать типовому плану ее написания:

1. Объект анализа;

2. Актуальность темы;

3. Краткое содержание;

4. Формулировка основного тезиса;

5. Общая оценка;

6. Недостатки, недочеты;

7. Выводы.

Объектом анализа могут быть:

- полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы;

- новизна и актуальность поставленных проблем;

- позиция, с которой автор рассматривает проблемы;

- характер и достоверность примеров, иллюстративного материала;

- убедительность выводов.

Оценочные выводы должны быть мотивированы и сформулированы либо по ходу рассуждений, либо как завершение анализа.

Для написания рецензий используют следующие речевые стандарты.

Объект анализа – книга, статья в журнале, дипломный проект, диссертация и т.д. – принято называть: работа автора, рецензируемая работа и т.д.

Актуальность темы раскрывают с помощью словосочетаний: «Работа посвящена актуальной теме...», «Актуальность темы обусловлена...» и т.д.

Краткое содержание включает в себя перечисление имеющихся введения, глав, разделов, заключения, всех приложений, источников, упомянутых в библиографии, и т.д. Например:

«В начале работы (статьи, монографии и т. д.) автор указывает, что...»;«Автор анализирует имеющуюся литературу по этой проблеме...»;

«Рассматривает вопрос о...»;«...доказывает, что...»;«...приходит к выводу о том...»;

Основной тезис формулируется с использованием следующих, например, выражений:

«Центральным вопросом работы является вопрос о...»;«В статье на первый план выдвигается вопрос о...»;

Положительная оценка анализируемого произведения может быть дана с помощью фраз и выражений:

«Безусловным (очевидным) достоинством является актуальность поднятых в ней проблем...»;«Работа ценна тем, что в ней по-новому осмыслена теория...»;«...представлены разные точки зрения по вопросу...»;«...дается глубокий анализ...»;«Работа отличается высокой информативностью...»;«... богатым фактическим материалом...»;«...нестандартным подходом к анализу поднятых проблем...»;«Автор справедливо отмечает...»;«.. .убедительно показывает...»;«... аргументировано обосновывает...»;«... детально анализирует...»;«Автор прав, утверждая, что...».

Отрицательная оценка: «Сомнение вызывает целесообразность (продуктивность) такого подхода...»;«К недостаткам работы следует отнести излишнюю категоричность выводов автора... »;«Автору не удалось показать...».

Выводы:«Представляется, что в целом работа (статья) имеет важное значение...».

Наши рекомендации