Структура государственного экзамена

Государственный экзамен по направлению 43.03.02Туризм носит междисциплинарный характер и включает вопросы по следующим дисциплинам:

1. Техника и технологии в туризме

2. Технология продаж

3. Организация туристской деятельности

4. Туристско-рекреационное проектирование

5. Маркетинг в туристской индустрии

6. Рекреационный туризм

7. Экономика и предпринимательство в туризме

8. Технология и организация экскурсионных услуг

9. Профессиональная этика и этикет

10. Рекламная деятельность и PR в туризме

Структура экзаменационного билета: 3 теоретических вопроса. В процессе подготовки к ответу экзаменуемым разрешается пользоваться программой государственного экзамена.

Содержание государственного экзамена

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДАЖ

Сущность и специфика туристского рынка. Маркетинг в туристской индустрии. Покупательское поведение современного потребителя туристских услуг. Распределение туристского продукта. Участники туристского рынка. Технология персональной продажи в сфере туризма. Презентация туристского продукта. Управление возражениями клиента. Послепродажное обслуживание. Телефонная коммуникация в туризме.

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ В ТУРИЗМЕ

Задачи технического и технологического оснащения предприятий и учреждений социально-культурного сервиса и туризма. Направления технического прогресса в социально-культурном сервисе и туризме. Использование технических средств в оказании социально-культурных и туристских услуг. Современные технологии в социально-культурном сервисе и туризме.

МАРКЕТИНГ В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

Сущность, содержание, основные понятия маркетинга в туризме

Основные направления маркетинговых исследований в туризме. Сегментация как средство выбора наиболее перспективного целевого рынка. Формирование маркетинговой стратегии. Маркетинг внутреннего туризма. Маркетинговая коммуникационная стратегия туристского предприятия. Методы распределения и продвижения туристских услуг. Организация деятельности маркетинговой службы предприятий туристской индустрии. Маркетинг международного туризма.

РЕКРЕАЦИОННЫЙ ТУРИЗМ

Туристско-рекреационная деятельность. Формы существования турпродукта как услуги и как товара. Типы рекреационного туризма. Активные рекреационные мероприятия. Перспективы развития туристическо-рекреационной индустрии. Виды туристической деятельности.

ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ТУРИЗМЕ

Факторы формирования туристской отрасли. Индустрия туризма и определение ее конъюнктуры. Предпринимательство как особый вид профессиональной деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в сфере туризма Основные и оборотные фонды, нематериальные активы туристских предприятий. Себестоимость туристских услуг. Особенности формирования финансовых результатов деятельности в сфере туризма. Инвестиции в туризме.

ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИОННЫХ УСЛУГ

Роль экскурсионной деятельности в сфере туризма. История экскурсионного дела в России. История экскурсионного дела на КМВ. Экскурсия, ее сущность и социальные функции. Классификация экскурсий. Особенности проведения экскурсий для различных групп населения. Особенности проведения музейных экскурсий. Технология разработки новой экскурсии. Понятие экскурсионной методики. Методика показа в экскурсии. Методика рассказа в экскурсии. Особые методические приемы. Требования к личности и профессиональным качествам экскурсовода. Техника проведения экскурсий.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ

Понятие этики как науки и явления духовной культуры. Сущность и понятие профессиональной этики. Основы профессиональной этики и этикета. Этика специалиста сферы туризма. Управленческая этика. Этика партнерских отношений. Этикет как социальное явление. Этикет делового человека. Культура одежды делового человека.

РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И PR В ТУРИЗМЕ

Сущность и задачи рекламы и PR в туризме. Правовое регулирование рекламной деятельности. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций. Классификация рекламных средств. Специфика PR-деятельности. Организация PR-мероприятий. Основы разработки рекламных объявлений и текстов. Рекламные агентства. Планирование рекламной кампании. Эффективность рекламной деятельности в туризме.

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Туристско-рекреационные ресурсы. Основные свойства туристских ресурсов. Туристское районирование территории России. Планирование использования туристских ресурсов. Продвижение турпродукта на российском и мировом рынках туристских услуг. Развитие въездного, внутреннего и социального туризма.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сущность туризма и его основные социально-экономические категории; терминология и понятийный аппарат туризма; регулирование туризма; организационно-правовые основы деятельности туристских предприятий; формирование, продвижение и реализация тура; услуги размещения и питания в туризме; транспортное обеспечение в туризме; экскурсионное обслуживание; договорные отношения в туризме; страхование в туризме; туристские формальности; информационные технологии в туризме, международный туризм.

5. Перечень примерных вопросов для подготовки к государственному экзамену

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДАЖ

1. Особенности реализации турпродукта.

2. Техника персональных продаж турфирмы.

3. Особенности продвижения туристского продукта на рынок.

4. Формирование сбытовой сети туроператора. Типы каналов сбыта.

5. Этапы процесса продажи туристского продукта в офисе туркомпании

6. Постпродажная работа с клиентом в сфере туризма

7. Составляющие эффективной продажи в туризме

8. Мотивы и потребности клиента при покупке туруслуг

9. Особенности продвижения услуг индустрии гостеприимства.

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ В ТУРИЗМЕ

1. Государственное регулирование турдеятельности.

2. Технология формирования туров.

3. Автоматизация деятельности туристских фирм.

4. Информационные технологии и их использование в туризме.

5. Услуга питания туриста и ее основные составляющие.

6. Особенности организации питания в ресторанах гостиничного комплекса: условия и системы обслуживания; виды завтраков; методы обслуживания.

7. Классификация и характеристика типов предприятий питания в индустрии туризма.

8. Роль турагентств на туристском рынке. Классификация современных турагентств. Виды агентских сетей и стратегии их создания.

МАРКЕТИНГ В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

1. Сегментация рынка туристических услуг.

2. Контроллинг в маркетинге туристской организации

3. Маркетинговые исследования туристского продукта.

4. Формирование маркетинговой стратегии туристской организации.

5. Концепции маркетинга в туризме

6. Спрос и предложение на рынке гостиничных и туристских услуг.

РЕКРЕАЦИОННЫЙ ТУРИЗМ

1. География религиозного и паломнического туризма.

2. География лечебно-оздоровительного туризма.

3. Туристское районирование России: рекреационной туристской зоны центр России.

4. Туристское районирование России: рекреационной туристской зоны европейский юг России.

5. Особенности и принципы районирования в международном туризме.

6. Природные рекреационные ресурсы туризма: определение, классификация, методы оценки.

7. Роль природных рекреационных ресурсов при организации туризма.

8. Виды и тенденции развития туризма

9. Современное состояние, проблемы и перспективы развития въездного туризма в РФ.

10. Развитие сельского туризма в Ставропольском крае.

ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ТУРИЗМЕ

1. Ценовая политика предприятия, виды цен на туристские услуги. Ценообразование в туризме.

2. Предпринимательская деятельность туристских предприятий

3. Прибыль предприятия, понятие и основные источники формирования прибыли туристских предприятий.

4. Стратегии конкурентной борьбы в туризме.

5. Бизнес-план туристской организации.

6. Особенности менеджмента контроля качества туристических услуг в деятельности туристской организации.

ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИОННЫХ УСЛУГ

1. Определение, сущность и социальные функции экскурсии.

2. Особенности проведения экскурсий для различных по составу групп.

3. Методика и техника проведения экскурсии.

4. Разработка экскурсии и её основные этапы.

5. Требования к личности и профессиональным умениям экскурсовода.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ

1. Роль и значение этикета в современной международной практике.

Наши рекомендации