Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г.Пятигорске
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г.Пятигорске
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
______________М.В. Мартыненко
"__" _____________ 2016г.
ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
Туризм
БАКЛАВРСКАЯ ПРОГРАММА
Технология и организация туроператорских и турагентских услуг
КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) ВЫПУСКНИКА
Бакалавр
Учебный план 2013 года
РАССМОТРЕНО: УМК ИСТиД (филиала) СКФУ в г. Пятигорске Протокол №___ от «___»__________ Председатель УМК ИСТиД (филиала) СКФУ г.Пятигорске _______________ А.Б. Нарыжная СОГЛАСОВАНО: Директор турфирмы «АЙС» ________________Буянова А.Г. «__» _____________ 201_ г. | РАЗРАБОТАНО: Зав. выпускающей кафедрой ТиГД ___________________________ И. В. Огаркова «__» _______________________ 20_ г. Доцент кафедры ТиГД ___________________________ Т.Г. Гарбузова «__» _______________________ 20_ г. Протокол заседания кафедры от "__" ____ 20__ г. №________ |
Пятигорск, 2016
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г.Пятигорске
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
______________М.В. Мартыненко
"__" _______________ 201 г.
ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
Туризм
БАКЛАВРСКАЯ ПРОГРАММА
Технология и организация туроператорских и турагентских услуг
КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) ВЫПУСКНИКА
Бакалавр
Учебный план 2013года
РАССМОТРЕНО: УМК ИСТиД (филиала) СКФУ в г. Пятигорске Протокол №___ от «___»__________ Председатель УМК ИСТиД (филиала) СКФУ г.Пятигорске _______________ А.Б. Нарыжная | РАЗРАБОТАНО: Зав. выпускающей кафедрой ТиГД ___________________________ И. В. Огаркова «__» _______________________ 20_ г. Доцент кафедры ТиГД ___________________________ Т.Г. Гарбузова «__» _______________________ 20_ г. Протокол заседания кафедры от "__" ____ 20__ г. №________ |
Пятигорск, 2016
Введение
1. Государственный экзамен подготовки выпускника по направлению 43. 03. 02 Туризм проводится в соответствии с требованиями итоговой аттестации выпускников, включающей государственный экзамен, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов,
Методические указания разработаны на основании:
- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (в редакции приказа от 15.01.2015 г. № 7);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.06.2015 г. № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (в редакции приказов от 09.02.2016 г. № 86 и 28.04.2016 г. № 502);
- Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов Университетом (СУОС);
- устав ФГАОУ ВПО «СКФУ».
Порядок проведения государственных аттестационных испытаний утверждается правовыми актами СКФУ.
Целью государственного экзамена является оценка степени профессиональной подготовки выпускника по использованию теоретических знаний, практических навыков и умений, уровня сформированности компетенций для решения профессиональных задач на уровне, требуемом образовательным стандартом.
Уровень подготовки студентов, завершивших теоретическое обучение, устанавливается государственной экзаменационной комиссией по результатам сдачи государственного экзамена по направлению подготовки 43.03.02Туризм.
Задачей проведения государственного экзамена является определение подготовленности студента к применению полученных теоретических знаний в процессе практической деятельности бакалавра по направлению 43.03.02Туризм.
Требования к результатам освоения ОП
При сдаче государственного междисциплинарного экзамена выпускник должен продемонстрировать владение следующими компетенциями:
способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности (ОК-1);
способностью использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах (ОК-2);
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-3);
способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК- 4);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-5);
способностью использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства, международного и российского права (ОК- 6);
способностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности, пропаганды активного долголетия, здорового образа жизни и профилактики заболеваний (ОК-7);
готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-8);
способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, использовать различные источники информации по объекту туристского продукта (ОПК-1);
способностью к разработке туристского продукта (ОПК-2);
способностью организовать процесс обслуживания потребителей и (или) туристов (ОПК-3).
владением теоретическими основами проектирования, готовность к применению основных методов проектирования в туризме (ПК-1);
способностью обрабатывать и интерпретировать с использованием базовых знаний математики и информатики данные, необходимые для осуществления проектной деятельности в туризме (ПК-2);
готовностью к реализации проектов в туристской индустрии (ПК-3);
способностью организовывать работу исполнителей, принимать решение в организации туристской деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства (ПК- 4);
способностью рассчитать и проанализировать затраты деятельности предприятия туристской индустрии, туристского продукта в соответствии с требованиями потребителя и (или) туриста, обосновать управленческое решение (ПК-5);
способностью находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристкой деятельности (ПК-6);
способностью использовать методы мониторинга рынка туристских услуг (ПК-7);
готовностью к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме (ПК-8);
готовностью к применению инновационных технологий в туристской деятельности и новых форм обслуживания потребителей и (или) туристов (ПК-9);
готовностью к разработке туристского продукта на основе современных технологий (ПК-10);
способностью к продвижению и реализации туристского продукта с использованием информационных и коммуникативных технологий (ПК-11);
способностью использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации в туристской индустрии (ПК-12);
способностью к общению с потребителями туристского продукта, обеспечению процесса обслуживания с учетом требований потребителей и (или) туристов (ПК-13).
По итогам проведения государственного экзамена студенты должны:
знать:законодательство в сфере сервиса и туризма; эстетические и правовые нормы, регулирующие межличностные отношения, отношения человека к обществу и общества к человеку; методы удовлетворения социальных и культурных потребностей индивида, семьи и общества; основы современных дисциплин о человеке, его потребностях; особенности управления предприятиями в сфере сервиса и туризма в условиях рыночной экономики; документирование управленческой деятельности современного предприятия и организацию работы с документами в соответствии с требованиями действующих законодательных и других нормативных актов;
уметь:разрабатывать экологические и социокультурные проекты; применять эффективные речевые коммуникации в сфере туризма, разрабатывать мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятий в сфере сервиса и туризма, принимать управленческие решения в рамках компетенции и осуществлять связь с общественностью, осуществлять работу по найму, подбору и отбору персонала; внедрять в практику работы рыночные отношения предприятий сферы туризма и сервиса; адаптировать инновационные технологии в сфере туризма в современных условиях;
владеть:технологиями, необходимыми для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций, для формирования рынка услуг социально-культурного сервиса и туризма; современными информационными технологиями, методами сбора, хранения и обработки данных при подготовке решений в социально-культурном сервисе и туризме.
Содержание государственного экзамена
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДАЖ
Сущность и специфика туристского рынка. Маркетинг в туристской индустрии. Покупательское поведение современного потребителя туристских услуг. Распределение туристского продукта. Участники туристского рынка. Технология персональной продажи в сфере туризма. Презентация туристского продукта. Управление возражениями клиента. Послепродажное обслуживание. Телефонная коммуникация в туризме.
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ В ТУРИЗМЕ
Задачи технического и технологического оснащения предприятий и учреждений социально-культурного сервиса и туризма. Направления технического прогресса в социально-культурном сервисе и туризме. Использование технических средств в оказании социально-культурных и туристских услуг. Современные технологии в социально-культурном сервисе и туризме.
МАРКЕТИНГ В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ
Сущность, содержание, основные понятия маркетинга в туризме
Основные направления маркетинговых исследований в туризме. Сегментация как средство выбора наиболее перспективного целевого рынка. Формирование маркетинговой стратегии. Маркетинг внутреннего туризма. Маркетинговая коммуникационная стратегия туристского предприятия. Методы распределения и продвижения туристских услуг. Организация деятельности маркетинговой службы предприятий туристской индустрии. Маркетинг международного туризма.
РЕКРЕАЦИОННЫЙ ТУРИЗМ
Туристско-рекреационная деятельность. Формы существования турпродукта как услуги и как товара. Типы рекреационного туризма. Активные рекреационные мероприятия. Перспективы развития туристическо-рекреационной индустрии. Виды туристической деятельности.
ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ТУРИЗМЕ
Факторы формирования туристской отрасли. Индустрия туризма и определение ее конъюнктуры. Предпринимательство как особый вид профессиональной деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в сфере туризма Основные и оборотные фонды, нематериальные активы туристских предприятий. Себестоимость туристских услуг. Особенности формирования финансовых результатов деятельности в сфере туризма. Инвестиции в туризме.
ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИОННЫХ УСЛУГ
Роль экскурсионной деятельности в сфере туризма. История экскурсионного дела в России. История экскурсионного дела на КМВ. Экскурсия, ее сущность и социальные функции. Классификация экскурсий. Особенности проведения экскурсий для различных групп населения. Особенности проведения музейных экскурсий. Технология разработки новой экскурсии. Понятие экскурсионной методики. Методика показа в экскурсии. Методика рассказа в экскурсии. Особые методические приемы. Требования к личности и профессиональным качествам экскурсовода. Техника проведения экскурсий.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ
Понятие этики как науки и явления духовной культуры. Сущность и понятие профессиональной этики. Основы профессиональной этики и этикета. Этика специалиста сферы туризма. Управленческая этика. Этика партнерских отношений. Этикет как социальное явление. Этикет делового человека. Культура одежды делового человека.
РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И PR В ТУРИЗМЕ
Сущность и задачи рекламы и PR в туризме. Правовое регулирование рекламной деятельности. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций. Классификация рекламных средств. Специфика PR-деятельности. Организация PR-мероприятий. Основы разработки рекламных объявлений и текстов. Рекламные агентства. Планирование рекламной кампании. Эффективность рекламной деятельности в туризме.
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Туристско-рекреационные ресурсы. Основные свойства туристских ресурсов. Туристское районирование территории России. Планирование использования туристских ресурсов. Продвижение турпродукта на российском и мировом рынках туристских услуг. Развитие въездного, внутреннего и социального туризма.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сущность туризма и его основные социально-экономические категории; терминология и понятийный аппарат туризма; регулирование туризма; организационно-правовые основы деятельности туристских предприятий; формирование, продвижение и реализация тура; услуги размещения и питания в туризме; транспортное обеспечение в туризме; экскурсионное обслуживание; договорные отношения в туризме; страхование в туризме; туристские формальности; информационные технологии в туризме, международный туризм.
5. Перечень примерных вопросов для подготовки к государственному экзамену
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДАЖ
1. Особенности реализации турпродукта.
2. Техника персональных продаж турфирмы.
3. Особенности продвижения туристского продукта на рынок.
4. Формирование сбытовой сети туроператора. Типы каналов сбыта.
5. Этапы процесса продажи туристского продукта в офисе туркомпании
6. Постпродажная работа с клиентом в сфере туризма
7. Составляющие эффективной продажи в туризме
8. Мотивы и потребности клиента при покупке туруслуг
9. Особенности продвижения услуг индустрии гостеприимства.
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ В ТУРИЗМЕ
1. Государственное регулирование турдеятельности.
2. Технология формирования туров.
3. Автоматизация деятельности туристских фирм.
4. Информационные технологии и их использование в туризме.
5. Услуга питания туриста и ее основные составляющие.
6. Особенности организации питания в ресторанах гостиничного комплекса: условия и системы обслуживания; виды завтраков; методы обслуживания.
7. Классификация и характеристика типов предприятий питания в индустрии туризма.
8. Роль турагентств на туристском рынке. Классификация современных турагентств. Виды агентских сетей и стратегии их создания.
МАРКЕТИНГ В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ
1. Сегментация рынка туристических услуг.
2. Контроллинг в маркетинге туристской организации
3. Маркетинговые исследования туристского продукта.
4. Формирование маркетинговой стратегии туристской организации.
5. Концепции маркетинга в туризме
6. Спрос и предложение на рынке гостиничных и туристских услуг.
РЕКРЕАЦИОННЫЙ ТУРИЗМ
1. География религиозного и паломнического туризма.
2. География лечебно-оздоровительного туризма.
3. Туристское районирование России: рекреационной туристской зоны центр России.
4. Туристское районирование России: рекреационной туристской зоны европейский юг России.
5. Особенности и принципы районирования в международном туризме.
6. Природные рекреационные ресурсы туризма: определение, классификация, методы оценки.
7. Роль природных рекреационных ресурсов при организации туризма.
8. Виды и тенденции развития туризма
9. Современное состояние, проблемы и перспективы развития въездного туризма в РФ.
10. Развитие сельского туризма в Ставропольском крае.
ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ТУРИЗМЕ
1. Ценовая политика предприятия, виды цен на туристские услуги. Ценообразование в туризме.
2. Предпринимательская деятельность туристских предприятий
3. Прибыль предприятия, понятие и основные источники формирования прибыли туристских предприятий.
4. Стратегии конкурентной борьбы в туризме.
5. Бизнес-план туристской организации.
6. Особенности менеджмента контроля качества туристических услуг в деятельности туристской организации.
ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИОННЫХ УСЛУГ
1. Определение, сущность и социальные функции экскурсии.
2. Особенности проведения экскурсий для различных по составу групп.
3. Методика и техника проведения экскурсии.
4. Разработка экскурсии и её основные этапы.
5. Требования к личности и профессиональным умениям экскурсовода.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ
1. Роль и значение этикета в современной международной практике.
Критерии выставления оценки
В качестве критериев оценки ответа выпускников выделяются:
- уверенные знания, умения и навыки, включенные в соответствующую компетенцию;
- знание производственной ситуации и умение применить правильный научный и методический подход и инструментарий для решения задач;
- умение выделять приоритетные направления туристской деятельности;
- способность устанавливать причинно - следственные связи в изложении материала, делать выводы;
- умение применять теоретические знания для анализа конкретных экономических ситуаций и решения прикладных проблем современной экономики отрасли.
Результаты государственного экзамена определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в день сдачи экзамена после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных комиссий и заполнения зачётных книжек студентов.
Результаты государственного экзамена определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в день сдачи экзамена после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных комиссий и заполнения зачётных книжек студентов.
Оценка «отлично» выставляется студенту, если ответы на теоретические вопросы исчерпывающие, даны в полном объеме. Материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности. Студент демонстрирует свои знания и информированность при ответах на дополнительные вопросы по направлению подготовки, при ответах логически рассуждает, проявляя аналитическое мышление.
Оценка «хорошо» выставляется студенту, если ответы на теоретические вопросы достаточно полные и допускаются им неточности при ответе на 3-ый вопрос; студент демонстрирует свои знания и информированность при ответах на дополнительные вопросы.
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если ответы на теоретические вопросы отсутствуют, студент не знает ответа на 2 из 3-х поставленных вопросов. Допущены грубые ошибки при определении сущности раскрываемых понятий, теорий, явлений, вследствие непонимания студентом их существенных и несущественных признаков и связей.
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г.Пятигорске
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_____________________________
М.В. Мартыненко
«___»________________201_ г.
.
ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
Туризм
БАКЛАВРСКАЯ ПРОГРАММА
Технология и организация туроператорских и турагентских услуг
Оглавление
Введение 25
1. Цели и задачи выпускной квалификационной работы ВКР 26
2. Перечень оцениваемых компетенции 27
3. Структура и объем выпускной квалификационной работы 29
4. Содержание выпускной квалификационной работы 31
5. Оформление выпускной квалификационной работы 35
6. Подготовка выпускной квалификационной работы к защите 43
7. Список рекомендуемой литературы 45
8. Описание показателей и критериев оценивания компетенций 50
9. Приложения 52
ВВЕДЕНИЕ
Бакалаврская работапредставляет собой как теоретическое, связанное с анализом и обобщением известных теоретических и (или) экспериментальных результатов в области знаний соответствующего направления подготовки, так и собственное экспериментальное исследование. Содержание бакалаврской работы должно соответствовать требованиям образовательного стандарта направления, рекомендациям соответствующего УМО и методическим рекомендациям по выполнению выпускной квалификационной работы выпускающей кафедры.
Бакалаврская работапозволяет комплексно оценить уровень его знаний, умение самостоятельно и творчески решать конкретные профессиональные задачи в соответствии с современными требованиями и перспективами развития туризма.
Настоящие методические указания разработаны с целью организации выполнения студентами требований по подготовке выпускных квалификационных работ, выполняемых по кафедре туризма и гостиничного дела.
ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Выпускная квалификационная работа состоит из пояснительной записки и приложений. Нормоконтроль осуществляется выпускающей кафедрой, прохождение студентом, которого регистрируется подписью нормоконтролера с указанием даты осуществления нормоконтроля (не позднее установленной графиком). Пояснительная записка бакалаврской работы должна быть сброшюрована в твердый переплёт. Защищенная бакалаврская работа хранится в архиве университета.
Выпускные квалификационные работы должны оформляться:
В соответствии с требованиями государственных стандартов (ГОСТ):
Общие требования к текстовым документам, ГОСТ 2.106-96.
Текстовые документы; ГОСТ 2.104-68.
Основные надписи; Единая система конструкторской документации; Единая система технологической документации; Единая система программной документации; по остальным специальностям и направлениям подготовки - по ГОСТ 7.32-2001.
Отчет по научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления; ГОСТ 7.1-2003.
Библиографическая запись. Библиографическое описание; ГОСТ 7.82-2001.
Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов; ГОСТ Р 7.0.5-2008.
Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления; ГОСТ 7.80-2000.
Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления; ГОСТ 7.80-2000.
Текст ВКР выполняют с использованием компьютера на одной стороне листа белой бумаги, формата А4, шрифт – Times New Roman 14-го размера, меж- строчный интервал – 1,5. Номер страницы проставляют в правом нижнем углу листа. Страницы текстового материала следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему документу. Титульный лист текстового документа включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют. Расстояние от края бумаги до границ текста следует оставлять: в начале строк – 30 мм; в конце строк – 10 мм; от верхней или нижней строки текста до верхнего или нижнего края бумаги – 20 мм. Размер абзацного отступа должен быть одинаковым по всему тексту работы и равным 12,5 мм.
Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей ВКР, обозначенные арабскими цифрами. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номера подразделов состоят из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Нумерация пунктов должна состоять из номера раздела, подраздела и пункта, разделенных точкой. Заголовок разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа, с прописной буквы, без точки в конце, не подчеркивая. Заголовки структурных элементов располагают симметрично тексту и отделяют от текста интервалом в одну строку. Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 2 интервалам. Расстояние между заголовками раздела и подраздела – 1 интервалу
Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.
Основную часть выпускной квалификационной работы следует делить на разделы, подразделы, пункты и подпункты. Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание раздела. Разделы и подразделы нумеруют арабскими цифрами, например: Раздел 1, подраздел 1.1, пункт 1.1.1, подпункт 1.1.1.1, не более 4 цифр. Цифры разделяются точками, после последней цифры точка не ставится. Слово «Раздел», «Подраздел» не пишется. Например:
1. НАИМЕНОВАНИЕ ПЕРВОГО РАЗДЕЛА
Нумерация подразделов первого раздела
2. НАИМЕНОВАНИЕ ВТОРОГО РАЗДЕЛА
Нумерация подразделов второго раздела
Если работа имеет пункты, то они должны быть пронумерованы в пределах подраздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками, например:
3. НАИМЕНОВАНИЕ ТРЕТЬЕГО РАЗДЕЛА
3.1. Наименование первого подраздела третьего раздела
Нумерация пунктов первого подраздела третьего раздела
Заголовки разделов, а также «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЕ» следует располагать в середине строки и печатать заглавными буквами, без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, то они разделяются точкой.
Заголовки подразделов, пунктов и подпунктов, также, располагаются в середине строки, но печатаются с заглавной буквы. Запрещается оставлять заголовок подраздела или пункта на одной странице, а текст переносить на другую страницу.
Каждый раздел, «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЕ» начинаются с новой страницы.
Оформление иллюстративного материала
Иллюстрации (чертежи, схемы, графики, эскизы, диаграммы, фотоснимки, рисунки) располагают так, чтобы их было удобно рассматривать, непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые. Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок». На все рисунки должны быть даны ссылки по тексту пояснительной записки. Рисунки должны иметь наименования, которые помещают под рисунком. Точка после наименования рисунка не ставится.
Они нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы, или в пределах разделов, например (второй рисунок первого раздела):
Рисунок 1.1 - Динамика выдачи заработной платы по отделам
Оформление таблиц
Цифровой материал оформляется, как правило, в виде таблиц. Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором
впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице, а, при необходимости, в приложении к работе. На все таблицы должны быть приведены ссылки в тексте дипломной работы, при ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.
Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Название следует помещать над таблицей. Например:
Таблица 4.1 – Название таблицы
Ед. измерения
Заголовок 1 | Заголовок 2 | Заголовок 3 | |
подзаголовок 1 | подзаголовок 2 | ||
Таблицы нумеруют арабскими цифрами в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.
Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.
Большие таблицы располагают так, чтобы их можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке. Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа документа.
Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.
Если таблица выходит за формат страницы, часть её переносят на другую страницу. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы. Над второй частью таблицы располагают строку с нумерацией граф.
При переносе части таблицы на другую страницу слово «Таблица» и название помещают только над первой частью таблицы, над другими частями пишут, со сдвигом к правому полю, слова «Продолжение таблицы» с указанием номера таблицы.
Если в конце страницы таблица прерывается и ее продолжение будет на следующей странице, в первой части таблицы нижнюю горизонтальную линию, ограничивающую таблицу, не проводят.
Таблицы с небольшим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть рядом с другой на одной странице.
Если все показатели, приведенные в таблице, выражены в одной и той же единице, то ее обозначение помещается над таблицей справа.
Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента, обозначения марок материала, обозначения нормативных документов не допускается.
При наличии в тексте небольшого по объему цифрового материала его нецелесообразно оформлять таблицей, а следует давать в виде вывода (текста), располагая цифровые данные в колонки.
Формулы и уравнения
Уравнения и формулы выделяют из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знака (+), или после других математических знаков с их обязательным повторением в новой строке.
Формулы и уравнения в работе следует нумеровать в пределах раздела арабскими цифрами в круглых скобках напротив формулы в крайне правом положении. Например, (1.1), (1.2).
Непосредственно под формулой приводится расшифровка символов и числовых коэффициентов, если они не были пояснены ранее в тексте. Первая строка расшифровки начинается словом "где" без двоеточия после него.
Например:
Плотность каждого образца Р, кг/м3, вычисляют по формуле
P=m/V, (1)
где m - масса образца, кг;
V - объем образца, м3
Оформление приложения
В приложения включают дополнительный вспомогательный материал, к которому относятся промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, иллюстрации, заполненные формы отчетности и другие документы.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Приложения нумеруются соответственно прилагаемым документам. На верхней строке каждого документа приложения, по центру располагается слово «Приложение» с заглавной буквы без знаков препинания и порядковый номер. Приложение должно иметь заголовок, расположенный строкой ниже посередине. Заголовок приложения начинается с заглавной буквы, в конце него точка не ставится.
В тексте пояснительной записки должны быть ссылки на все приложения. Ссылка на них в тексте оформляется в скобках, например (приложение 1).
Страницы приложений нумеруются в сквозном порядке с пояснительной запиской, но в общий (основной) объем работы не засчитываются.
В содержание работы включают приложения с указанием номера страницы, с которого начинаются приложения.
Оформление цитат и ссылок
При ссылке в тексте на литературный источник после упоминания о нем проставляют в квадратных скобках номер, под которым он значится в списке использованных источников. В необходимых случаях (обычно при использовании цифровых данных или цитаты) указываются и страницы, на которых помещается используемый источник: Например [25, с. 14-19] или [28, т.1, c.128].
Также можно применять подстрочную сноску, которая помещается внизу той страницы, на которой было осуществлено цитирование, под текстом. В конце цитаты ставится арабская цифра, обозначающая порядковый номер сноски на данной странице, эта цифра располагается несколько выше данной строки. Этот же номер затем проставляется внизу данной страницы и далее описываются реквизиты цитируемого¹.
____________________________ Теличенко В.И. Основные итоги деятельности вуза в 2004-2005 годах и стратегические направления его развития// За строительные кадры. МГСУ -2006,№1-с.1. _________________________ 2 Там же. – С. 85. |
Ссылки на таблицы, рисунки, приложения указываются в круглых скобках: (таблица 2.1), (рисунок 4.2), (приложение 2) либо следует писать: «в соответствии с данными в таблице 1.5», «по данным рисунка 2.3», «в соответствии с приложением 1».
Оформление библиографии
Список использованных источников указывается в конце (перед приложениями). Сведения об источниках следует располагать по алфавиту в следующей последовательности - нормативно-правовые документы, далее – книги и периодические издания. Источники следует нумеровать арабскими цифрами без точки после номера и печатать с абзацного отступа. Например:
1. Душкина, М. Р. PR и продвижение в маркетинге: коммуникации и воздействие, технологии и психология: Учебное пособие [Текст] / М. Р. Душкина. – СПб. : Питер, 2010. –560 с.
2. Маркетинг территорий : учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / под общ. ред. О. Н. Романенковой. — М. : Издательство Юрайт, 2015. – 262 с.
3. Котлер, Ф. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. [Текст] / Ф. Котлер. Рекламодатель : теория и практика, 2009. –390 с.