Дидактические принципы, реализуемые при обучении самбо
Общеметодические принципы – это отправные положения, которыми необходимо пользоваться преподавателю физической культуры (тренеру), решая комплекс образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. К общеметодическим принципам относятся: принцип сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности. Характеристика этих принципы предусматривает раскрытие внутренних свойств, отражающих их связь с логикой определения меры педагогического воздействия на личность.
Принцип сознательности и активности. Назначение этого принципа в том, чтобы сформировать у занимающихся интерес, осмысленное отношение и потребность к физкультурно-спортивной деятельности, стремления к самопознанию и самосовершенствованию.
Сознательность – это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой сознательности является предвидение результатов деятельности.
Одним из важнейших требований данного принципа является определение адекватных целей и текущих педагогических задач, а такжеразъяснение их сущности занимающимся.
Активность - это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу.
Сознательность и активность – это два взаимосвязанных фактора. Сознательность без активности приводит к пассивной созерцательности, а активность без сознательности – к нецелесообразным действиям. Только через осознанную активность можно решить намеченные задачи.
Принцип наглядности–обозначает привлечение органов чувств человека в процессе познания. Он предусматривает формирование у занимающихся точного чувственного образа (модели деятельности) техники, тактики, проявляемых физических способностей не только по зрительным ощущениям, но главным образом, по совокупности ощущений, поступающих с других органов чувств: слуха, вестибулярного аппарата, рецепторов мышц.
Чтобы по-настоящему «прочувствовать» движение, его необходимо выполнить, но правильно выполнить движение невозможно, если не располагать предварительно соответствующими двигательными представлениями. Это противоречие решается двумя основными путями. Во-первых, путем соблюдения рациональной последовательности обучения, благодаря чему двигательный опыт, приобретаемый на предыдущих ступенях, естественно подводит к новым двигательным умениям. Во-вторых, путем комплексного использования разнообразных форм наглядности, в частности демонстрации изучаемых действий (показ действия умеющим выполнять его) и различного рода наглядных пособий, воссоздающих отдельные стороны этих действий в сочетании с образным словом, идеомоторным упражнением, а также имитационными и другими подводящими упражнениями.
Принцип доступности и индивидуализации– означает оптимальное соответствие задач, средств и методов физической культуры возможностям занимающегося. При реализации принципа должна быть учтена как готовность занимающегося к обучению, так и объективностьтрудностей, возникающих при выполнении заданий: координационнойсложности, опасности, энергоемкости. Достижение в занятии полного спедагогических позиций, соответствия между трудностями и возможностями занимающегося характеризует оптимальную меру доступности.
Принцип систематичностипредполагает построение учебно-воспитательного процесса в виде алгоритма и требует, чтобы занятияфизическими упражнениями не сводились к проявлению эпизодических, разрозненных мероприятий, а осуществлялись непрерывно и последовательно.
В основе этого лежат естественные закономерности развития морфофункциональных свойств организма, описанные по-своему еще Ж.Ламарком в известной формулировке «закона упражнения»: «...частое и неослабевающее употребление какого-нибудь органа укрепляет мало-помалу этот орган, развивает его, увеличивает и сообщает ему силу, соразмерную с длительностью самого употребления, тогда как постоянное неупотребление органа неприметно ослабляет его, приводит в упадок, последовательно сокращает его способности...». Справедливость данного высказывания, по сути, подтверждается массой фактов, выявленных к настоящему времени при изучении закономерностей онтогенеза
Фундаментальной основой принципа систематичности является:выполнение нагрузок в дидактически оптимальной последовательности,выполнение заданий на уровне доступной трудности, использованиеинтервала отдыха, обеспечивающего процесс суперкомпенсации функций.
Одним из важных аспектов в реализации принципа систематичности является многократное повторение одних и тех же заданий в отдельном занятии, а также самих занятий на протяжении относительнодлительного времени. Наряду с этим рассматриваемый принцип предусматривает определенную вариативность используемых средств, методов, нагрузок, форм организации занятий, условий их проведения, чтоявляется предпосылкой всестороннего и гармоничного развития индивида.
Смысловое содержание и формы реализации принципов обучения
Смысловое содержание принципов обучения самбо: воспитывающего обучения, научности, сознательности и активности, доступности, сочетания индивидуального и коллективного в обучении, наглядности, систематичности и последовательности, прочности.Формы реализации принципов обучения.Взаимосвязь правил дидактики: «от простого к сложному». «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному», «от частного к целому» с принципами обучения.
Необходимость обеспечения осознанного восприятия изучаемых движений, физических упражнений, элементов техники, практического применения осваиваемого материала в соревновательной деятельности.
Определение понятий: воспитание, обучение, принципы, знания, умение, навык, задачи обучения, средства обучения, методы, разучивание, тренировка, упражнение.
В числе принципов, выражающих фундаментальные закономерности построения системы занятий в физическом воспитании, один из важнейших — принцип непрерывности, обязывающий гарантировать в их общей последовательности перманентную преемственность эффекта занятий не допускать между ними перерывов, разрушающих этот эффект.
Вполне эффективной может быть лишь такая система занятий, в которой обеспечена постоянная связь между ними.
С этим принципом сопряжен принцип системного чередования нагрузок и отдыха, который вытекает из необходимости перемежать повышенную активность с отдыхом (как в ходе занятия, так и в общем режиме жизни) и предусматривает определенный порядок чередования их, не нарушающий преемственности эффекта занятий. Как уже говорилось, между занятиями, организуемыми в системе физического воспитания, практикуются интервалы трех типов:
1. ординарные,
2. суперкомпенсаторные,
3. жесткие.
Целесообразное наращивание развивающе-тренирующих воздействий достигаетсяглавным образом с помощью направленного увеличения двигательной активности путем:
- соответствующей конкретизации целевых установок при выполнении
физических упражнений и прогрессирующего изменения их моторныхпараметров (скорости, темпа и мощности движений, количества повторений);
- регулярного обновления состава упражнений и условий и выполнения
таким образом, чтобы они требовали возрастающих проявлений двигательныхи связанных с ними способностей;
-последовательного прироста суммарного объема и интенсивности
нагрузок, преодолеваемых в отдельных занятиях, их сериях и в рамках целыхэтапов физического воспитания.
Содержание и технические средства процесса передачи знаний
Содержание процесса передачи знаний. Способы контроля знаний. Технические средства передачи знаний (аудио, видео, аудиовизуальные, компьютерные).
Способы контроля знаний. Роль тренера в реализации принципов.
Признаки, определяющие нарушение того или иного принципа обучения самбо. Роль тренера в реализации принципов.