Взаимосвязь традиционных и частных методик обучения
Каждый тренер, в желании добиться от своих воспитанников высоких спортивных результатов, применяет разные формы и методы технической подготовки борцов. Часто в системе технической подготовки проявляется желание тренера создать борца по своему подобию или с ориентировкой на самые эффективные приемы ведущих борцов мира. И первый и второй методы имеют свои недостатки. Специфика этих методик существенно ограничивает развитие индивидуальных особенностей борцов, чем сдерживает прогрессирование технико-тактической подготовки спортсменов, не подходящим по своим морфофункциональным данным формируемой модели борца. Тем не менее, такая методика способствует ускоренному росту спортивного мастерства тех борцов, для которых применяемый метод оказался эффективным.
При всех различиях в частных методиках обучения и тренировки, роль специально-подготовительных упражнений координационной направленности остается главенствующей.
На основе обобщения традиционных форм и рациональных особенностей частных методик, применяемых в видах спортивной борьбы, все без исключения методикииспользуют упражнения в парах для специальной кондиционно-координационной подготовки самбистов.
Обучениюособенностям основных и вспомогательных упражнений способствуетприменение специально-подготовительных и подводящих упражнений для ускорения процесса обучения техническим действиям и повышения качества усвоения приемов.
Прежде чем приступать к непосредственному изучению бросков, занимающиеся должны обязательно освоить школу специальных движений и действий:
Способы маневрирования (захваты, передвижения, повороты, подвороты, перемещения и вращения с партнером);
Приемы самостраховки (варианты всевозможных падений на спину, на бок, на грудь с частичным и полным вращением) и страховки партнера;
Способы выведений из равновесия (рывком, толчком, скручиванием)
Специально-подготовительные упражнения имитационного характера (для задней подножки, для передней подножки, для отхвата, для подхвата, для бросков подворотом через бедро или спину, подсечек ( передней, боковой, изнутри, в темп шагов), для броска через плечи, для бросков захватом ног, для бросков седом ( зацепом бедром снаружи, передней подножки в падении, броска через голову), для бросков вращением, для бросков прогибом.
Применение специальных подвижных игр-единоборств (в касания, втеснения, в нарушение равновесия, в лишение опоры, игры-дебюты с определенными заданиями нападающему или спарринг-партнеру) является эффективным средством развития координационных способностей и специальной кондиционной подготовки.
Начиная непосредственное обучение бросковым действиям с применением традиционных методов обучения (целостно-конструктивного и расчлененно-конструктивного), необходимо обязательно помнить, понимать и рационально применять правила дидактики (от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от частного к целому).
Большой объем технических действий нападения и защиты в стойке и партере в периоде базовой технико-тактической подготовки самбистов обязывают тренеров, работающих с резервом, постоянно находиться в поисках эффективных методов обучения начинающих самбистов основам технико-тактического мастерства
Широкий диапазон приемов нападения в стойке, необходимых для освоения борцом в тренировочном процессе и последующего формирования индивидуального комплекса технико-тактических действий, способствовал созданию определенных способов распределения и последовательности освоения бросковых действий спортивной борьбы: линейного, концентрического, кустового и индивидуально-комплексного. Каждый из указанных способов имеет свои преимущества и недостатки, но в комплексе обеспечивает универсальное развитие специальной координационной способности борца и, как следствие, оптимальный подбор индивидуальных (коронных) технико-тактических действий для роста спортивного мастерства.
При применении линейного способа, процесс формирования двигательных умений выполнения отдельных элементов или броска в целом строится в следующей последовательности: первичная демонстрация броска должна способствовать проявлению повышенного интереса занимающихся к последующему освоению приема, поэтому выполнение броска должно быть максимально быстрым, качественным и привлекающим внимание занимающихся. Только после этого, раздельно по фазам и с объяснением основных нюансов техники, осваиваемый бросок выполняется борцами, применяя повторный метод обучения, с постоянным или сменяемым спарринг-партнером. Задание выполняется с определенным количеством повторений действий или с назначенным периодом времени работы.
Броски изучаются в следующей последовательности:
На месте, с подготовками (выведением из равновесия), выполняются отдельные элементы (фазы) броска. Целостное выполнение приема проводится с обязательным требованием четкости и качества проведения изучаемого действия с прогрессирующей скоростью выполнения заключительной фазы броска.
Для более качественного выполнения сближений с соперником (спарринг-партнером) при изучении многих бросков, особенно с поворотом спиной к сопернику, рекомендуется вначале освоить правильное взаиморасположение частей тела в конце первой фазы броска (входа), после чего нарабатывается умение быстрого принятия этого положения повторными выполнениями, с динамикой повышения скорости и точности входа .
Подбивающие действия, при возможности, не всегда должны приводить к падению спарринг-партнера.
Важным фактором осознанного выполнения изучаемого действия является обязательное указание обучаемым борцам сектора (места), куда должен приземлиться после броска соперник (спарринг-партнер) и оптимальной траектории полета (перемещения). Это особо значимо при выполнении бросков с поворотом к сопернику боком или спиной (т.е. с потерей зрительного ориентира).
Последующее освоение изучаемого броска организуется в движении с предварительным обоюдным захватом борцов. Взаимные перемещения и выполнение изучаемого броска проводятся с применением стандартного количества и направленности шагов. Обязательным, при этой форме заданий, является обучение занимающихся умению управлять перемещениями спарринг-партнера (целенаправленное воздействие руками для смещения центра тяжести соперника и синхронных передвижений вместе с ним).
Усложнение заданий создается выполнением броска в движении без предварительного захвата (захват приобретается во время сближения с движущимся навстречу спарринг-партнером).
Перемещения с партнером осуществляются как прямолинейно (вперед, назад), так и по кругу (вправо, влево).
Следующей организационной формой обучения является выполнение изучаемого броска в обусловленных ситуациях, с применением специальных заданий спарринг-партнеру по перемещению и взаимодействиям с исполнителем броска. Эффективным способом закрепления умений и реакции восприятия динамических ситуаций, создаваемых соперником (спарринг-партнером), является применение заданий для незамедлительного выполнения изучаемого броска, используя момент приобретения соперником (спарринг-партнером) захвата.
В приводимой методике обучения, как связующее звено в соединении техники и тактики, используется выполнение изучаемого броска с обманными действиями, где применяются приемы тактического раздела подготовки и проведения технических действий (вызов, угроза, двойной обман).
Последующее закрепление изучаемых действий осуществляется в разных по форме и содержанию учебных схватках (по заданию, с односторонним сопротивлением, с ограничением зрительного восприятия, со сменой спарринг-партнеров). Процесс непосредственного совершенствования изученных бросков основан на применении заданий тактической подготовки, где нарабатываются умения оперативного мышления, быстрой реакции на возникающие динамические ситуации, развивается чувство антиципации (предвидения). Основным средством формирования технико-тактического мастерства борцов остаются учебно-тренировочные, тренировочные и соревновательные схватки. Необходимо отметить, что с возросшими требованиями к повышению динамичности соревновательных поединков значительную роль в совершенствовании технико-тактического мастерства приобретают интервальные схватки.
Профессором Е.М.Чумаковым был предложен концентрический способ распределения бросков для изучения, при котором броски из всех классификационных групп осваиваются последовательно от занятия к занятию, способствуя расширению специальной координационной подготовленности спортсменов.Этот способ может эффективно применяться при ранней специализации борцов в начальном периоде обучения.
Для целенаправленной технико-тактической подготовки борцов к соревновательной деятельности в определенных захватах и взаиморасположениях к сопернику существенное значение имеет применение кустового способа распределения атакующих действий в стойке. В этом способе борцу предлагается овладеть выполнением бросков из разных классификационных групп с определенного захвата в разных направлениях(захват используется полностью или частично). Вариативность применения кустового способа предусматривает смену стандартных захватов и взаиморасположений.